Отчет по практике в "Сбербанке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 05:30, отчет по практике

Описание работы

Задачами производственной ознакомительной практики являются:
- знакомство с историей предприятия, его организационной структурой, функции отделов, основными достижениями;
- изучение производственного профиля и объема, типа производства, ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции (товаров, работ, услуг);

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России…3-8
1.1 История возникновения Сбербанка России, характер его деятельности и общая характеристика………………………………………………………..3-5
1.2 Основные операции, осуществляемые Сбербанком России…………..5-6
1.3 Недостатки работы Банка по оценкам клиентов и руководства………6-8
2.Организация основных банковских операций в ОАО «Сбербанка России» Филиал №8636/0114………………………………………………………..
2.1 Депозитные операции
2.2 Кредитные операции
2.3 Порядок ведения кассовых операций
2.4 Организация безналичных расчетов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

отчет.docx

— 621.91 Кб (Скачать файл)

Кредитование банком индивидуальных заемщиков позволяет не только рационально  использовать временно свободные денежные средства вкладчиков, но и имеет  большое социальное значение, так  как способствует удовлетворению жизненно важных потребностей населения в  товарах длительного пользования, различных услугах и т. п.

Можно выделить ряд существенных признаков  кредитования населения. Прежде всего, кредиты носят коммерческий характер, т. е. банки, стараются дешевле приобрести финансовые ресурсы и выдать их на более высоких процентных условиях; основной формой обеспечения кредита  является залог имущества; кредиты  часто носят дружеский характер, что отрицательно влияет на общее  благосостояние общества и, следовательно, сами банки страдают.

Кредитование населения осуществляется при соблюдении тех же принципов  кредитования, а именно: срочности, платности, возвратности, обеспеченности.

Наиболее реальными формами  обеспечения являются:

- залог имущества (недвижимость, автомобиль, ценные бумаги);

- гарантия и поручительство;

- страхование.

 

 

 

Рис.2 Схема  кредитования физических лиц

 

При проведении кредитных операций банк ориентируется  прежде всего на степень риска, которая  должна быть сведена к минимуму. В структуру кредитного риска входят риск конкретного заемщика и риск портфеля. Факторы кредитного риска носят как внешний характер по отношению к банку, так и внутренний. Факторы, носящие внешний характер, связаны с возможностью реализации кредитного риска по причине, не зависящей от деятельности персонала кредитного подразделения банка. Заемщик может не вернуть кредит, несмотря на добросовестные действия сотрудников банка. Напротив, факторы, носящие внутренний характер связаны с ошибками персонала, допущенными в ходе оформления кредитной документации, ошибками при оценке кредитоспособности заемщика, нарушениями должностных инструкций и ошибками, заложенными в самих правилах осуществления кредитования. Характеристика факторов, вызывающих кредитный риск представлена в таблице 2.

 

Таблица 3. Факторы кредитного риска

Вид кредитного риска

Внутренние факторы кредитного риска

Внешние факторы кредитного риска

риск индивидуального заемщика

ошибки персонала, вызванные допущенными  отклонениями от должностных инструкций при осуществлении кредитных  операций

отказ заемщика выполнить обязательства  по кредиту вследствие недобросовестности или отсутствии такой возможности (в результате ухудшения финансового  положения)

 

злоупотребления персонала

 
 

методологические ошибки, содержащиеся в должностных инструкциях

 

риск портфеля

 

достижение значения показателя эффективности  кредитного портфеля ниже запланированного уровня вследствие неисполнения заемщиками своих обязательств


 

Таким образом, в рамках кредитного процесса управлению подлежат следующие виды объектов: кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внешними факторами, кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный  внутренними факторами, кредитный  риск портфеля, обусловленный внешними факторами.

Управление кредитным риском банка, входящее в качестве составляющего  элемента кредитной деятельности банка  в каждую из описанных областей кредитного процесса, имеет свои особенности. Разделение труда, необходимое для повышения  его эффективности, обуславливает  различный характер деятельности сотрудников. Задачей сотрудников, непосредственно  взаимодействующих с клиентами  и осуществляющими процесс кредитования индивидуальных заемщиков, является точное следование разработанным инструкциям  и предписаниям, разработанным для  стандартизирования операций, уменьшения ошибок. В рамках процесса кредитования заемщиков осуществляется управление кредитным риском индивидуального  заемщика. Задача сотрудников - управление кредитным риском индивидуального  заемщика, обусловленного внешними факторами  риска. Задачей сотрудников, осуществляющих управление кредитным портфелем  банка, является также точное следование разработанным инструкциям и  предписаниям, разработанным для  стандартизации операций, уменьшения ошибок, вызываемых т.н. “человеческим  фактором”. Однако, в отличие от первой сферы кредитного процесса, видом кредитного риска, подлежащего  управлению, в этой сфере кредитного процесса, является риск портфеля. Задача сотрудников - управление кредитным  риском портфеля банка, обусловленного внешними факторами риска. Сотрудники, осуществляющие деятельность по разработке инструктивно-методического материала  не заняты непосредственно в осуществлении  кредитных операций. Их задачей является разработка процедур, позволяющих снижать  степень кредитного риска, обусловленного внутренними факторами реализации кредитного риска, а также предоставлять  непосредственным участникам кредитного процесса со стороны банка действенный  инструментарий для управления кредитным  риском, обусловленным внешними факторами. Задача сотрудников, занимающихся административной деятельностью, заключается в общем  управлении работой сотрудников, непосредственно занятых в кредитном процессе, а также сотрудников обеспечивающих их деятельность.

Таким образом, в рамках управления кредитным риском в ходе осуществления  кредитного процесса различные объекты  кредитного риска распределены между  различными категориями субъектов  управления кредитным риском.

Организация управления кредитным  риском в рамках кредитного процесса обеспечивается за счет информационного  обмена, осуществляемого его участниками  на постоянной основе. Взаимодействие участников процесса управления кредитным  риском, рассматриваемое как обмен  информацией, представлено на рис.3:

 

Рис.3. Информационное поле процесса управления кредитным риском

 

Непосредственное взаимодействие банка с заемщиком обеспечивается в процессе выполнения служебных  обязанностей группой сотрудников  кредитного подразделения, представителя  которой мы условно обозначаем “кредитный инспектор”. Взаимодействие заемщика и кредитного инспектора носит характер двустороннего информационного  обмена, обозначенного на схеме стрелками  1 и 2. Кредитный инспектор получает от заемщика информацию о параметрах предполагаемой кредитной сделки, данные необходимые для оценки кредитного риска данного заемщика, данные мониторинга финансового состояния и показателей деловой активности, необходимые для оценки изменения кредитного риска заемщика в период до истечения срока сделки. Также кредитный инспектор получает информацию о выполнении либо не выполнении заемщиком условий кредитной сделки, перспектив возврата предоставленных кредитных ресурсов и уплаты процентов. С другой стороны, заемщик информируется кредитным инспектором об условиях кредитования, принятом банком решении о предоставлении/отказе в предоставлении кредита. Взаимодействие кредитного инспектора с лицом, принимающим решение (ЛПР - должностное лицо, кредитный совет, или какой-либо орган в системе управления банком, в компетенцию которого входит принятие решения о выдаче/отказе в выдаче кредита, изменении условий кредитного соглашения, санкционирование применения мер воздействия на заемщика, нарушившего условия кредитного соглашения и т.п.) основано на предоставлении кредитным инспектором информации, необходимой для принятия того или иного решения в рамках кредитных операций, и доведении до сведения кредитного инспектора принятого решения. Принятие ЛПР решения означает для кредитного инспектора руководство к действию. Кредитный инспектор информирует ЛПР об условиях кредитной сделки, доводит до его сведения результат проведенной оценки кредитного риска данного потенциального заемщика, а также предоставляет сведения об изменении оценки кредитного риска заемщика в период между выдачей кредита и сроком завершения кредитной операции (стрелка 3 на схеме). Кредитный инспектор предоставляет ЛПР сведения о выполнении заемщиком условий кредитного соглашения, либо невозврате кредита. ЛПР предоставляет руководство к исполнению по каждому факту его информирования со стороны кредитного инспектора (стрелка 4 на схеме).

Взаимодействие кредитного инспектора и должностного лица, анализирующего состояние банковского портфеля как совокупности кредитных вложений, условно обозначаемого “управляющий портфелем”, носит однонаправленный характер. Кредитный инспектор предоставляет информацию о параметрах рассматриваемой кредитной сделки, оценке кредитного риска заемщика, динамике кредитного риска заемщика и фактах выполнения заемщиком условий сделки или реализации кредитного риска (стрелка 5 на схеме). Данная информация необходима для оценки влияния потенциальной кредитной сделки на риск портфеля, а также для оценки динамики показателей, характеризующих кредитный риск портфеля. Полученные оценки доводятся на сведения ЛПР (стрелка 6 на схеме) и трансформируются в руководство к действию, доводимое до сведения кредитного инспектора.

Взаимодействие должностного лица, в служебные полномочия которых  входит осуществление общего управления деятельностью сотрудников кредитного подразделения банка, обозначаемого  как “старший кредитный инспектор”, с кредитным инспектором и  управляющим портфелем носит  двусторонний характер. Кредитный инспектор  и управляющий портфелем предоставляют  учетные данные о текущем состоянии  и динамике показателей кредитного риска (стрелка 7). Старший кредитный  инспектор информирует об изменениях, касающихся организации их деятельности (стрелка 8).

Совокупные учетные данные, характеризующие  эффективность применяемых методов  управления кредитным риском, подлежат анализу на предмет необходимости  внесения изменений в используемого  кредитным инспектором и управляющим  портфелем инструктивно-методического  обеспечения их деятельности. В случае необходимости полученная информация трансформируется в техническое  задание, которое адресуется старшим  кредитным инспектором разработчику инструктивно-методического обеспечения  кредитной деятельности в банке (стрелка 9 на схеме).

Согласно статье 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная  организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в  размере и на условиях, предусмотренных  договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Договор определяет участников сделки; обстоятельства и условия возникновения  их взаимных обязательств; устанавливает  характер обстоятельств, вытекающих из сделки; закрепляет порядок изменения  условий исполнения обязательств; фиксирует  взаимную ответственность сторон в  течение срока действия договора.

В случае благоприятного заключения кредитоспособности заемщика, банк приступает к разработке условий кредитного договора. Условиями кредитного договора являются цель кредита, сумма, порядок  погашения, срок, обеспечение, цена кредита  и прочие условия (см. Приложение  Г).

Кредитный договор, как правило, содержит следующие разделы:

- Общие положения;

- Права и обязанности сторон;

- Порядок и срок погашения кредита;

- Порядок разрешения споров;

- Юридические адреса сторон.

 

2.3 Порядок ведения кассовых операций

 

Кассовые  операции - это операции банков по приему и выдаче денег и ценностей клиентам банка. Касса – наиболее ликвидный актив, но низкодоходный. Целевое назначение кассовых операций – бесперебойное обслуживание клиентов.

Вся денежная наличность, используемая для выполнения этих операций, называется операционной кассой банка.

Организация кассовой работы в банке осуществляется в соответствии с правилами ЦБ РФ и обозначается термином “кассовая  дисциплина”. Правила регламентируют:

- общий порядок ведения операций;

- правила перевозки денежных знаков;

- правила хранения денежных знаков;

- порядок замены и уничтожения поврежденных банкнот.

Требования  достаточно жесткие. Банки обязаны  иметь хорошую материально-техническую  базу, специально оборудованное и  охраняемое помещение, иначе они  не получают разрешения на проведение кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций в банке можно представить  в виде следующей схемы: (см. Рис.4)

 

 

Рис.4 Порядок ведения кассовых операций в банке

 

Совокупность всех наличных денег, находящихся в банке, называют совокупной кассой банка. Сюда входят: валютная касса, контролёр, вечерняя касса, приходная  касса, расходная касса.

Банк обязан принимать от физических и юридических лиц для зачисления на счета аккредитивы или обменивать денежные знаки, имеющие повреждения.

Кассовое подразделение возглавляется  заведующим кассой, заведующим ценностей, главным, старшим кассиром и другими  кассовыми работниками банка, с  которыми заключается договор о  полной материальной ответственности.

По решению руководителя банка  операции с ценностями могут осуществляться группами материально ответственных  лиц, с которыми заключается договор  о полной ответственности.

Информация о работе Отчет по практике в "Сбербанке"