Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы разобраться в особенностях и принципах построения местных налогов.
Задачи:
-проанализировать доходные поступления местных бюджетов на примере г.о. Тольятти за несколько лет;
-выявить роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов
- определить особенности формирования местных налогов;
- определить особенности формирования местных бюджетов;
- понять особенности российской налоговой системы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Принципы построение и этапы становления налоговой системы России
Принципы построения налоговой системы России………………………………….4
Этапы становления налоговой системы России……………………………..……….7
Особенности российской налоговой системы……………………………………….10
Классификация налогов……………………………………………………………….14
Местные бюджет
Характеристика и особенности формирования местных бюджетов…………...….18
Характеристика и особенности местных налогов………………………………..…22
Роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов……23
Анализ доходных поступлений местных бюджетов на примере г.о. Тольятти за несколько лет. Выводы и рекомендации по результатам анализа……………..…..26
Заключение………………………………………………………………………..…....27
Литература ………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.10 Кб (Скачать файл)

При формировании налоговой  системы РФ сделана попытка учесть разработанные ранее налоговой  практикой зарубежных стран принципы налогообложения. Однако в силу сложной  социально-экономической действительности они не могли в полном объеме лечь в основу нашей налоговой системы.

В соответствии с действующими законами о налогах в Налоговом  кодексе сформулированы следующие  принципы, регулирующие налогообложение  на всей территории страны:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  • Налогообложение должно быть всеобщим и равным, причем при расчете налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налогообложение должно быть справедливым.
  • Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Необходим научный подход к определению величины ставок налога, которая позволила налогоплательщику после оплаты налога осуществлять нормальное развитие.
  • Налоги должны быть сформулированы в законодательных актах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он обязан платить.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых,
  • национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Не допускается принимать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров или финансовых средств.
  • Установление, изменение, отмена федеральных налогов должны осуществляться в соответствии с НК, налогов регионов и местных органов самоуправления — согласно законам или решениям субъектов РФ и нормативным представительным актам органов на местах.
  • Никто не обязан уплачивать налоги, сборы или иные платежи, не установленные НК.
  • Нормативные правовые акты исполнительных органов о налогах и сборах не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
  • Законодательные акты о налогах должны соответствовать НК. Принципы, установленные НК, имеют важное значение для российской налоговой системы. Они способствуют стабилизации налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия[3,с 29].

 

  1. Особенности российской налоговой системы

 

Налоговая система Российской Федерации как важная составляющая государственной системы в целом  представляет собой совокупность взимаемых  налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля.

Основы существующей в  настоящее время российской налоговой  системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1 и соответствующих  законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г. С принятием этих законов  в России впервые за многие десятилетия  была создана налоговая система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной современной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений.

Однако введенная налоговая  система Российской Федерации была сформирована буквально в течение  нескольких месяцев фактически путем  копирования западных налоговых  систем. Одновременно при ее формировании закладываемые принципы налогообложения  приспосабливали к реалиям экономики  переходного периода. В результате получился симбиоз западных образцов и российских особенностей. Созданная  таким образом налоговая система  России была нацелена в первую очередь  на обеспечение фискальных интересов  государства, при ее формировании исходили из политики максимальных налогов. Вместе с тем достаточных экономических, социальных и политических предпосылок  для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела  к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем:

  • у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях;
  • широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств. При этом каждый второй легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, а из оставшихся практически каждый второй - налогов платил меньше, чем положено по закону;
  • массовый характер приобрела так называемая теневая экономика, уровень производства в которой по разным оценкам достигал от 25 (по официальным данным Госкомстата России) до 40% (по оценкам экспертов). Укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран;
  • созданная система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень поступления налогов, что обусловливало постоянное сокращение даже минимальных государственных расходов.

Дальнейшее развитие налоговой  системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная  с 1996 г. последовательно сокращалось  число многочисленных налоговых  льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые  искажали суть налоговой системы. Одновременно осуществлялись разработка Налогового кодекса РФ и подготовка к его принятию.

В 1998 г. была принята и  с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой  системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а  также весь комплекс взаимоотношений  государства с налогоплательщиками  и их агентами. С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.

В настоящее время налоговая  система Российской Федерации состоит  из следующих взаимосвязанных элементов - подсистем, формирующих ее структуру. В приложении1представлена структура налоговой системы Российской Федерации.

Все подсистемы налоговой  системы взаимодействуют между  собой, а налоговая система в  целом взаимодействует с субъектом  налогообложения в лице налогоплательщиков.

В настоящее время налоговой  системе Российской Федерации соответствуют  следующие организационные принципы:

  • принцип единства - Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • принцип подвижности (пластичности) предполагает, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективной необходимостью и возможностями государства;
  • принцип множественности налогов включает несколько аспектов, важнейший из которых устанавливает следующее: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая соответствовала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам;
  • принцип стабильности предусматривает, что налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы;
  • принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в следующем: единое экономическое пространство РФ обусловливает политику государства на унификацию налоговых платежей. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Кроме перечисленных налогов  и сборов на территории РФ в соответствии с главой 26.1 - 26.4 НК установлены также  специальные налоговые режимы. Специальные  налоговые режимы - это особый порядок  налогообложения и особый вид  федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает  от обязанности по уплате отдельных  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов.

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  системы налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости. В приложение 3 представлен состав обязательных элементов налоговой системы Российской Федерации.

Из всего многообразия видов налогов, установленных в  налоговой системе России, фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими.

Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения планировалась  исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно  косвенные налоги, в то время как  прямые налоги - играть роль экономического регулятора доходов корпораций и  физических лиц.

Исключительные особенности  имеет российская налоговая система  в части классификации налогов  по субъекту уплаты. Структура налоговой  системы России в зависимости  от субъекта уплаты налогов достаточно убедительно показывает преобладание налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из пятнадцати видов налогов, установленных налоговой системой России, девять видов налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трех видов налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и еще три вида налогов платят исключительно физические лица.

Специфика структуры российской налоговой системы в части  субъекта уплаты налогов характеризуется  следующими обстоятельствами:

  • низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой;
  • в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения;
  • существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов.

В результате этого отсутствует  реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. В отличие от других стран в российской налоговой  системе весьма редко используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные  ставки применяются в отношении  лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли, практически в двух случаях:

  • при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества;
  • прогрессивные ставки применяются при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя.

В российской налоговой системе  преимущественно устанавливаются  и применяются пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует  в одинаковом проценте к объекту  обложения, т.е. без учета изменений  его величины. Такие ставки применяются  в отношении НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц и налог  на прибыль юридических лиц.

Таким образом, налоговая  система России прошла несколько  этапов развития и в настоящее  время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню  налоговых платежей в основном соответствует  системам налогообложения, действующим  в странах с рыночной экономикой.

 

  1. Классификация налогов

 

Государство использует для  косвенного воздействия на экономику  и формирования своих доходов  целую совокупность налогов, которая  требует своего упорядочения и классификации  – группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации  могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект –  налогоплательщик, характер применяемых  ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок  введения налога, уровень бюджета, в  который зачисляется налог, целевая  направленность налога и др.

В зависимости от метода установления налогов и способа  их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются  в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или  экономический потенциал (способность  приносить доход) юридических лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс  извлечения прибыли (дохода). Косвенные  налоги связаны с экономическим  потенциалом налогоплательщика  лишь косвенно, они взимаются через  цену товара и вытекают из хозяйственных  актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования  прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.

Информация о работе Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета