Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы разобраться в особенностях и принципах построения местных налогов.
Задачи:
-проанализировать доходные поступления местных бюджетов на примере г.о. Тольятти за несколько лет;
-выявить роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов
- определить особенности формирования местных налогов;
- определить особенности формирования местных бюджетов;
- понять особенности российской налоговой системы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Принципы построение и этапы становления налоговой системы России
Принципы построения налоговой системы России………………………………….4
Этапы становления налоговой системы России……………………………..……….7
Особенности российской налоговой системы……………………………………….10
Классификация налогов……………………………………………………………….14
Местные бюджет
Характеристика и особенности формирования местных бюджетов…………...….18
Характеристика и особенности местных налогов………………………………..…22
Роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов……23
Анализ доходных поступлений местных бюджетов на примере г.о. Тольятти за несколько лет. Выводы и рекомендации по результатам анализа……………..…..26
Заключение………………………………………………………………………..…....27
Литература ………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.10 Кб (Скачать файл)

определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть вторая в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно

Экономическая особенность их сущности местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • •контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным  образованиям минимальные местные  бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы  местных бюджетов устанавливаются  законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных  местных бюджетов формируется путем  закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным  законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Свободные переходящие остатки  местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

 

    1. Характеристика и особенности местных налогов

 

Под местными налогами и  сборами понимаются обязательные платежи  юридических и физических лиц  поступающие в бюджет органов  местного самоуправления в порядке  и на условиях, определенных законодательными актами.

Характерными особенностями  системы налогообложения являются:

-Многообразие налоговых  платежей.

-Преобладание в местном  налогообложении прямых налогов.

-Отсутствие ограничений  при обложении местными налогами.

-Отсутствие для большинства  местных налогов и сборов инструкций  министерства финансов и государственной  налоговой службы РФ.

-Плательщиками местных  налогов и сборов выступают  одновременно и юридические и  физические лица.

-Невысокая доля поступлений  от местных налогов и сборов  в местные бюджеты.

Введение местных налогов  и сборов предусмотрено законодательством  как дополнение действующих федеральных  налогов. Это позволило более  полно учесть разнообразие местных  потребностей и виды доходов для  местных бюджетов.

Сохранены три основных вида местных налогов – земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу. Местный налог на наследование или дарение заменяет ранее действовавшей региональный налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

 

    1. Роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов

 

Бюджеты муниципальных образований  являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом  развитии муниципальных образований  возрастает в связи с расширением  прав местных органов власти в  соответствии с Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении".

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

- сосредоточение финансовых  ресурсов в бюджете муниципального  образования позволяет местным  органам власти иметь финансовую  базу для реализации своих  полномочий в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  в которой записано: "Местное  самоуправление в Российской  Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов  местного значения, владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью". И далее в  Конституции сказано: "Органы  местного самоуправления самостоятельно  управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют  охрану общественного порядка,  а также решают иные вопросы  местного значения".

- главная роль местных  бюджетов - создание финансовой базы.

Формирование бюджетов муниципальных  образований, сосредоточение в них  денежных ресурсов дает возможность  муниципалитетам в полной мере проявлять  финансово-хозяйственную самостоятельность  в расходовании средств на социально-экономическое  развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам  муниципальной власти обеспечить планомерное  развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда  и дорожного хозяйства. С помощью  местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий. С этой целью  формируются и реализуются региональные программы экономического и социального  развития муниципальных образований  по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых  случаях межбюджетные отношения.

Имея, в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать  нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях  непроизводственной сферы (школах, больницах  и др.)

Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

Финансовые органы муниципалитетов  могут через местные бюджеты  оказывать воздействие на образование  оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования  материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств  и промыслов.

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что  кризисной является в экономике  страны инфляция, и настроенность  финансовой системы не позволяет  местным бюджетам проявлять в  полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный  дефицит (превышение доходов над  расходами).

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом  развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение  органов местного самоуправления дополнительными  полномочиями по формированию доходов  местных бюджетов и их использованию.

Порядок формирования местных  финансов определен Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления" от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ. Настоящий  закон определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает  источники формирования и направления  использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности  деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных  районов» и иными нормативными правовыми  актами городской округ Тольятти, начиная с 2008 года, ежегодно подготавливает Доклад мэра городского округа Тольятти перед Правительством Самарской  области о достигнутых значениях  показателей для оценки эффективности  деятельности органов местного самоуправления городского округа Тольятти за отчетный год и их планируемых значениях на последующий 3-летний период.

Правительством РФ и Правительством Самарской области установлено 173 показателя  эффективности деятельности  органов местного самоуправления по следующим сферам:

дорожное хозяйство и  транспорт

развитие малого предпринимательства

Улучшение инвестиционной привлекательности

сельское хозяйство

здравоохранение

образование

жилищно-коммунальное хозяйство  и жилищное строительство

организация муниципального управления

благоустройство, санитарное состояние территории муниципального образования, обеспеченность зелеными насаждениями и качество озеленения.

Оценка эффективности  деятельности 37 муниципальных образований (10 городских округов и 27 муниципальных  районов) Самарской области  и  их рейтингование осуществляется аппаратом  Правительства Самарской области  при участии Государственного университета «Высшая школа экономики» в целях  определения городских округов  и муниципальных районов, достигших  наилучших абсолютных значений  и динамики показателей деятельности органов местного самоуправления и  выделения им грантов из бюджета  Самарской области. [4,c 29]

 

  1. Анализ доходных поступлений местных бюджетов на примере г.о. Тольятти за несколько лет. Выводы и рекомендации по результатам анализа.

 

Возьмем, к примеру, поступления  в местный бюджет г.о. Тольятти от малого предпринимательства [5,c 29]. Из таблицы в приложении 4 мы видим, что при увеличении количества малых предпринимательств в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 100, а в процентном соотношении на 8,9% непосредственно повлияло на снижение количества поступлений в местный бюджет на 1%, которые составили в 2009 году9 600 тыс. рублей, а в 2010 году 9 500 тыс. рублей.

При выполнении прогнозируемого  плана первого варианта количество предприятий в 2011 году останется прежним, что составит 1 100, в 2012 году увеличится на 100 или на 4,9%, что составит 1 200 малых предпринимательств, в 2013 году их количество увеличится еще на 100 или на 6,4% и составит 1 300, что повлечет за собой изменения в поступлениях в местный бюджет в 2011 году вырастит на 200 тыс. рублей  или 2,1%  и составит 9 700 тыс. рублей, в 2012 году вырастит  на 400 тыс. рублей или на 6,3% и составит 10 100 тыс. рублей, в 2013 году вырастит на 600 тыс. рублей или на 5,9% и составит10 700 тыс. рублей. А при выполнении прогнозируемого плана второго варианта количество предприятий в 2011 году возрастетна 100 или на 7% и составит 1 200 в 2012 году увеличится на 100 или на 9,5%, что составит 1 300 малых предпринимательств, в 2013 году их количество увеличится еще на 200 или на 14% и составит 1 500, что повлечет за собой изменения в поступленияхв местный бюджет в 2011 году вырастит на 600 тыс. рублей  или 6,3%  и составит 10 100 тыс. рублей, в 2012 году вырастит  на 800 тыс. рублей или на 7,9% и составит 10 900 тыс. рублей, в 2013 году вырастит на 1 700 тыс. рублей или на 15,6% и составит12 600 тыс. рублей [Приложение 4].

Информация о работе Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета