Методологические основы бюджетного планирования и прогнозирования на примере бюджета города Калининград

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:

- изучение научных основ финансового планирования и прогнозирования;

- изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования;

- рассмотрение методологических подходов к планированию расходов бюджета города Калининград;

- внесение предложений по повышению эффективности планирования расходов бюджета города Калининград.

Содержание работы

Введение........................................................................................................................................3

1. Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования............................4

1.1 Научные основы финансового прогнозирования и планирования..................................4

1.2 Методы бюджетного планирования.....................................................................................7

1.3 Методы бюджетного прогнозирования..............................................................................13

2.Планирование бюджета муниципального образования города Калининград..................16

2.1 Экономическая характеристика города Калининград......................................................16

2.2 Планирование бюджета города Калининград программно-целевым методом..............19

3. Предложения по эффективному планированию бюджета города Калининград..............25

Заключение...................................................................................................................................28
Список использованных источников........................

Файлы: 1 файл

Курсовая по гр.docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)

       Стоит отметить, что с целью  благоустройства города Калининград  разработаны 2 ведомственные программы  «Модернизация сетей наружного  освещения города Калининграда  «Светлый город» и «Благоустройство  дворовых территорий на 2009-2011 годы  «Мой двор».

       ВЦП Модернизация сетей наружного  освещения города Калининграда  «Светлый город» разработана  в связи с тем, что большинство  сетей г. Калининграда введено  в эксплуатацию в 1960-1970 годах  прошлого столетия и не соответствует  технологическим и функциональным  требованиям. И в связи со  значительным износом основных  средств не может быть обеспечена  безопасность работы сетей города. К задачам данной программы  относятся - обеспечение освещением  внутриквартальных улиц, проездов  и дворовых территорий на 62 объектах; обеспечение освещением территорий  объектов социальной сферы: школ, детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения и т.  п. на 63 объектах; обеспечение освещением  территорий 6 поселков; повышение комфортности  проживания; повышение безопасности  дорожного движения. Объем средств,  предусмотренных для финансирования  данной программы в 2011 году  составляет 32,8 млн.руб. Что безусловно  повлияло на формирование расходов  бюджета города Калининград на 2011 год, в частности расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

       Ведомственная целевая программа «Молодежь Калининграда» разработана в связи с тем, что в современных условиях резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. 26% от общей численности жителей города Калининграда (113169 человек) - это граждане в возрасте от 14 до 30 лет. С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих социальное состояние в молодежной среде: размываются ценностные и морально-нравственные ориентиры как естественный процесс разрушения механизма передачи социального опыта и целей общественного развития; снижается физическая и психическая дееспособность молодежи. С другой стороны, определенная часть молодежи обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы, инноваций и наиболее восприимчива к ним. Комплекс основных мероприятий по реализации программы направлен на поэтапное решение проблем, являющихся основными факторами в развитии отрасли "Молодежная политика". Основные принципы данной программы позволяют сосредоточить внимание и усилия ее исполнителей на отдельных, четко определенных приоритетных направлениях и задачах, соответствующих общей ситуации развития муниципальной молодежной политики, а также направить на их решение основные ресурсы. К задачам ВЦП «Молодежь Калининграда» относятся - создание условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, популяризации в молодежной среде здорового образа жизни; осуществление поддержки социально значимых молодежных проектов, инициатив, программ в области досуга, занятости, здоровья, спорта, общественной жизни; содействие инфраструктурному, ресурсному и информационному обеспечению субъектов молодежной политики. Объем финансирования данной программы составляет 7134 тыс. руб., в том числе по годам: 2011г. - 2065 тыс. руб, 2012 г. - 2069 тыс. руб, 2013 г. - 3000 тыс. руб. Величина расходов на реализацию программы «Молодежь Калининграда» безусловно повлияла на формирование расходов бюджета города по статье «социальная политика», величина которой в 2011 году составила более 347 млн.руб.

        Итак, можно сделать вывод, что областные целевые программы представляют собой комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение проблем экономического, экологического, социального и культурного развития города Калининград. Программы, реализуемые в настоящее время на территории Калининграда отражают приоритеты политики в конкретных сферах деятельности администрации области. В целом программно-целевой подход к решению социально-экономических проблем себя оправдывает. Однако уровень структурированности большинства из действующих программ и уровень адекватности используемых в них контрольных показателей нуждается в серьезном улучшении.

 

3.Предложения  по эффективному планированию  бюджета города Калининград

 

         В целях более эффективного  планирования доходов бюджета  города Калининград можно предложить  следующие меры:

- Принять дополнительные меры  по повышению уровня налогового  администрирования в целях обеспечения  своевременного и полного взыскания  причитающихся бюджету города  Калининград поступлений и сокращения задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему города.

 

- Обеспечить систематический мониторинг  формирования доходов бюджета  города Калининград в целях  своевременной оценки необходимости  корректировки поступлений, прогнозируемых  на 2012 год.

- Повысить эффективность использования  муниципальной собстевнности.

 

       В целях более эффективного  планирования расходов бюджета  города Калининград можно предложить  следующие меры:

- Новые расходные обязательства  города Калининград принимать  только на основе тщательной  оценки их эффективности и  при наличии ресурсов для их  гарантированного исполнения в  пределах принятых бюджетных  ограничений.

- Дополнительно проанализировать  состав и объемы действующих  расходных обязательств исходя  из первоочередности и результативности  целей, для которых предусмотрено  выделение бюджетных средств,  в том числе по городским  целевым программам.

- Стандартизация муниципальных услуг.

- Оптимизация планирования и мониторинг  реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных  средств.

 

        В целях более эффективного  управления средств бюджета города  Калининград можно предложить  следующие меры:

- Организация мониторинга качества  управления общественными финансами  и платежеспособности муниципальных  образований.

- Снижение и ликвидация простроченной  кредиторской задолженности бюджета  и бюджетных учреждений.

 

        Последние годы планирование  расходов бюджета города Калининград  осуществляется программно-целевым  методом. Программно-целевое бюджетное  планирование исходит из необходимости  направления бюджетных ресурсов  на достижение общественно значимых  и, как правило, количественно  измеримых результатов деятельности  субъекта с одновременным мониторингом  и контролем за достижением  намеченных целей и результатов.

        Несмотря на то, что в городе  Калининград сложилась определенная  практика применения программно-целевого  метода бюджетного планирования, на сегодняшний день большая  часть реализуемых целевых программ  носит комплексный характер, что  сопряжено с такими трудностями  управленческого и методологического  характера, как нечеткая формулировка  целей, задач и ожидаемых результатов,  которая влечет за собой необходимость  корректировки указанных параметров  в процессе реализации программ. Такая система не является  эффективной, поскольку в ходе  реализации программы возникает  необходимость постоянного изменения  объемов бюджетного финансирования  и корректировки системы программных  мероприятий. Для устранения имеющихся  недостатков при применения программно-целевого  метода планирования расходов  города Калининград стоит произвести  оценку фактически достигнутых  непосредственных результатов реализаций  ведомственных программ, возможностей  достижения запланированных конечных  результатов ведомственных программ, показателей эффективности. Также  можно предложить провести в  2010 году оценку результативности  действующих долгосрочных муниципальных  целевых программ города Калининград  и на основе данной оценки  принять решение об объеме  бюджетных средств на их реализацию, подлежащих включению в проект  бюджета города Калининград на  очередной финансовый год и  плановый период, и принять решение  о дальнейшей реализации программ.

         Наряду с формированием финансовых  стимулов для распространения  программно-целевых методов планирования  необходимо создать и поддерживать  заинтересованность субъектов бюджетного  планирования в инициировании  ведомственных целевых программ  путем расширения их полномочий  при управлении программными  расходами по сравнению с управлением  сметными расходами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        При изучении методологии бюджетного  планирования и прогнозировании  на примере бюджета города  Калининград можно сделать выводы, что бюджетное планирование и  прогнозирование является составляющей  общегосударственного экономического  планирования. Уровень его организации,  научная обоснованность планируемых  показателей бюджета, их сбалансированность  в основном определяют экономическое  и социальное развитие, как отдельных  регионов, так и государства в  целом. Бюджетное планирование  на государственном уровне базируется  на существующей в РФ методике  и многолетнем опыте сбора  и распределения финансовых средств  в целях выполнения своих функций  перед обществом.

        Методы планирования и прогнозирования  представляют собой совокупность  способов и приемов, применяемых  в процессе конкретных плановых  расчетов на разных уровнях  бюджетного планирования, позволяющие  реализовать его принципы. Наибольшее  применение в практике планирования  и прогнозирования получили следующие  методы разработки планов: индексный  метод (от достигнутого); нормативный  метод; балансовый метод; бюджетирования  ориентированного на результат;  программно - целевой метод; метод  экспертного прогнозирования; метод  экстраполяции; метод моделирования;  метод экономического анализа.

        В данной курсовой работе рассмотрено  планирование расходов бюджета  города Калининград программно-целевым  методом. Программы, реализуемые  в настоящее время на территории  Калининграда отражают приоритеты  политики в конкретных сферах  деятельности администрации области.  И можно сделать вывод, что  в целом программно-целевой подход  к решению социально-экономических  проблем себя оправдывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31 июля 1998 г. N145-ФЗ (ред.  от 30.09.2010).

2. Решение окружного совета депутатов  города Калининград от 16 декабря  2009 года №325 «О бюджете городского  округа «Города Калининград»  на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов».

3. Федеральный закон от 26 декабря  2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете  города Калининград на 2010 год».

4. Аветисян, И.А. Об эффективности  государственного бюджета и бюджетных  расходов: учебное пособие / И.А.  Аветисян. - М.: ИНФРА-М,2008. - 159 с.

5. Балдина, С.В. Бюджетный учет  в Российской Федерации: учебник  для вузов /С.В.Балдина. - М.: МЦФЭР, 2009. - 815 с.

6. Годин, А.М.Бюджетная система Российской  Федерации: учебное пособие / И.В.  Подпорина. - М.: Дашков и К, 2007, - 325 с.

7. Кривошеева, М.Ю. Стратегия социально-экономического  развития региона на основе  программно-целевых методов управления: учебное пособие / М.Ю. Кривошеева. - М.: ИНФРА-М, - 2007.- 189 с.

8. Логунова, С.Т. Общественные финансы  Калининградской области: учебное  пособие для вузов / С.Т. Логунова. - М.: МАКС Пресс, - 2010. - 193 с.

9. Поспелов, Г.С. Программно-целевое  планирование и управление: Учебное  пособие / Г.С.Поспелов, В.А.Ириков. - М:Экспо, - 2008. - 440 с.

10. Райзберг, Б.А. Программно-целевое  планирование и управление: учебно-практическое  пособие / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М:  Инфра-М, - 2009. - 143 с.

11. Романовский, М.В. Финансы и  кредит: Учебник / М. В. Романовский,  Н. Н. Назаров, М. И. Попова  и др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт-издат, - 2010. - 314 с.

12. Эффективность бюджетных расходов  на региональном уровне / Под ред.  А.М. Лаврова. -- М.: Издательство «Весь  Мир», - 2009, - 171 с.

 

 

 


Информация о работе Методологические основы бюджетного планирования и прогнозирования на примере бюджета города Калининград