Организация и пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 06:48, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается тема «Организация и пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования». Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он и отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку «финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и, бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей.

Содержание работы

Введение 3
1. Система бюджетного планирования и прогнозирования РФ 4
2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования 9
3.Пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования 19
Заключение 22
Список источников и использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Реферат бюджетная система.docx

— 59.58 Кб (Скачать файл)

     Самым распространенным является индексный  метод прогнозирования, который  предполагает широкое использование  системы разнообразных макроэкономических индексов-дефляторов динамики экономических  процессов. Его использование обусловлено  развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов.

     Но  применение этого метода является правомерным  только при наличии уверенности  в объективности базовых показателей.

     В наших условиях по отношению к  доходам его применение является вынужденным (у нас просто нет  иного подхода), но в той или  иной степени оправданным.

     Что касается расходов, то индексация расходов предыдущего финансового года однозначно переносит ошибки в распределение  бюджетных ассигнований и в новый  финансовый период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пути  совершенствования  бюджетного планирования и прогнозирования

     Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планирования. Поэтому важнейшим  элементом государственного предприятия  является планирование, в том числе  бюджетное.

     В данном пункте приведены основные методологические принципы, которые определены современной  экономической теорией в качестве обязательных при разработке прогнозов  различной сложности. Одновременно обозначены и пути решения проблемы совершенствования бюджетного прогнозирования.

     1. Непрерывность прогнозов и сочетание  перспективного и текущего прогнозирования.  Это означает, что работа по  составлению и уточнению прогнозов  должна проводиться постоянно.

     С одной стороны, это необходимо для  совершенствования самих прогнозных оценок – в частности, их корректировки  с учетом реально происходящих изменений  экономической и финансовой обстановки.

     С другой стороны, при таком подходе  обеспечивается связь между прогнозированием и планированием, что позволяет  определять, как влияет на тенденции  развития практическая реализация тех  или иных плановых решений.

     При этом определяющим должен быть прогноз  на долгосрочную перспективу, охватывающей основные закономерности и тенденции  развития. В рамках этих тенденций  должны составляться и корректироваться текущие и среднесрочные прогнозы на менее длительную перспективу.

     Применительно к бюджетным показателям этот принцип, в общем-то, соблюдается.

     Например, утвержденный объем доходов в  течение финансового года уточняется, исходя из фактического поступления  средств в бюджет. Одновременно, проводится корректировка и объемов  доходов, прогнозируемых на следующий  бюджетный год. Указанные изменения  соответственно влекут и изменение  расходной части бюджета.

     2. Согласованность различных видов  прогнозов. Прогноз социально-экономического  развития – это главное, поскольку  только на основе прогнозируемых  тенденций развития реального  сектора могут быть определены  реальные возможности бюджета  по формированию доходного потенциала.

     В свою очередь реальность доходов  служит основой для принятия решений  в области бюджетной политики – в первую очередь в части  обеспечения непроизводительных сфер городского хозяйства.

     Возможно, что сроки разработки прогноза социально-экономического развития на год должны опережать  прогнозы по бюджету или, по крайней  мере, на один-два месяца предшествовать формированию проекта бюджета.

     3. Многовариантность прогнозов.

     Можно выбрать наиболее оптимальный и  достоверный прогноз путем сравнения  различных вариантов. Это позволяет  адекватно оценить возможности, повысить точность прогнозов, а, следовательно, и планов.

     При составлении бюджета необходимо формировать минимум два варианта – образно говоря, минимальный (пессимистический) и максимальный (оптимистический).

     Разницу в доходах направлять на формирование стабилизационного фонда либо определять в качестве источника обеспечения  отложенных расходов.

     Одним из основных элементов бюджетных  реформ, проведенных в последние  десятилетия  в большинстве развитых стран, является переход к среднесрочному (многолетнему) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее  одобренных в предыдущем бюджетном  цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий  год, анализа изменения внешних  факторов и условий, обоснования  изменений, вносимых в основные бюджетные  показатели планируемого года, а также  корректировки или разработки бюджетных  проектировок на последующие годы прогнозного  периода.

     При этом среднесрочный финансовый план может являться прогнозно-аналитическим  документом органов исполнительной власти либо утверждается законодательно, получая статус многолетнего (укрупненного) бюджета.

     Многолетнее бюджетное планирование было введено  в мировую практику в 1970-х гг. и  к настоящему времени оно в  той или иной форме используется практически во всех развитых странах, на основе чего строится ежегодный  бюджет.

     Внедрение многолетнего бюджетного планирования, как показывает мировая практика – постепенный процесс.

     Общими  требованиями, предъявляемыми к бюджетным  целевым программам, являются:

    • четкая формулировка цели программы, соответствующей полномочиям и сфере ответственности администратора (координатора) программы;
    • описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программ, включая как непосредственные результаты, т.е. представление услуг определенного качества и объема, так и конечные результаты, т.е. эффект от предоставленных услуг для их получателей;
    • наличие системы показателей для измерения результатов реализации программ (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовке), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы;
    • обоснование потребностей в ресурсах для реализации достижения цели и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;
    • описание системы управления программой, разграничений полномочий и ответственности различных единиц управления, их отчетности.

     Руководство обязано знать, какие задания  в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий  период.

     К тому же при планировании некоторых  видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы  требуются для выполнения поставленных задач.

     Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала и определения объема инвестиций.

     По  мере реализации заложенных в бюджете  планов необходимо регистрировать фактические  результаты деятельности.

     Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.

     В этом смысле основное внимание уделяется  показателям, которые отклоняются  от плановых и анализируются причины  этих отклонений.

     Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая  вероятность того, что разработчикам  плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение  принимается в самый последний  момент. 

     Заключение

     Итак, бюджетное планирование – централизованное распределение и перераспределение  стоимости валового общественного  продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы  на основе общенациональной социально-экономической  программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

     Цель  бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий  и перспективных оценок разработать  и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения  по его укреплению.

     Качество  прогнозирования и планирования доходов бюджетной системы РФ должно быть неотъемлемой частью системы  индикаторов, направленных на определение  показателей эффективности и  результативности деятельности органов, которые осуществляют исполнение бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников и использованной литературы 

  1. Антюшина  Н.М. О задачах социально –  экономической стратегии России в свете мирового опыта. // Общество и экономика, 2009 - №9-10.
  2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 687 с.
  3. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 838 с.
  4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2009. – 308 с.
  5. Вопросы перспективного финансового планирования / Под ред. А.Н. Трошина. – М.: Издательство МАИ, 1998. – 46 с.
  6. Долгосрочное финансовое планирование / Под ред. А.Н. Трошина. – М.: Издательство МАИ, 2008. – 89 с.
  7. Иванов И.Д. Европа регионов. – М.: Международные отношения, 1998.- 253 с.
  8. Крылов Г.З. Бюджетное устройство и бюджетное выравнивание // Финансы. – 2010. – №9. – с. 50-52.
  9. Региональное финансовое планирование: обзор зарубежного и российского опыта. – СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр, 2009. – 104 с.
  10. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 479 с.
  11. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2006. – 384 с.
  12. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Бек, 2007. – 604 с.

Информация о работе Организация и пути совершенствования бюджетного планирования и прогнозирования