Организация и пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 06:48, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается тема «Организация и пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования». Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он и отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку «финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и, бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей.

Содержание работы

Введение 3
1. Система бюджетного планирования и прогнозирования РФ 4
2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования 9
3.Пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования 19
Заключение 22
Список источников и использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Реферат бюджетная система.docx

— 59.58 Кб (Скачать файл)

     Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на ряде показателей. Так  как рост населения и изменения  его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а, следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании  уделяется анализу перспектив демографических  изменений.

     Демографическое прогнозирование позволяет определять направления использования средств, т.е. выявлять приоритеты, в финансировании отраслей местного хозяйства.

  1. Функциональная зависимость объема территориальных бюджетов от роста численности населения описывается уравнениями:

    y=a0+a1x;   y=ax3, где

    у –  объем территориальных бюджетов;

    х –  численность населения административно-территориальной  единицы.

     В первом случае использована линейная модель, во втором – параболическая. Коэффициенты корреляции этих уравнений  показатели большую тесноту в  изучаемых связях. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориальных бюджетов зависят  в первую очередь от численности  населения, для которого эти расходы  предназначены.

     С помощью этих экономико-математических моделей можно рассчитывать не только размеры общих расходов территориальных  бюджетов, но и расходов на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.

     2) Можно также спрогнозировать  величину расходов на просвещение  и здравоохранение.

     Для этих целей используется многофакторная линейная модель:

     y=aх1+ax2, где

     у – расходы на социально-культурные мероприятия;

     х1 – расходы на просвещение;

     x2 – расходы на здравоохранение.

     Подобная  модель может быть применена при  расчете прогнозных показателей  расходов на содержание общеобразовательных  школ, больниц и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Методы бюджетного  планирования и  прогнозирования

     Одним из методов бюджетного планирования и прогнозирования является анализ текущего исполнения бюджета. Без него процесс прогнозирования невозможен в принципе, потому метод экономического анализа применяется на всех этапах бюджетного процесса. Он позволяет  определить степень выполнения бюджетных  показателей за истекший период и  дать ожидаемую оценку исполнения бюджета  в финансовом году. На этом этапе  формирования проекта бюджета упор в аналитической работе делается на выявление резервов увеличения доходов  бюджета, определение мероприятий  по повышению эффективности распределения  и использования бюджетных средств.

     Метод экономического анализа позволяет  определить основные закономерности, тенденции в движении показателей, резервы.

     Методика  экономического анализа исполнения бюджета условно может быть подразделена на общую и частную. Общая методика одинаково применима при анализе, как общих итогов, так и конкретных результатов исполнения бюджета  по доходам и расходам. К ней  относятся;

     - определение задач анализа;

     - подбор и предварительная проверка  достоверности и правильности  данных;

     - использование приема сравнения  как основного при определении  уровня исполнения и динамики  бюджетных показателей;

     - применение утвержденных или  уточненных данных в качестве  базы для сравнения и оценки  показателей;

     - прием разложения отклонений  от установленных назначений  по факторам, по-разному повлиявшим  на результаты исполнения по  доходам или расходам;

     - широкое применение наряду с  абсолютными относительных и  средних показателей, а также  сводных величин;

     - применение аналитических группировок  и построение таблиц, позволяющих  судить о результатах исполнения  бюджета и др.

     Практическое  применение частной методики определяется уровнем бюджета, видом доходов  или направлением расходов, количеством  и качеством данных, которые обеспечат  наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки, видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц, предположительными выводами по результатам анализа.

     Каждый  из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность  выводов экономического анализа  зависят, прежде всего, от их комплексного применения. Дополняя друг друга, они  способствуют раскрытию сложных  связей и зависимостей, возникающих  между различными показателями в  процессе исполнения бюджета по доходам  и расходам.

     Исполнить бюджет по доходам – это значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы  в соответствии с законодательством.

     Основные  задачи анализа исполнения доходной части бюджета: изыскание резервов роста доходов, т.е. увеличения контингентов федеральных, территориальных и  местных налогов, их собираемости, а  также аргументация возможных уточнений  нормативных документов, регулирующих бюджетные процедуры.1

     Исполнить бюджет по расходам – это значит профинансировать расходы, предусмотренные  в бюджете, в соответствии с бюджетной  росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом, по видам расходов, нижестоящим бюджетам, отдельным разделам, видам бюджетных  учреждений, статьям затрат, выясняются возможности более экономного использования  ассигнований; проверяется целевой  характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.2

     Применение  метода экстраполяции возможно при  абсолютной уверенности сохранения в дальнейшем устойчивой динамики развития. Расчет показателей проекта бюджета  при этом методе производится на основе корректировки достигнутого в базовом  периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста.

     Но  этот метод должен использоваться как  вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как он имеет ряд  существенных недостатков: не ориентирует  на выявление дополнительных резервов роста доходов бюджета; не способствует экономному использованию бюджетных  средств, т.к. объем ассигнований планируется  от достигнутого уровня; не учитывает  изменения отдельных факторов в  планируемом году по сравнению с  базовым для расчетов периодом. 

     ___________________________________________

1. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 691 с.

2. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 691 с. 

     Нормативный метод предполагает наличие прогрессивных  норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой  для бюджетного планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме  того, нормы и нормативы могут  служить необходимым условием для  внедрения автоматизированных (экономико-математических) методов в бюджетное планирование.

     Использование балансового метода позволяет увязать  финансовые ресурсы органов государственной  власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции  распределения средств между  бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы.

     Все актуальнее в настоящее время  становится программно-целевой метод  прогнозирования, который позволяет  оценить и выбрать предпочтительные варианты социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном  аспектах.

     С бюджетной точки зрения этот метод  решает главную проблему: для чего расходуются бюджетные средства. Однако его практическое использование  затрудняется обязательностью применения единой для всех бюджетов классификации  доходов и расходов, несопоставимой с целями и задачами принимаемых  программ, и, что самое главное, затруднено инициирование отраслевых целевых  программ как способ дополнительного  финансового обеспечения.

     В качестве целевых параметров может  быть выбраны:

     а) динамика расходов в реальном выражении  – нулевой реальный рост расходов (Дания), рост расходов ниже уровня инфляции (Канада), отрицательный рост расходов (Швеция), рост расходов не более 2% в  год (Финляндия).1

     Не  предполагая роста расходов, некоторые  страны создают резерв на возможное  влияние рисков и непредвиденные события (как правило, в размере  не более 5% от общего объема расходов бюджета);

     б) уменьшение чистых государственных  заимствований (Германия, Великобритания), установление предельных значений дефицита и госдолга (США, Япония, Новая Зеландия, Австралия).2 

     _____________________________________________________

     1. Региональное финансовое планирование: обзор зарубежного и российского опыта. – СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2009. – 50 с

     2. Региональное финансовое планирование: обзор зарубежного и российского опыта. – СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2009. – 50 с 

     Прогнозирование налоговых поступлений обычно начинают с составления базового бюджета, под которым понимаются ожидаемые  поступления от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в течение года. Прогнозы базируются на моделях регрессий временных  рядов, ряде коэффициентов для распределения  налоговых обязательств по видам  платежей, динамике изменений объемов  налоговых сборов – для соотношения  каждого вида платежа к определенному  периоду (месяцу или кварталу), т.е. по времени его фактического осуществления.

     Одним из методов прогнозирования базового уровня бюджетных поступлений является метод экспертных оценок, который  известен как метод «Дельфи». Он представляет собой метод коллективных оценок, основанных на выявлении согласованной  оценки группы специалистов путем их опроса, проходящего в несколько  туров. При этом экспертам сообщают результаты предыдущего тура с целью  дополнительного обоснования решения  экспертов в следующем туре.

     В настоящее время метод «Дельфи» получил достаточно широкое признание  и считается одним из наиболее квалифицированных методов экспертного  прогнозирования. В рамках данного  метода применительно к бюджетному планированию группа экспертов высказывает  свое обоснованное мнение о предполагаемых налоговых поступлениях.

     Хотя  оценки подобного рода вполне могут  отражать опыт одного лица или группы, занимающейся прогнозированием, они  не будут повторяться, не могут быть частью какого-либо прогноза со своей  внутренней логикой, к тому же в них  нельзя внести изменения в зависимости  от таких факторов, как уровень  экономической активности в стране или изменения в законодательстве. Экспертные оценки обычно используют в качестве дополнения к результатам, полученным более «строгими» методами.

     Для расчета объема годовых поступлений  бюджетных доходов в целом  и налогов, в частности, используется метод определения контрольных  значений, для чего существует несколько  способов. Широкое распространение  получило использование итоговых значений прошедшего года, увеличенных на ожидаемый  уровень инфляции.

Информация о работе Организация и пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования