3.
Включение в перспективный финансовый
план ежегодно смещаемого на
год вперед распределения ассигнований
между субъектами бюджетного
планирования на трехлетний период.
4.
Введение в практику бюджетного
процесса формирования ведомственных
целевых программ, в рамки которых
должна быть включена значительная
часть бюджетных расходов, осуществляемых
по сметному принципу.
5.
Переход к распределению бюджетных
ресурсов между распорядителями
бюджетных средств и бюджетными
программами в зависимости от
планируемого уровня достижения
поставленных перед ними целей,
в соответствии со среднесрочными
приоритетами социально-экономической
политики и в пределах прогнозируемых
на долгосрочную перспективу объемов
бюджетных ресурсов.
6.
Расширение сферы применения
механизмов поддержки отобранных
на конкурсной основе региональных
и муниципальных программ бюджетных
реформ.
Таким образом, к числу наиболее распространенных
методов бюджетного планирования относят
методы: экономического анализа, индексный,
балансовый, нормативный, программно-целевой,
бюджетирование, ориентированное на результат.
1.3
Методы бюджетного прогнозирования
Бюджетное прогнозирование - обоснованное,
опирающееся на реальные расчеты
предположение о направлениях
развития бюджета, возможных состояниях
его доходов и расходов в
будущем, путях и сроках достижения
этих состояний [13].
Под методами прогнозирования
следует понимать совокупность
приемов и способов мышления,
позволяющих на основе ретроспективных
данных внешних и внутренних
связей объекта прогнозирования,
а также их измерений в рамках
рассматриваемого явления или
процесса вывести суждения определенного
и достоверного относительно
будущего состояния и развития
объекта.
К
методам бюджетного прогнозирования
можно отнести:
-
метод экспертных оценок;
-
метод экстраполяции;
-
метод исторических аналогий.
Методы
экспертных оценок
Сущность методов экспертных
оценок заключается в том, что
в основу прогноза закладывается
мнение специалиста или коллектива
специалистов, основанное на профессиональном,
научном и практическом опыте.
Различают индивидуальные и коллективные
экспертные оценки.
Индивидуальные экспертные оценки
основаны на использовании мнений
экспертов-специалистов соответствующего
профиля. Среди индивидуальных
экспертных оценок наиболее широкое
распространение получили методы
интервью, аналитический, написания
сценария.
Метод интервью предполагает
беседу прогнозиста с экспертом
по схеме вопрос - ответ, в процессе
которой прогнозист в соответствии
с заранее разработанной программой
ставит перед экспертом вопросы
относительно перспектив развития
прогнозируемого объекта.
Аналитический метод предусматривает
тщательную самостоятельную работу
эксперта над анализом тенденций,
оценкой состояния и путей
развития прогнозируемого объекта.
Эксперт может использовать всю
необходимую ему информацию об
объекте прогноза. Свои выводы
он оформляет в виде докладной
записки.
Наиболее достоверными являются
коллективные экспертные оценки.
Методы коллективных экспертных
оценок предполагают определение
степени согласованности мнений
экспертов по перспективным направлениям
развития объекта прогнозирования,
сформулированным отдельными специалистами.
В современных условиях используется
математико-статистический инструментарий
для обработки результатов опроса
экспертов.
Для организации проведения экспертных
оценок создаются рабочие группы,
в функции которых входят проведение
опроса, обработка материалов и
анализ результатов коллективной
экспертной оценки. Рабочая группа
назначает экспертов, которые
дают ответы на поставленные
вопросы, касающиеся перспектив
развития данного объекта. Количество
экспертов, привлекаемых для разработки
прогноза, может колебаться от 10
до 150 человек в зависимости от сложности
объекта. Определяется цель прогноза,
разрабатываются вопросы для экспертов.
При проведении опроса необходимо обеспечить
однозначность понимания отдельных вопросов
и независимость суждений экспертов. После
опроса осуществляется обработка материалов,
полученных в результате коллективной
экспертной оценки. Окончательная оценка
может определяться как среднее суждение
или как среднее арифметическое значение
оценок всех экспертов [11,с. 212].
Методы
экстраполяции
В методическом плане основным
инструментом любого прогноза
является схема экстраполяции.
Сущность экстраполяции заключается
в изучении сложившихся в прошлом
и настоящем устойчивых тенденций
развития объекта прогноза и
в переносе их на будущее.
Различают формальную и прогнозную
экстраполяцию. Формальная экстраполяция
базируется на предположении
о сохранении в будущем прошлых
и настоящих тенденций развития
объекта прогноза; при прогнозной
экстраполяции фактическое развитие
увязывается с гипотезами о
динамике исследуемого процесса
с учетом изменений влияния
различных факторов в перспективе.
Методы экстраполяции являются
наиболее распространенными и
проработанными. Основу экстраполяционных
методов составляет изучение
эмпирических рядов. Эмпирический
ряд -- это множество наблюдений,
полученных последовательно во
времени.
В экономическом прогнозировании
широко применяется метод математической
экстраполяции, в математическом
смысле означающий распространение
закона изменения функции из
области ее наблюдения на область,
лежащую вне отрезка наблюдения
[11, с. 212].
Метод
исторических аналогий
Методы исторических аналогий
следует использовать при прогнозировании
развития новых объектов и
процессов, по которым нет ретроспективной
информации. Суть метода заключается
в выборе объекта-аналога для
объекта прогнозирования, который
в своем развитии опережает
объект прогнозирования. Прогноз
будет заключаться в сопоставлении,
имеющейся информации по объекту-аналогу
со специфическими особенностями
объекта прогнозирования, на основании
этого делается заключение о
развитии объекта прогнозирования в будущем.
Однако, несмотря на всю привлекательность,
данный метод имеет целый ряд ограничений
и сложностей в процессе применения. Во-первых,
следует очень внимательно и тщательно
подходит к подбору объектов-аналогов.
Во-вторых, следует учитывать все специфические
особенности объекта прогнозирования,
а также действия внешних факторов.
Итак, под методами прогнозирования
следует понимать совокупность
приемов и способов мышления,
позволяющих на основе ретроспективных
данных внешних и внутренних
связей объекта прогнозирования,
а также их измерений в рамках
рассматриваемого явления или
процесса вывести суждения определенного
и достоверного относительно
будущего состояния и развития
объекта. К числу наиболее распространенных
методов бюджетного прогнозирования
относят: метод экспертных оценок,
метод экстраполяции; метод исторических
аналогий [11, с. 211].
2.Планирование
бюджета муниципального образования
- города Калининград
2.1
Экономическая характеристика города
Калининград
Экономика Калининградской области
характеризуется достаточно высокой
степенью диверсификации - в регионе
не существует отраслей и кластеров,
которые могли бы монопольно
определять основные экономические
тенденции развития. С одной стороны,
это является признаком устойчивости
экономической системы и указывает
на достаточно эффективный слой
среднего и малого бизнеса.
С другой стороны, в условиях
растущей конкуренции в регионе
Балтики отсутствие крупных производств
и сервисных отраслей снижает
возможности макрорегионального
позиционирования и определения
собственной специализации, востребованной
в окружающем экономическом пространстве.
Динамика валового регионального
продукта Калининградской области
за последние несколько лет,
предшествовавших мировому финансово-экономическому
кризису, свидетельствует о высоких
темпах роста экономики региона,
значительно опережающих темпы
роста экономики по России
в целом.
Таблица
2.1.Динамика ВРП Калининградской
области и ВВП России в 2003-2010 гг.
в сопоставимых ценах, в процентах
(%) к предыдущему году
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
ВРП Калининградской области |
109,5 |
109,3 |
112,6 |
103,6 |
127,6 |
119,9 |
109,9 |
86,6 |
ВВП по России |
104,7 |
107,3 |
107,2 |
106,4 |
107,4 |
108,1 |
105,6 |
91,5 |
Анализ
доходов бюджета за 2010 год
Бюджет
городского округа на 2010 год утвержден
решением окружного Совета депутатов
Калининграда от от «16» декабря 2009 года
г. № 325 по доходам в сумме 8 147 317,04 тыс. рублей
(Приложение 1), исходя из:
-
налоговым и неналоговым доходам
в сумме 5 651 867,0 тыс. руб.;
-
финансовой помощи из областного
бюджета в сумме 1 279 705,04 тыс. руб.
-
средств безвозмездных поступлений
в сумме 1 215 745,0 тыс. руб.
Бюджет города по доходам исполнен
в сумме 8 147 317,04 тыс. рублей. или на
129,3% к утвержденному плану и на 94,8% к уточненным
плановым назначениям (10836,3 млн. руб.), в
том числе по налоговым и неналоговым
доходам - 5 651 867,0 тыс. руб.(98% уточненного
плана), финансовой помощи из бюджетов
вышестоящего уровня - 1 279 705,04 тыс. руб.
.(88,4%), безвозмездным поступлениям от государственных
организаций - 10,5 млн. руб. .(100%), средств
безвозмездных поступлений в сумме 1 215
745,0 тыс. руб.
По сравнению с соответствующим
периодом прошлого года общий
объем доходов городского бюджета
увеличился на 0,7%. Налоговые и
неналоговые доходы составили
54,4% от общей суммы доходов
бюджета за отчетный период.
В связи с изменением межбюджетных
отношений и значительным снижением
доходов, получаемых в виде
арендной платы за землю и
муниципальное имущество, удельный
вес налоговых доходов в отчетном
периоде вырос по сравнению
с 2009годом на 2,6%, вместе с тем соответственно
уменьшилась доля неналоговых доходов.
В структуре доходной части
бюджета наибольший удельный
вес занимают налоги на совокупный
доход - 34,2%, налог на доходы
физических лиц - 33,9%, доходы, получаемые
в виде арендной платы за
землю - 9,3%, доходы от продажи
материальных и нематериальных
активов - 10,0%.
Анализ
расходов бюджета за 2010 год
Бюджет городского округа по
расходам за 2010 год исполнен в сумме
8 486 429,04 тыс. руб., т.е. на 92% к уточненному
и на 130,9% к утвержденному годовому плану
(Приложение 1). За отчетный период расходы
бюджета уточнялись на сумму 3573,8 млн. руб.
в том числе:
1)
за счет остатков бюджетных
средств, сложившихся по состоянию
на 01.01.2005 года - на 687,6 млн. руб.,
2)
за счет дополнительно полученных
средств областного и федерального
бюджета - 2779,9 млн. руб.;
3)
за счет дополнительно полученных
доходов от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями на сумму
153,7 млн. руб.;
4)
за счет средств Фонда социального
страхования на проведение летней
и осенней оздоровительной компании
- 10,5 млн. руб.;
5)
за счет средств полученных
от сдачи в аренду муниципального
имущества, находящегося в оперативном
управлении бюджетных учреждений
- 3,9 млн. руб.;