Межбюджетные трансферты из федерального бюджета уровнями бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе речь пойдет о межбюджетных трансфертах, предоставляемых из федерального бюджета и о условиях их предоставления.
Цель работы – раскрыть сущность межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• знакомство со статьей 129 БК РФ «Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета»;
• рассмотрение статьи 130 БК РФ «Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета»;
• ознакомление со статьей 131 БК РФ «Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации»;
• анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг., где будет сказано о взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами других уровней бюджетной системы и с бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Статья 129. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета 5
1.2 Комментарии к статье 129 Бюджетного кодекса РФ 5
1.3 Статья 130. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 7
1.4 Статья 131. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 10
2. Федеральный бюджет на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 13
2.1 Статья 12 ФЗ о «Межбюджетных трансфертах бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также бюджету города Байконура» 13
3. Анализ межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг. 14
3.1 Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней бюджетной системы 14
3.2 Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами государственных внебюджетных фондов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

контр. работа по бюджетной системе.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема правового  регулирования межбюджетных отношений  в Российской Федерации вновь  стала особо актуальной в связи  с введением в действие с 1 января 2005 г. новой редакции главы 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Изменилось не только название самой главы, но и ее содержание. Если раньше она именовалась "Межбюджетные отношения", то в новой действующей редакции она называется "Межбюджетные трансферты", а термин "межбюджетные отношения" используется в БК РФ лишь однажды, в его статье 6 определяется понятие межбюджетных отношений. Действующая редакция гл. 16 посвящена непосредственно межбюджетным трансфертам. В ней определяются:

1) формы межбюджетных  трансфертов, предоставляемых из федерального, региональных и местных бюджетов;

2) условия предоставления  межбюджетных трансфертов;

3) общие положения  о фондах, формируемых в составе  федерального, региональных и местных  бюджетов, из которых предоставляются  межбюджетные трансферты.

Что касается понятия  межбюджетных отношений, принципов  межбюджетных отношений, понятия и  форм финансовой помощи, оказываемой  из бюджета одного уровня бюджетной  системы Российской Федерации бюджету  нижестоящего уровня бюджетной системы, которые ранее определялись и регулировались гл. 16 БК РФ "Межбюджетные отношения", то в настоящее время названные понятия, принципы и формы в действующей редакции гл. 16 БК РФ "Межбюджетные трансферты" не называются. И это, несомненно, является упущением законодателя, поскольку понятие межбюджетных отношений, принципы межбюджетных отношений являются основополагающими категориями при регулировании взаимоотношений между бюджетами различного уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Само понятие  межбюджетных отношений является более широким по отношению к понятию межбюджетных трансфертов, межбюджетные трансферты предоставляются и используются в рамках межбюджетных отношений, но действующая гл. 16 БК РФ не акцентирует внимание на этих вопросах и вообще не проводит параллель и взаимосвязь межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, ограничиваясь лишь определением межбюджетных отношений в ст. 6 БК РФ "Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе".

В данной контрольной  работе речь пойдет о межбюджетных трансфертах, предоставляемых из федерального бюджета и о условиях их предоставления.

Цель работы – раскрыть сущность межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • знакомство со статьей 129 БК РФ «Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета»;
  • рассмотрение статьи 130 БК РФ «Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета»;
  • ознакомление со статьей 131 БК РФ «Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации»;
  • анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг., где будет сказано о взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами  других уровней бюджетной системы и с бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Предмет изучения контрольной работы – формы межбюджетных трансфертов. Объект исследования – Бюджетный кодекс РФ.

Методологической основой  для написания курсовой работы послужили  законодательные документы, а также  специальная литература.

 

1. БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Статья 129. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета1

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы  Российской Федерации предоставляются  в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
  • субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

1.2 Комментарии к статье 129 Бюджетного кодекса РФ

Глава 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает  законодательный порядок перераспределения  бюджетных средств путем использования  различных форм межбюджетных трансфертов. 
Понятие "трансферт" происходит от английского transfer - перенос, перемещение.

Легальное понятие межбюджетных трансфертов  содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, под которыми понимаются средства, предоставляемые  одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации2.

Примечательно, что в рамках действовавшей  до 1 января 2005 г. редакции Бюджетного кодекса  РФ глава 16 называлась "Межбюджетные отношения" и содержала несколько  иные, нежели сейчас, нормы. Так, в ней содержалось понятие межбюджетных отношений, под которыми понимались отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 129 БК РФ). Таким образом, к межбюджетным причислялись любого рода отношения, возникающие между различными  уровнями бюджетной системы РФ.

В действующей редакции БК РФ данное определение содержится в ст. 6 БК РФ и под межбюджетными отношениями понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса3. Таким образом, можно сделать логичный вывод о том, что законодатель идет по пути выработки более универсальных понятий.

Взаимосвязь межбюджетных правоотношений и трансфертов проявляется в  том, что процесс передачи средств, перераспределение денежных средств  от одних бюджетных фондов в пользу других - это и есть, по сути, отношения  между бюджетами различных уровней.

В качестве особенностей главы 16 БК РФ стоит отметить то, что в ней  нет описания принципов построения межбюджетных правоотношений, а также  закрепляется принципиально иной порядок  предоставления бюджетных средств.

Очевидным становятся явные недостатки, связанные с тем, что законодатель не проявляет единого подхода при рассмотрении вопроса о трансфертах. С одной стороны, преимуществом действующей редакции главы 16 выступает более детальное описание форм межбюджетных трансфертов (по каждому из уровней, более четкие основания предоставления), с другой - сохраняются недостатки, связанные с наличием ряда технических норм (например, отсылки на методику расчета минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности бюджета субъекта РФ в ч. 2 ст. 131 БК РФ).

К формам межбюджетных трансфертов  относятся дотации, субсидии, субвенции, а также иные формы финансовой помощи. В ранее действовавших редакциях БК РФ в качестве самостоятельной формы межбюджетных трансфертов относили и бюджетный кредит4.

Комментируемая статья закрепляет перечень межбюджетных трансфертов, предоставляемых  из федерального бюджета. В соответствии со статьей 129 из федерального бюджета  средства могут выделяться бюджетам субъектов РФ и бюджетам государственных  внебюджетных фондов. Следовательно, по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ круг получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета сильно изменился. В ранее действовавшей редакции БК РФ в качестве получателей межбюджетных трансфертов выступали бюджеты субъектов РФ, а также бюджеты отдельных муниципальных образований5.

Очевидным является то, что формы  межбюджетных трансфертов довольно сильно изменились, в частности, в  части 2 ст. 131 БК РФ предусматривается, что дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации образует Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 42 ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ составлял 260,418336 млрд. руб. (около 4% от общего объема расходов федерального бюджета на 2007 год)6.

В редакции БК РФ от 26.04.2007 предусматривалось, что помимо дотаций за счет средств  фонда могут выдаваться и иные дотации и субвенции. Например, приложением 10 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2007 год" ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрено выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в объеме 500 млн. руб.7

Следует отметить, что формой межбюджетных трансфертов в ранее действовавшей  редакции БК РФ считалась финансовая помощь. Так, например, в ст. 41 БК РФ финансовая помощь относилась к разновидности безвозмездных и безвозвратных перечислений. Недостатком БК РФ является то, что понятие финансовой помощи раскрывалось в нем описательно, через определенные ее формы. Под финансовой помощью подразумеваются денежные средства, перечисляемые в бюджет одного общественно-территориального образования из бюджета другого общественно-территориального образования на основе безвозмездности и безвозвратности как результат установленного нормами права распределения финансовых ресурсов между входящими в состав государства территориями с низким уровнем бюджетной обеспеченности8.

Если сравнить редакцию БК РФ от 23.12.2003 и редакцию от 24.04.2007, то можно увидеть  то обстоятельство, что в ныне действующей редакции БК РФ финансовая помощь - это более узкое понятие.

1.3 Статья 130. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

1. Межбюджетные трансферты из  федерального бюджета (за исключением  субвенций) предоставляются при  условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах9.

2. Субъекты Российской Федерации,  в бюджетах которых расчетная  доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать указанные в статье 215.1 настоящего Кодекса соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации10.

3. Субъекты Российской Федерации,  в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права11:

  • устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации12;

4. В субъектах Российской Федерации,  в бюджетах которых доля межбюджетных  трансфертов (за исключением субвенций,  а также предоставляемых субъектам  Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются следующие дополнительные к установленным пунктом 3 настоящей статьи меры13:

  • подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
  • организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;
  • представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии, требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (плановый период);
  • проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;
  • иные меры, установленные федеральными законами14.

Информация о работе Межбюджетные трансферты из федерального бюджета уровнями бюджетной системы