Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа методов, применяемых в бюджетном планировании и прогнозировании, изучение принципов; исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования.
Основными задачами курсовой работы, исходя из ее цели, являются:
- оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования и планирования;
- выработать основные направления совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования, используя методологические принципы, теоретические основы;
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к рыночной экономике поставил проблему роли государства в управлении экономикой страны. Именно органы государственной власти являются самым мощным инструментом регулирования национальной экономики. В Российской Федерации роль государства была неоправданно занижена, что впоследствии отразилось на низкой эффективности провидимых реформ. Методом проб и ошибок общество осознало, что нельзя обеспечить нормальное развитие страны без сильного государства, органов государственной власти, действующих слаженно и в интересах народа.
У государства для этого имеется целый комплекс мер, но основная роль отводится бюджетной системе. В настоящее время приоритетной задачей стало создание эффективной бюджетной системы на всех уровнях государственной власти и местных органов самоуправления. Немало важно также, чтобы государство, осуществляя свои функции, оставалось полноправным участником рыночных отношений, а также не злоупотребляло своим особым положением.
Государство реализует свои функции по укреплению национальной экономики с помощью таких инструментов, как бюджет, налоги, бюджетное прогнозирование и планирование, исполнение доходов и расходов бюджетов разных уровней. Вопросы финансового и бюджетного планирования и прогнозирования являются объектом исследования многих ученых – поэтому тема курсовой работы «Основы планирования и прогнозирования бюджетных расходов» - актуальна.
Объектом исследования курсовой работы является бюджетное планирование и прогнозирование, а предметом – процесс планирования и прогнозирования бюджетных расходов.
Целью курсовой работы является проведение анализа методов, применяемых в бюджетном планировании и прогнозировании, изучение принципов; исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования.
Основными задачами курсовой работы, исходя из ее цели, являются:
- оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования и планирования;
- выработать основные направления совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования, используя методологические принципы, теоретические основы;
- проанализировать действующую систему бюджетного прогнозирования и планирования;
- рассмотреть основные принципы и методы бюджетного прогнозирования и планирования;
- дать анализ методов прогнозирования и планирования бюджетных расходов;
- разработать и обосновать меры, направленные на достижение сбалансированности доходов и расходов бюджетов в процессе прогнозирования и планирования.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
1.1. Содержание, роль и задачи бюджетного планирования и прогнозирования
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и прогнозирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Роль и место бюджетного прогнозирования и планирования в системе регулирования экономики определяются их тесным взаимодействием. Ведь прогнозирование является базой для проработки, подготовки и утверждения плановых решений. Прогнозирование определяет направления развития планирования и выработки конкретных планов, которые учитывают особенности ситуаций, в которых они разрабатываются: краткосрочная перспектива, среднесрочная перспектива и долгосрочная перспектива.
Бюджетное прогнозирование строится на основе структурного анализа и возможных вариантов их развития в будущем, вписывающихся в рамки текущей и стратегической экономической политики государства.
Многие зарубежные и российские экономисты спорят по поводу определения прогнозирования. Некоторые считают, что «прогноз - высказывание, фиксирующее в терминах какой-либо языковой системы ненаблюдаемое событие и удовлетворяющее следующим условиям:
• в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность или ложность;
• это высказывание содержит указание на пространственный или временной интервал (конечный), внутри которого произойдет прогнозируемое событие;
• в момент высказывания необходимо располагать способами: а) проверки метода прогнозирования; б) априорной оценки вероятности появления прогнозируемого события; в) проверки осуществления прогнозируемого события».
Другие экономисты полагают, что «прогноз - это цельное тематическое исследование со своей логикой, методикой, включающие и качественный и количественный анализ и имеющие самостоятельное научное значение независимо от окончательных результатов разработки плана».
Среди всего многообразия определений прогнозов можно дать следующее определение, которое адекватно отражает его роль в современной финансовой науке: бюджетный прогноз - это система аргументированных и взаимосвязанных научно обоснованных оценок возможных путей и результатов развития бюджета и необходимых для их достижения политических, организационных, экономических, финансовых и институциональных мер.
Цель бюджетных прогнозов в упреждающем режиме времени помочь органам государственного управления и планирования выработать необходимые решения по регулированию экономических, финансовых и социальных процессов в будущем, которые будут испытывать на себе влияние вновь открытых тенденций и закономерностей. Другими словами, адаптировать функциональную деятельность органов государственного управления адекватно прогнозируемым изменениям.
Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение.
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.
Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.
1.2. Основные принципы и функции бюджетного планирования и прогнозирования
В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:
Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценку финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
Бюджетирование выполняет три основные функции:
Бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости, для того чтобы сохранять их контролирующую роль.
1.3 Методы, применяемые в бюджетном планировании и прогнозировании
Что касается методов разработки бюджетов, то можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.
Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется подход, когда в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о достигнутых ранее уровнях доходов и затрат. Затем эти данные обрабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера осуществляемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода состоит в том, что неэффективные решения, заложенные в достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.
Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности. Его суть заключается в том, что каждый вид деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.
При сопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что этот процесс оказывается относительно простым. Составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, но практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то потребуются большие затраты времени.
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия.
Переход российской экономики на рыночные отношения потребовал переосмысления роли и места планирования в системе государственного регулирования и управления. Недостаточное научное обеспечение процесса реформирования привело к разрушению системы народно-хозяйственного планирования вместо качественного ее изменения и адаптации к рыночным условиям. Ошибочность такого рода действия вскоре стала очевидной, поскольку исключение централизованного управления повлекло за собой неисполнение государством обязательств по бюджетным ассигнованиям и госзакупкам, сокращение государственного рефинансирования, в результате чего произошло свертывание отечественного производства, рост неплатежей, массовое уклонение от уплаты налогов.
Информация о работе Основы прогнозирования и планирования бюджета