Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:43, дипломная работа
Целью дипломного исследования является анализ проблем и перспектив ипотечного жилищного кредитования на примере ОАО «Россельхозбанк» ДО №3349/67/33 в п.г.т. Уруссу.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи для изучения:
Проанализировать историю возникновения, сущность и особенности ипотечного кредитования.
1. Теоретические основы ипотечного кредитования
1.1. Сущность, содержание, классификация ипотечного кредитования
1.2. Классификация ипотечных кредитов
1.3. Нормативно-правовое регулирование ипотечного кредитования
1.4. Современное состояние ипотечного кредитования в Российской Федерации
2. Анализ состояния ипотечного кредитования в коммерческом
банке
2.1. Организация ипотечного кредитования в «Россельхозбанке» ДО №3349/67/33п.г.т. Уруссу
2.2. Анализ динамики ипотечного кредитования в «Россельхозбанке» ДО №3349/67/33п.г.т. Уруссу
2.3. Характеристика ипотечных программ банка
2.4. Анализ эффективности и результативности ипотечных операций банка
3. Проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования
3.1. Организационные и экономические проблемы ипотечного кредитования и пути их решени
3.2. Предложения и рекомендации по развитию ипотечного кредитования в «Россельхозбанке» ДО №3349/67/33п.г.т. Уруссу
Заключение
В Российской Федерации
после резкого сокращения бюджетного
финансирования жилищного строительства
в 90-е гг. XX в. начался процесс выработки
механизмов, обеспечивающих функционирование
рынка доступного жилья с помощью
институтов долгосрочного кредитования.
В настоящий момент в стране сложилась
относительно широкая гамма моделей
и программ жилищного финансирования,
в которых инструменты
Согласно социологическим исследованиям 40% семей заинтересованы в приобретении 2- комнатной квартиры средней площадью 60 м2; более 27% семей — 3-комнатной квартиры средней площадью 80 м2. Таким образом, потребность среднестатистической семьи (три человека) в приобретении жилья составляет 70 м2.
Чтобы получить ипотечный кредит для приобретения жилья при ставке по кредиту 14% годовых и в объеме 70 % от стоимости квартиры, семья должна располагать в среднем ежемесячным доходом не менее 20тыс. руб. Доля семей с таким доходом составляет в среднем по Российской Федерации 4,7 %. Этого явно недостаточно для того, чтобы сделать ипотечное кредитование массовым. По предварительным расчетам, к 2008 г. при снижении ставок по кредитам до 7% ежемесячный доход семьи, необходимый для приобретения аналогичной квартиры, должен будет составлять не менее 13,2 тыс. руб. (без учета инфляции). Такими доходами предположительно будут обладать 15,5 % семей.
Однако, принимая во
внимание уже имеющееся у населения
жилье, 50% потенциальных заемщиков
имеют возможность продать
Основными ориентирами Правительства Российской Федерации в результате принятия предлагаемых мер по развитию рынка жилья в России к 2010 г. должны стать:
• создание правовой базы рынка жилья;
• увеличение средней обеспеченности жильем до 21,7 м2 на человека;
• увеличение годового объема ввода жилья до 70 — 80 млн м2;
• увеличение доли населения, способного приобрести стандартную квартиру, до 30,5 %.
Обеспечение граждан
жильем является важнейшей составной
частью стратегии социально-
Ипотечное кредитование — это совокупность механизмов, обеспечивающих согласованное развитие рынка жилья, кредитных рынков и рынков капитала, т.е. ипотечного сегмента фондового рынка.
Привлекательность ипотечного кредитования в Российской Федерации обусловливается, помимо прочего, сохраняющимися высокими темпами роста цен на жилье. С развитием ипотеки спрос на недвижимость будет расти, соответственно вырастут и цены. Следовательно, в целях ограничения роста цен на жилье необходим опережающий рост предложения жилья по сравнению с ростом ипотечных кредитов. Государство должно бороться с монополизацией строительного рынка.
Основными же способами улучшения жилищных условий населения являются: покупка жилья на собственные накопления или в рассрочку, крайне рискованное (до 2005 г.) участие в долевом строительстве, распределение местными органами власти. В последние годы отмечается устойчивый рост объемов продажи жилья в кредит, однако, несмотря на это, ипотека занимает незначительное место в структуре кредитования населения и в решении жилищной проблемы.
Отправной точкой развития ипотечного кредитования можно считать принятие в 1998 г. Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)». За этот период был сделан огромный шаг — выросло количество банков, выдающих ипотечные кредиты, стремительно увеличиваются объемы кредитования. Можно с уверенностью констатировать, что к настоящему времени уже создана инфраструктура рынка, стали понятны взаимоотношения между субъектами, развивается рынок консалтинговых услуг в области ипотечного жилищного кредитования. В октябре 2006 г. осуществлена регистрация дебютного выпуска ипотечных ценных бумаг. Появление их на рынке, безусловно, придаст мощный импульс развитию ипотеки, поскольку они являются основным элементом системы рефинансирования.
Формирование ипотечного кредитования в России на современном этапе осуществляется по следующим моделям:
1. Кредитование
через универсальные
По данным Ассоциации российских банков, в 2001 г. в России было выдано ипотечных кредитов на сумму 56 млн долл. США, в 2002 г. — на сумму 260 млн долл. США, а в 2003 г. произошло прогнозируемое удвоение: суммарный объем выданных кредитов составил порядка 500 млн долл. США. Эта динамика свидетельствует о заинтересованности российских банков в расширении ипотечного кредитования. По оценкам иностранных экспертов, реальный спрос на ипотечные кредиты в России составляет не менее 30 млрд долл. США.
Эффективное функционирование банковского ипотечного кредитования возможно при максимально свободном движении денежных средств с фондового рынка к конечному заемщику и обратно, а также при соответствующем уровне надежности ипотечного кредита и ипотечной ценной бумаги. На современном этапе развития банковского ипотечного кредитования в России можно сформулировать две основные группы проблем, сдерживающих его развитие.
К первой группе проблем необходимо отнести нерешенные вопросы гражданско-правовой базы ипотеки в России.
На современном
этапе реальной является угроза ненадежности
обеспечения ипотечным
Следующий аспект в рамках процедуры обращения взыскания на заложенное имущество, касается налогообложения. В частности, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (ст. 146) любая выручка от реализации заложенного имущества подлежит обложению НДС. То есть с суммы, полученной от реализации заложенной частным лицом недвижимости, банк будет вынужден платить в бюджет НДС. Соответственно эти расходы ведут к увеличению залоговых коэффициентов, учитываемых при расчете максимальной суммы кредита, которая может быть выдана частному лицу с учетом стоимости приобретаемого им жилья.
Третий аспект данной
группы проблем касается института
прописки, который на сегодняшний
день ограничивает ликвидность жилой
недвижимости. Согласно п. 2 ст. 292 Гражданского
кодекса РФ переход права собственности
на жилой дом или квартиру не является
основанием для прекращения права
пользования данным помещением членами
семьи прежнего собственника. Эта
норма вносит определенные сложности
в вопрос регистрации заемщика и
членов его семьи в жилой
Вторая группа проблем банковской ипотеки — проблемы экономического характера.
Прежде всего к ним относится проблема отсутствия долгосрочных кредитов в экономике. Банк, стремящийся самостоятельно привлечь ресурсы для долгосрочного кредитования, сталкивается с отсутствием ресурсов на рынке, которые можно было бы привлечь на сроки, необходимые для ипотеки (вклады населения, депозиты на период до 3 лет). Сегодня большинство банков осуществляют кредитование только за счет собственных ресурсов. Поэтому без государственной поддержки ресурсной части подобных сделок объем предложения ипотечных кредитов еще долго не сможет приблизиться к объему спроса. Потенциальных источников формирования долгосрочных банковских кредитов несколько: во-первых, средства специализированных международных финансовых структур, в частности те средства, которые используются в схеме, предложенной федеральным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК); во-вторых, государственные бюджетные средства, которые в определенном объеме могут быть выделены для программы ипотечного кредитования; третьим источником возможного формирования долгосрочных кредитов для банка является функционирование механизма рефинансирования ипотечных кредитов путем эмиссии ипотечных ценных бумаг и их свободного обращения на фондовом рынке. Приходится признать, что, несмотря на принятую законодательную базу в области ипотечных ценных бумаг (прежде всего, речь идет о Федеральном законе от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»), на сегодняшний день механизм рефинансирования ипотечных кредитов путем выпуска ипотечных ценных бумаг не заработал.
Низкий уровень
доходов населения и
Одним из направлений
решения правовых и экономических
проблем, с которыми сталкиваются коммерческие
банки, является формирование институциональной
среды рынка ипотеки путем
принятия блока законов, легализующих
принцип специализации в
2. Модель
вторичного рынка ипотечных
Анализируя структуру гражданско-правовой базы ипотечного кредитования в России, можно заключить, что развитие залогового кредитования жилья у нас направлено на создание вторичного ипотечного рынка. В этой модели источником финансовых ресурсов является вторичный рынок ценных бумаг, обеспечением которых выступают закладные на недвижимость. Государству при этом отводится решающая роль в формировании инфраструктуры рынка ценных бумаг, поддержании его устойчивости.
В 2003 г. был принят
Федеральный закон «Об
На сегодняшний день можно сформулировать ряд правовых проблем, тормозящих развитие двухуровневой модели ипотечного кредитования.
Во-первых, не до конца создан правовой механизм рефинансирования ипотечных кредитов путем выпуска ипотечных ценных бумаг. Принятие Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» предполагало участие АИЖК в эмиссии ипотечных ценных бумаг. Однако противоречия, которые содержал данный закон до последнего времени и другие нормативные правовые акты в области ипотеки, пока не позволили запустить механизм рефинансирования ипотечных кредитов. Облигации, которые эмитирует сегодня АИЖК, обеспечены государственными гарантиями, а не закладными на недвижимость.
Во-вторых, у региональных
властей отсутствует
Таким образом, для
решения поставленных правовых проблем,
тормозящих развитие ипотеки по схеме
АИЖК, необходимо совершенствование
федерального законодательства, которое
в свою очередь должно базироваться
на комплексных программах о рынке
доступного жилья в регионах. Региональные
программы должны определить рыночные
и административные методы государственного
воздействия на рынок жилья в
целях повышения его
К тому же в решении данных проблем необходимо помнить, что региональные системы ипотеки гораздо шире федеральной и включают в себя большее число аспектов, привязанных к местным рынкам. Поэтому необходимо:
Информация о работе Организация ипотечного кредитования в филиале Россельхозбанка