Лекции по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:22, курс лекций

Описание работы

8 . Классификация расходов бюджетов поэкономическому и материально-вещественному содержанию.
15. Этапы бюджетного процесса. Казначейское исполнение бюджета.

Файлы: 1 файл

налоги (2).docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Методы бюджетного планирования:

1.Нормативный метод предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для бюджетного планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы могут служить необходимым условием для внедрения автоматизированных (экономико-математических) методов в бюджетное планирование.

2.Использование балансового метода позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции распределения средств между бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы.

3.Самым распространенным является индексный метод прогнозирования, который предполагает широкое использование системы разнообразных макроэкономических индексов-дефляторов динамики экономических процессов. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. Но применение этого метода является правомерным только при наличии уверенности в объективности базовых показателейПри индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д.

4.Метод математического моделирования, основанный на применении экономико-математической модели, позволяет учесть множество взаимных связывающих факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий, соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политики.

5.К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономических процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют, и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов-экспертов. Балансовый метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.

6.Программный подход к формированию расходов бюджета позволяет при оценке финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятого решения (бюджетной программы), применять различные методы бюджетного планирования, обусловленные спецификой планируемых расходов: нормативный, предметно-целевой, балансовый, метод коэффициентов, метод экономического анализа и другие. Главным достоинством данного метода является то, что целевая программа способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию бюджетных средств, направленных на решение наиболее актуальных проблем региона, муниципального образования, государства в целом.

 

12. Понятие бюджетной системы, уровни  бюджетной системы. Состав бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Консолидированный бюджет.

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней, основанную на социально-экономических  взаимоотношениях и бюджетном законодательстве.

 Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ- это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

Средства федерального бюджета  – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений  в сфере производства, освоения новых  комплексов для производства.

В развитии искусства, средств  массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности федеральный  бюджет играет основную роль.

Федеральный бюджет наделен  неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных  фондов.

Основным источником доходов  федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный  бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость  и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе  занимают импортные пошлины). Остальную  часть образуют подоходный налог  с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной  собственности, от внешнеэкономической  деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства.

Поступления от целевых бюджетных  фондов – это около 11 % (Федеральный  экологический фонд, Федеральный  дорожный фонд и т. д.).

Федеральный бюджет – это  инструмент межрегионального перераспределения  общегосударственных средств.

Региональные бюджеты  – центральное звено территориальных  бюджетов, которые служат для финансового  обеспечения задач, лежащих на государственных  органах управления субъекта РФ.

В соответствии с БК РФ, доходы: региональных бюджетов формируются  за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и  сборы: 1) налог на имущество предприятий; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог;5) налог  с продаж;6) налог на игорный бизнес;7) региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам  относятся доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ, и доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти субъектов  РФ.

Регулирующие доходы –  это отчисления от федеральных налогов  и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Местные бюджеты – это  третий уровень бюджетной системы  РФ.

Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный  бюджет) является формой образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги).

Местные бюджеты выполняют  следующие функции:1) формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных  органов власти;2) распределяют и  используют эти фонды между отраслями  хозяйства;3) контролируют финансово-хозяйственную  деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам  власти.

В состав собственных доходов  местных бюджетов входят:1) местные  налоги и сборы ( земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследство или дарение; местные лицензионные сборы;)

2) доходы от приватизации, (в том числе доходы от приватизации  объектов государственной и муниципальной  собственности; доходы от продажи  земли; доходы от продажи квартир  гражданам; средства обязательного  медицинского страхования, средства  внебюджетных и отраслевых фондов)

В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления: 1) от налога на добавленную стоимость; 2) от акцизов; 3) от налога на прибыль предприятий; 4) от подоходного налога с физических лиц.

В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный бюджет –  это свод бюджетов всех уровней, который  включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. Консолидированный  бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные  бюджеты.

В бюджетном планировании используются показатели консолидированных  бюджетов. Объемы консолидированных  бюджетов административно-территориальных  преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций  и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты  субъектов РФ.

Роль консолидированных  показателей важна при проведении анализа формирования и использования  централизованного финансового  фонда страны.

 

13. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Принцип разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов м/у бюджетамибюджетной системы Российской Федерации: означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип самостоятельности  бюджетов подразумевает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов; недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип полноты  отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов: все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Принцип прозрачности (открытости): обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Принцип достоверности  бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

Принцип подведомственности расходов бюджетов.Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы - зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Информация о работе Лекции по "Бюджету"