Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образования согласно Закону «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое значение придается повышению качества подготовки кадров, подготовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса. Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров. Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
1. Общая характеристика состава и структуры расходов бюджетов на образование......................................................................................................4
2. Практика планирования расходов бюджета на образование......................10
3. Порядок финансирования расходов на образование и его совершенствования в современных условиях............................................15
Заключение..........................................................................................................23
Список использованных источников и литературы........................................24

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Основным источником финансирования образовательных учреждений по-прежнему остаются бюджетные ассигнования, рассчитанные на основе установленного норматива – минимальной стоимости обучения (содержания) одного обучающегося (воспитанника) в год по каждому типу, виду образовательного учреждения.

Норматив затрат на оказание единицы государственной  образовательной услуги ФАУ ВПО определяется по формуле1:

 Nусл = Nот+Nувп+Nрм+Nку+Nауп+Nон, где

Nот - норматив затрат на оплату труда профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) и начисления на выплаты по оплате труда ППС;

Nувп - норматив затрат на оплату труда учебно-вспомогательного персонала (далее - УВП) и начисления на выплаты по оплате труда УВП;

Nрм - норматив затрат на приобретение расходных материалов;

Nку - норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества (за исключением условно-постоянных затрат на содержание имущества, определяемых в соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 134);

Nауп - норматив затрат на оплату труда административно-управленческого персонала (далее - АУЛ) и начисления на выплаты по оплате труда АУП;

Nон - норматив затрат на общехозяйственные нужды.

При расчете  норматива не учитываются расходы, связанные с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, проведением общезначимых и оздоровительных мероприятий.

Источником  финансирования муниципальных образовательных  учреждений являются субвенции, выделяемые из муниципального бюджета. Образовательные  учреждения могут привлекать дополнительные средства за счет оказания платных  образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов. Независимо от количества привлеченных средств бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается.

Основанием  для получения средств из государственного бюджета является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства поквартальная роспись расходов по главным распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации.

Финансирование расходов учреждений образования, содержащихся за счет средств бюджета, осуществляется органами государственного казначейства.

В процессе финансирования на муниципальном уровне участвуют  следующие органы:

- законодатели муниципального уровня;

- финансовые отделы;

- отделы народного образования;

- казначейства, банки, отделения  банков;

- муниципальные образовательные  учреждения (бюджетополучатели).

Действующая методика и практика выделения федеральной  поддержки недостаточно эффективна: во-первых, она не стимулирует в должной мере регионы к увеличению собственных расходов на образование, во-вторых, в значительной степени зависит от политических и иных внеэкономических соображений. Сложившаяся практика межбюджетных отношений между центром и регионами свидетельствует о значительной территориальной дифференциации в принципах их построения, множественности каналов перераспределения бюджетных ресурсов, существенно возросшей роли внебюджетных финансовых потоков в экономической деятельности регионов.

Практика показывает, что  Россия пошла по пути развития трансфертов  выравнивающего типа, что предполагало:

1) использование  средних по стране бюджетных  показателей в качестве нормативных

2) отсутствие жесткой  целевой привязки при выделении средств (нецелевые трансферты).

Однако, именно такие перечисления ― самые расточительные, так как распределяются по регионам без создания механизма обеспечения строго целевого финансирования определенных расходов.

Ситуация усугубляется тем, что конституционный запрет на вмешательство федерального уровня в бюджетную политику регионов сильно ограничивает возможности федеральных властей добиваться от регионов и муниципальных образований рациональных изменений в структуре расходов. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к предметам ведения местных властей отнесена как «организация, содержание и развитие муниципальных учреждений школьного, основного общего и среднего образования»2, так и «формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно»3. Такая ситуация требует, с одной стороны, укрепления местной финансовой базы на цели образования, с другой стороны, усиления контроля и ответственности органов исполнительной власти за реализацию принимаемых Правительством РФ решений.

 

 

Глава 2 Анализ расходов бюджета на образование

2.1 Особенности  планирования расходов на средние общеобразовательные учреждения

Вопрос организации  системы образования в государстве  является одним из центральных.

Конституция Российской Федерации установила, что каждый имеет право на образование. Гарантируется  бесплатность и общедоступность  дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях.

Конституцией также  определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном  или муниципальном образовательном  учреждении.

Понятие бесплатности для  граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, то есть такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.

Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.

За счет федерального бюджета финансируются федеральные  образовательные учреждения, как  правило, это учреждения высшего  и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются  расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

Региональные бюджеты  финансируют содержание образовательных  учреждений, находящихся в ведении  субъекта РФ, региональные целевые  образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.

Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных  школ, учреждений дошкольного и дополнительного  образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

Организация финансирования расходов на образование основана на нормативах в расчете на 1 одного обучающегося, с учетом специфики  предоставляемых образовательных услуг.

Расходы на организацию  образовательной деятельности школ в соответствии с бюджетной классификацией состоят из затрат на текущее содержание, приобретение оборудования, на капитальный  ремонт и капитальное строительство.

Расходы бюджета на текущее содержание рассчитываются на основе числа учащихся и количества школ.

Число учащихся определяется в среднем за год, на начало и конец  учебного года, поскольку учебный  и финансовый год не совпадают  по срокам.

Прием в первые классы планируется исходя из численности детей, которым на начало года исполняется 6 или 7 лет, в зависимости от принятой на данной территории схемы обучения в начальной школе - 3 или 4 года.

Прием в десятые классы планируется с учетом поступления  части учеников в начальные или средние профессиональные учебные заведения - лицеи, колледжи, техникумы, училища.

Наполняемость классов  определяется по нормативам, согласно которым в 1-9 классах должно быть не более 30 учащихся, 10-11 классах - не более 25 учащихся. При этом допускается отклонение с учетом фактического числа учеников данного возраст. Например, при наличии в школе 84 учеников 10 класса может создаваться три класса по 28 человек.

Количество классов  и количество школ является основой  для расчета основной статьи расходов - оплаты труда.

При планировании объема нагрузки учитывается предельное количество часов в неделю для учащихся. Так, для учеников 1-4 классов в неделю не может быть более 24 часов занятий, для 5-6 - 30 часов, для 7-8 -34 часа и для 9-11 - не более 36 часов в неделю.

Для школ с углубленным  изучением предметов и школ инновационных  форм возможно увеличение недельной  нагрузки на 10-15% на основании решения  Совета школы.

На основании количества классов и объема часов по учебным  дисциплинам рассчитывается общее количество ставок по конкретной школе.

Ставки заработной платы  устанавливаются на основании Единой тарифной сетки (ETC), которая включает 18 разрядов. Ставки учителей могут быть от 7 до 14 разряда ETC и зависят от образования, стажа работы, аттестации в соответствии с профессиональными достижениями.

Тарификация учителей осуществляется ежегодно на 1 сентября. В результате получается свод ставок. Например, 7 разряд - 8 ставок, 8 разряд - 6, 9 разряд - 11 ставок. С учетом количества ставок и оплаты по ним определяется фонд оплаты труда учителей.

Фонд оплаты труда  административно-управленческого аппарата также так же определяется по ETC. Например, ставка директора школы  устанавливается 16-17 разрядом, ставки заместителей на 1 разряд ниже.

При формировании бюджетов муниципальных образований субъекты федерации могут использовать нормативный метод, согласно которому расходы местных бюджетов определяются, исходя из затрат на одного ученика и количества учащихся в городе или районе.

2.2 Особенности  планирования расходов учреждений профессионального и дополнительного образования и высших учебных заведений

Расходы учреждений начального и среднего профессионального образования  планируются исходя из среднегодового числа учащихся и количества групп. Число учащихся определяется учредителем в соответствии с планом на каждый год.

На основании количества групп, числа дисциплин, изучаемых  на каждом курсе, объемов часов на каждую дисциплину определяется годовой  фонд учебной нагрузки.

На основании общего объема часов и объема часов за ставку рассчитывается необходимое количество ставок преподавателей.

Помимо ставок преподавателей в учреждениях профессионального  образования предусматриваются  ставки мастеров производственного  обучения. В учреждениях начального профессионального образования, как правило, один мастер на каждую учебную группу. В учреждениях среднего профессионального образования, с учетом объема практических занятий по овладению рабочими специальностями.

Помимо преподавательского состава, планируются ставки административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.

Ставки заработной платы  работников профессиональных учреждений устанавливаются, так же как и  в школах, в соответствии с Единой тарифной сеткой. Ставка отдельного преподавателя  или управленческого работника устанавливается в соответствии со стажем работы и уровнем квалификации, определяемым на основе аттестации.

В учреждениях профессионального  образования предусмотрена выплата  стипендий учащимся. Объем стипендиального  фонда устанавливается учредителем. Вопросы выплаты стипендий регулируются ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»4 и типовым положением о стипендиальном обеспечении5.

Помимо этого, педагогическому  составу выплачивается ежемесячная  компенсация на книгопечатную продукцию из расчета 150 рублей в месяц  в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, и в других федеральных государственных образовательных учреждениях 100 рублей в месяц6.

Другие виды расходов планируются в соответствии с  экономической классификацией по видам  расходов.

Планирование расходов учреждений высшего профессионального  образования имеют ряд особенностей, прежде всего в части оплаты труда.

Фонд оплаты труда  в вузах рассчитывается исходя из численности студентов и норматива - количества студентов на одного преподавателя.

Численность студентов  определяется учредителем ежегодно на основании федерального плана  подготовки специалистов за счет средств бюджета.

Норматив количества студентов на одного преподавателя  устанавливается федеральным органом  исполнительной власти в области  образования в зависимости от профиля вуза и составляет от 7 до 13 студентов на одного преподавателя. Например, численность студентов составляет 4 800 человек, норматив 12 студентов на одного преподавателя, следовательно, вуз имеет 400 ставок профессорско-преподавательского состава.

Информация о работе Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование в рыночной экономике