Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа
Предмет исследования – практические аспекты исполнения доходной и расходной частей бюджета Клецкого района.
Цель работы – исследование вопросов организации деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета Клецкого района.
В ходе выполнения работы были использованы фактические материалы по вопросам исследования, законодательные и нормативные акты, регламентирующие формирование и использование средств местных бюджетов.
Введение……………………………………………………………………….……...4
1 Ознакомиться с составом и структурой доходов и расходов местного бюджета либо, в случае составления только сметы расходов районной администрации, с ее содержанием и доходами, аккумулированными на уровне района 5
2 Изучить организацию работы по составлению проекта бюджета либо ознакомиться с особенностями работы с прогнозными показателями по смете расходов районной администрации 8
3 Ознакомиться с порядком планирования источников доходной части бюджета. Принять участие в составлении прогноза поступления отдельных видов доходов на планируемый год 12
4 Ознакомиться с механизмом бюджетного регулирования на уровне данного бюджета 14
5 Ознакомиться с порядком составления финансовых планов предприятий местного хозяйства и обоснованием выделяемых бюджетных ассигнований 17
6 Ознакомиться с индивидуальными, общими и сводными сметами, обоснованием расходов на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры 18
7 Ознакомиться с источниками финансирования бюджетных организаций: бюджетными и внебюджетными. Изучить порядок составления сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам организации 25
8 Изучить порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджета. Ознакомиться с материалами сессии местного Совета по принятию бюджета 29
9 Изучить порядок составления росписи доходов и расходов бюджета с поквартальным распределением и механизмом исполнения бюджета на ее основе 33
10 Изучить организацию работы по исполнению бюджета. Ознакомиться с финансированием бюджетных организаций, порядком уточнения размеров сметных назначений в течении года 35
11 Проанализировать исполнение бюджета либо сметы расходов районной администрации за предыдущий период 38
12 Ознакомиться с порядком предоставления индивидуальных налоговых льгот. Проанализировать категории плательщиков и причины, по которым предоставлялись такие льготы 42
13 Изучить организацию бухгалтерского учета исполнения бюджета в финоргане: учет доходов и расходов бюджета, учет расчетов между бюджетами, ознакомиться с порядком предоставления бюджетных ссуд и выделения дотаций 44
14 Ознакомиться с содержанием бухгалтерской отчетности по исполнению бюджета 45
15 Ознакомиться с организацией финансового контроля: изучить виды, методы финансового контроля; ознакомиться с порядком проведения тематической проверки. Оказывать содействие работникам финансового отдела в проведении различного рода контрольных мероприятий; ознакомиться с порядком реализации материалов проверок 48
16 Индивидуальное задание: характеристика экономического и социального потенциала Клецкого района; анализ состава и структуры доходов бюджета Клецкого района (2007-2010 гг.); анализ состава и структуры расходов бюджета Клецкого района (2007-2010 гг.) 52
Заключение…………………………………………………………………………. 62
Список используемых источников………………………………….….…………64
Примечание – Источник: собственная разработка на материалах Клецкого райисполкома.
Более наглядно структура доходов Клецкого района в 2010 г. представлена на рисунке 16.1, данные которого позволяют обратить внимание на следующее. В структуре доходной базы консолидированного бюджета района в 2010 г. наибольший удельный вес приходится на безвозмездные поступления, доля которых составила 52,4%. Значительную доходную базу составляет подоходный налог, на долю которого приходится около 18,0% совокупных доходов бюджета. В качестве «весомых» доходных статей выделяются: налог на прибыль – 7,4%, налог на добавленную стоимость – 6,9%, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – 4,4%, налог при упрощенной системе налогообложения – 2,7%.
Рисунок 16.1 – Структура доходов бюджета Клецкого района в 2010 г., %
Примечание – Источник: собственная разработка на материалах Клецкого райисполкома.
В рассматриваемый период структура доходов консолидированного бюджета Клецкого района не претерпела существенных изменений. Так, увеличение удельного веса произошло по таким доходным источникам, как:
подоходный налог – на 1,8 процентных пункта, с 16,2% в 2007 г. до 17,6% в 2008 г., 20,2% в 2009 г. и 18,0% в 2010 г.;
налог на прибыль – на 2,4 процентных пункта, с 5,0% в 2007 г. до 2,6% в 2008 г., 2,4% в 2009 г. и 7,4% в 2010 г.;
налог на добавленную стоимость – на 0,3 процентных пункта, с 6,6% в 2007 г. до 6,3% в 2008 г., 9,0% в 2009 г. и 6,9% в 2010 г.;
налог при упрощенной системе налогообложения – на 2,2 процентных пункта, с 0,5% в 2007 г. до 2,0% в 2008 г., 2,5% в 2009 г. и 2,7% в 2010 г.;
единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – на 0,7 процентных пункта, с 3,7% в 2007 г. до 4,5% в 2008 г., 5,5% в 2009 г. и 4,4% в 2010 г.;
налог на использование природных ресурсов – на 0,3 процентных пункта, с 0,3% в 2007 г. до 0,1% в 2008 г., 0,5% в 2009 г. и 0,6% в 2010 г.;
компенсации затрат государства – на 0,7 процентных пункта, с 0,2% в 2007 г. до 0,9% в 2008 г., 1,1% в 2009 г. и 0,9% в 2010 г.
В то же время в 2007-2010 гг. произошло снижение доли следующих доходных источников бюджета:
целевые сборы – на 0,3 процентных пункта, с 0,3% в 2007 г. до 0,2% в 2008 г., 0,2% в 2009 г. и 0,0% в 2010 г.;
земельный налог – на 0,4 процентных пункта, с 1,5% в 2007 г. до 1,4% в 2008 г., 1,4% в 2009 г. и 1,1% в 2010 г.;
налог на недвижимость – на 0,8 процентных пункта, с 2,9% в 2007 г. до 3,1% в 2008 г., 3,0% в 2009 г. и 2,1% в 2010 г.;
акцизы на вермуты и вина – на 2,1 процентных пункта, с 2,1% в 2007 г. до 1,8% в 2008 г., 2,3% в 2009 г. и 0,0% в 2010 г.;
безвозмездные поступления – на 4,9 процентных пункта, с 57,3% в 2007 г. до 56,3% в 2008 г., 48,2% в 2009 г. и 52,4% в 2010 г.
Далее проследим динамику и структуру расходов районного бюджета (таблица 16.2).
Таблица 16.2 – Динамика и структура расходов районного бюджета
Наименование статьи расходов | Исполнено за 2007 г. | Исполнено за 2008 г. | Исполнено за 2009 г. | Исполнено за 2010 г. | Отклонение 2010/2007, (+/-) | |||||
млн р. | уд. вес, % | млн р. | уд. вес, % | млн р. | уд. вес, % | млн р. | уд. вес, % | млн р. | уд. вес, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Общегосударственная деятельность | 2695,6 | 7,0 | 4164,0 | 8,0 | 9011,0 | 16,3 | 8006,8 | 11,7 | 5311,2 | 4,7 |
Органы местного управления и самоуправления | 2542,9 | 6,5 | 3171,3 | 6,1 | 2956,9 | 5,3 | 3909,9 | 5,7 | 1367,0 | -0,8 |
Бюджетные ссуды, бюджетные займы | -324,6 | -0,8 | 86,0 | 0,2 | 5646,0 | 10,2 | 2777,5 | 4,1 | 3102,1 | 4,9 |
Иные общегосударственные расходы | 296,7 | 0,8 | 895,1 | 7,7 | 391,7 | 0,8 | 1298,4 | 1,9 | 1001,7 | 1,1 |
Национальная оборона | 76,0 | 0,2 | 123,8 | 0,2 | 15,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -76,0 | -0,2 |
Обеспечение военно-мобилизационной и вневойсковой подготовки | 76,0 | 0,2 | 123,8 | 0,2 | 15,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -76,0 | -0,2 |
Национальная экономика | 2024,2 | 5,2 | 2793,0 | 5,4 | 2700,9 | 4,9 | 4104,6 | 6,0 | 2080,4 | 0,8 |
Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность | 976,3 | 2,5 | 1430,9 | 2,8 | 1689,1 | 3,1 | 2455,0 | 3,6 | 1478,7 | 1,1 |
Промышленность, энергетика, строительство и архитектура | 822,0 | 2,1 | 739,9 | 1,4 | 585,0 | 1,1 | 980,0 | 1,4 | 158,0 | -0,7 |
Прочие отрасли национальной экономики | 215,8 | 0,3 | 600,4 | 1,2 | 412,4 | 0,7 | 634,4 | 1,0 | 418,6 | 0,7 |
Охрана окружающей среды | 0,0 | 0,0 | 1028,6 | 2,0 | 753,0 | 1,4 | 262,5 | 0,4 | 262,5 | 0,4 |
Фонд охраны природы | 0,0 | 0,0 | 1028,6 | 2,0 | 753,0 | 1,4 | 262,5 | 0,4 | 262,5 | 0,4 |
Продолжение таблицы 16.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Жилищные и коммунальные услуги и жилищное строительство | 2467,5 | 6,3 | 4442,0 | 8,6 | 4097,5 | 7,4 | 7396,7 | 10,9 | 4929,2 | 4,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 524,2 | 1,3 | 1918,9 | 3,7 | 2351,8 | 4,2 | 4128,3 | 6,1 | 3604,1 | 4,8 |
Благоустройство населенных пунктов | 1489,4 | 3,8 | 1674,3 | 3,2 | 1151,2 | 2,1 | 2455,2 | 3,6 | 965,8 | -0,2 |
Другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг | 453,9 | 1,2 | 848,8 | 1,6 | 594,5 | 1,1 | 813,2 | 1,2 | 359,3 | 0,0 |
Социально-культурная сфера | 18345,2 | 81,4 | 39268,4 | 75,7 | 38799,2 | 70,0 | 48349,5 | 70,9 | 30004,3 | -10,5 |
Здравоохранение | 9057,8 | 23,2 | 11228,7 | 21,7 | 11238,1 | 20,3 | 14174,7 | 20,8 | 5116,9 | -2,4 |
Медицинская помощь населению | 8972,1 | 22,9 | 11206,7 | 21,6 | 11238,1 | 20,3 | 14174,7 | 20,8 | 5202,6 | -2,1 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 3441,3 | 8,8 | 3964,7 | 7,6 | 4280,0 | 7,7 | 5177,4 | 7,6 | 1736,1 | -1,2 |
Физическая культура и спорт | 675,8 | 1,7 | 828,9 | 1,6 | 874,4 | 1,6 | 967,7 | 1,4 | 291,9 | -0,3 |
Культура | 2695,5 | 6,9 | 3082,8 | 5,9 | 3405,6 | 6,1 | 4179,7 | 6,2 | 1484,2 | -0,7 |
Средства массовой информации | 71,0 | 0,2 | 53,0 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 30,0 | 0,0 | -41,0 | -0,2 |
Образование | 16387,6 | 41,9 | 19412,6 | 37,4 | 19127,2 | 34,5 | 24149,2 | 35,4 | 7761,6 | -6,5 |
Дошкольное образование | 2459,8 | 6,3 | 3207,8 | 6,2 | 3101,3 | 5,6 | 4064,7 | 6,0 | 1604,9 | -0,3 |
Общее среднее образование | 12465,4 | 31,9 | 14489,1 | 27,9 | 14358,2 | 26,0 | 17988,7 | 26,4 | 5523,3 | -5,5 |
Внешкольное воспитание и обучение | 1037,3 | 2,7 | 1237,3 | 2,4 | 1152,5 | 2,0 | 1479,3 | 2,1 | 442,0 | -0,6 |
Прочие расходы в области образования | 425,1 | 1,0 | 508,5 | 1,0 | 515,2 | 0,9 | 616,6 | 0,9 | 191,5 | -0,1 |
Социальная политика | 2958,5 | 7,5 | 4662,4 | 9,0 | 4154,0 | 7,5 | 4848,3 | 7,1 | 1889,8 | -0,4 |
Социальная защита | 2870,1 | 7,3 | 4062,1 | 7,8 | 3647,0 | 6,6 | 4351,1 | 6,4 | 1481,0 | -0,9 |
Другие вопросы в области социальной политики | 77,7 | 0,2 | 585,7 | 1,1 | 492,4 | 0,9 | 483,4 | 0,7 | 405,7 | 0,5 |
Всего расходов | 39108,5 | 100,0 | 51841,7 | 100,0 | 55406,6 | 100,0 | 68180,1 | 100,0 | 29071,6 | х |
Примечание – Источник: собственная разработка на материалах Клецкого райисполкома.
Как следует из представленных в таблице 16.2 данных, расходы консолидированного бюджета в рассматриваемый период увеличились на 29071,6 млн. р., или на 74,3% и составили по итогам 2010 г. 68180,1 млн. р.
Расходы консолидированного бюджета ориентированы на сохранение качества предоставляемых социальных услуг, поддержку реального сектора экономики, повышение уровня жизни населения.
Значительную часть в бюджете составляют расходы на оплату труда, коммунальные услуги, средства на выполнение государственных стандартов.
Более наглядно структура расходов районного бюджета в 2010 г. представлена на рисунке 16.2.
Рисунок 16.2 – Структура расходов бюджета Клецкого района в 2010 г., %
Примечание – Источник: собственная разработка на материалах Клецкого райисполкома.
Как следует из данных рисунка 16.2, наибольший удельный вес в структуре бюджетных расходов Клецкого района приходится на образовательную сферу, доля которой в 2010 г. составила 35,4% совокупных расходов бюджета.
На финансирование учреждений и мероприятий отрасли «Образование» в 2010 г. направлено 24149,2 млн. р., что в 1,5 раза выше уровня 2007 года.
В бюджете предусматриваются ассигнования на ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений образования.
Значительные бюджетные средства расходуются на финансирование системы здравоохранения района. Так, на эти цели в 2010 г. были предусмотрены ассигнования в сумме 14174,7 млн. р., что составило 20,8% совокупных расходов консолидированного бюджета района. Среди важнейших направлений расходования бюджетных средств по данной статье можно выделить:
выполнение Программы переоснащения амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения РБ на 2009-2011 года;
выполнение Государственной программы «Туберкулез» на 2010-2014 года;
выполнение Национальной программы демографической безопасности РБ подпрограммы «Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности»;
выполнение Государственной программы профилактики ВИЧ инфекции на 2006-2010 годы;
выполнение Государственной программы «Кардиология» на 2011-2015 года;
выполнение Государственной программы разработки и производства в РБ медицинской техники и изделий медицинского назначения на 2011-2015 года.
Расходы по разделу «Общегосударственная деятельность» составили в бюджете 2010 г. 8006,8 млн. р., или 11,7% совокупных расходов бюджета.
По данному разделу профинансированы мероприятия следующего характера:
содержание исполнительных и распорядительных органов района;
текущие ремонты административных зданий райисполкома и сельских исполнительных комитетов;
Удельный вес расходов по статье «Жилищные и коммунальные услуги и жилищное строительство» в 2010 г. составил 10,9% совокупных расходов бюджета, или 7396,7 млн. р.
За счет бюджетных источников были профинансированы следующие мероприятия:
капитальный ремонт жилищного фонда;
текущий ремонт жилищного фонда;
благоустройство населенных пунктов
возмещение расходов по содержанию общих отделений.
Значительные бюджетные средства в 2010 г. были предусмотрены по статье «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», удельный вес которых составил 7,6%, или 5177,4 млн. р.
Ассигнования были направлены на выполнение мероприятий следующих государственных программ:
«Культура Беларуси на 2011-2015 года»;
Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы;
Отчисления также осуществлялись на поддержку редакции районной газеты «Да новых перамог».
Расходы бюджета района в 2010 г. на социальную политику составили 4848,3 млн. р., или 7,1% совокупных расходов бюджета. Из них осуществлялось финансирование расходов по:
социальной защите;
оказанию адресной социальной помощи наименее защищенным категориям населения, имеющим доходы ниже гарантированной части бюджета прожиточного минимума;
обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни;
выполнению мероприятий по молодежной политике.
Около 6,0% расходов консолидированного бюджета Клецкого района приходится на расходы по финансированию отрасли «Национальная экономика». Среди направлений бюджетного финансирования по данной отрасли предусмотрены расходы по следующим подразделам бюджетной классификации:
-«сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность»;
-«топливо и энергетика»
В 2010 г. на эти цели было выделено 4104,6 млн. р. бюджетных средств района.
Данные таблицы 16.2 позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемый период структура расходов консолидированного бюджета претерпела некоторые изменения. Так, увеличение удельного веса произошло по таким подразделениям, как: