Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа методов, применяемых в бюджетном планировании и прогнозировании, изучение принципов; исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования.
Основными задачами курсовой работы, исходя из ее цели, являются:
- оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования и планирования;
- выработать основные направления совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования, используя методологические принципы, теоретические основы;
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
- кредиты, полученные Российской
Федерацией от кредитных
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- поступления от продажи
- другие;
2) внешние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- поступления от продажи
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 95 БК РФ).
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- поступления от продажи
- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета (ст. 96 БК РФ).
Бюджетный дефицит - явление неоднозначное, по-разному трактуется и оценивается в экономической теории. Так, представители кейнсианской школы считают, что умеренный бюджетный дефицит - это положительный фактор экономического развития, поскольку именно бюджетный дефицит дает возможность увеличить совокупный спрос через дефицитное финансирование государственных расходов. Однако, с другой стороны, бюджетный дефицит может рассматриваться как неудовлетворение общественных потребностей, которое порождает различного рода отрицательные экономические явления. Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются такие, как:
- сокращение общественного
- эмиссия необеспеченных денег;
- чрезмерные затраты на
- значительные объемы теневых оборотов, приписки, кражи и т.п.;
- чрезмерные объемы накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.
Следовательно, при моделировании дефицита государственного бюджета должны быть, по возможности, учтены все вышеприведенные факторы.
Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета. Следовательно, при моделировании бюджетного дефицита блок доходов и расходов государственного бюджета должен быть вписан в общую систему экономического развития страны.
Функционирование и развитие экономической системы государства характеризуется следующими особенностями:
- сложный и неоднозначный
- недостаточная определенность
и обусловленность ряда
- большое количество
- наличие большого количества
одновременных прямых и
- наличие определенных
- невозможность детерминировать (определить количественно) ряд экономических процессов и явлений.
Все вышеприведенные особенности, которые присущи сложным экономическим системам, предопределяют необходимость применения системного подхода к изучению экономики. Системный подход предусматривает в качестве методологической базы формально-теоретического анализа экономической системы использовать системный анализ и теорию систем с целью объединения на единой методологической основе всего многообразия методов исследования экономических процессов.
Анализируя прогноз бюджета Тамбовской области на 2008 – 2009 гг. «Приложение 1,см.табл.2.1» видно, что имеется дефицит бюджета. И если в 2006 году он составлял 3672,20 млн. руб., то к 2008 году он может возрасти до 5309,90 млн. руб.
Это возрастание дефицита бюджета вызвано увеличением расходов на следующие показатели:
Процесс прогнозирования сальдо бюджетного баланса требует учета его "двойственной" природы. С одной стороны, дефицит бюджета, который по определению является разностью между доходами и расходами бюджета, рассчитывается как остаточная величина, которая определяется исходя из прогнозов доходов и расходов бюджета. С другой стороны, дефицит бюджета нуждается в привлечении средств на свое финансирование за пределами бюджета, а следовательно, в определенной мере ограничивается возможностями осуществления заимствований на внутренних и внешних рынках капитала (размер заимствований, в свою очередь, ограничивается предельным уровнем государственного долга). То есть, процесс прогнозирования финансирования отрицательного сальдо бюджета требует:
Если рассчитанный объем внутренних и внешних заимствований для покрытия дефицита бюджета превышает потенциально возможный уровень или приводит к превышению предельного уровня государственного долга, то необходимо или осуществить корректировку дефицита бюджета в направлении его уменьшения, или определить пути сокращения объемов погашения долгов, то есть, осуществить реструктуризацию долгов. Последнее возможно лишь в случае, если не происходит нарушения предельного уровня государственного долга.
Следовательно, с учетом вышеприведенного, процесс прогнозирования дефицита бюджета и источников его покрытия можно разбить на такие этапы:
1. Осуществление прогноза
2. Прогноз первичных (непроцентных) расходов бюджета.
3. Осуществление прогноза
4. Определение дефицита бюджета
(объема чистого
5. Осуществление прогноза поступлений от приватизации и определения чистого финансирования бюджета за счет заимствований.
6. Определение объемов
7. Корректировка рассчитанного
дефицита или разработка меропр
8. Определение объема
9. Корректировка рассчитанного дефицита в случае превышения объемов долга над предельным уровнем.
Таким образом, в ходе исследования второй главы, можно выделить основные направления совершенствования бюджета.
Во – первых, для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т. е.:
Приоритетные задачи финансовой политики:
- введение в действие новых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов;
- увеличение доходной базы
- совершенствование структуры
расходов бюджетов на основе
сокращения прямых
- существенное укрепление
- формирование реалистичного
- повышение эффективности
- усиление страхового надзора
и регулирования рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и прогнозирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Роль и место бюджетного прогнозирования и планирования в системе регулирования экономики определяются их тесным взаимодействием. Ведь прогнозирование является базой для проработки, подготовки и утверждения плановых решений. Прогнозирование определяет направления развития планирования и выработки конкретных планов, которые учитывают особенности ситуаций, в которых они разрабатываются: краткосрочная перспектива, среднесрочная перспектива и долгосрочная перспектива.
Бюджетное прогнозирование строится на основе структурного анализа и возможных вариантов их развития в будущем, вписывающихся в рамки текущей и стратегической экономической политики государства.
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
Анализируя прогноз бюджета Тамбовской области на 2008 – 2009 гг. было видно, что имеется дефицит бюджета. И если в 2006 году он составлял 3672,20 млн. руб., то к 2008 году он может возрасти до 5309,90 млн. руб.
Это возрастание дефицита бюджета вызвано увеличением расходов на следующие показатели:
- затраты на государственные инвестиции;
- обслуживание государственного и муниципального долга;
- национальная оборона;
- национальная безопасность;
- социально – культурные мероприятия, в том числе, на образование, здравоохранение и спорт, СМИ, кинематографию, социальную политику;
Информация о работе Основы прогнозирования и планирования бюджета