Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
- определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
- показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
Введение………………………………………….………………………………..… 3
Глава 1. Роль и значение Пенсионного Фонда в бюджетной системе Российской Федерации…………………………………………………………..…. 5
1.1. История развития и формирования ПФ в России…...……..……………....… 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПФР..…………………. 12
1.3. Структура ПФР…………………………….……………………….…………... 17
Глава 2. Бюджет Пенсионного Фонда России………………….……………….... 20
2.1. Формирование доходной части бюджета ПФР………….…..………............. 22
2.2. Назначение и структура расходной части бюджета ПФР..………………..… 26
2.3. Современный этап реформирования пенсионной системы РФ и его отражение на деятельности ПФР..…………………………………………………. 35
Заключение……………………………………………………………...…………… 43
Список использованной литературы…………………………………..…………. 45
Структуру Пенсионного Фонда России можно представить в виде схемы (рис.1)
рис.1. Структура Пенсионного фонда России5
На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.
В целом для ПФР как страховщика характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функций в области пенсионного обеспечения и кончая контролем над расходами на содержание аппарата пенсионного фонда.
ПФР и его нижестоящие органы не являются органами исполнительной власти. Такие фонды должны строиться на принципах обязательного социального страхования, в том числе закрепленных в Законе об основах обязательного социального страхования ФЗ от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ. Исходя из этих принципов, обязательное пенсионное страхование, а соответственно и средства ПФР, не являются государственными. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных граждан по этой системе страхования и лиц (физических и юридических), уплачивающих страховые взносы в ПФР. Все средства, уплачиваемые в виде страховых пенсионных взносов, должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования – ее коллективный солидарно-распределительный характер, что определяет саму сущность и смысл такого страхования.
В России в настоящее время такой
солидарно-распределительной
В своей деятельности ПФР и его нижестоящие органы взаимодействуют со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали. К их числу относятся: Минздравсоцразвития России и Минфин России; Минэкономразвития России; Россвязь; ФСС РФ и Фонды обязательного медицинского страхования; Росстат; Минюст России; Банк России; Сбербанк России; Внешэкономбанк; управляющие пенсионные компании; Федерация независимых профсоюзов России и подведомственные всем им нижестоящие органы.
Взаимодействие с органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления и вышеперечисленными организациями позволяет ПФР осуществлять свою деятельность.
Для координации деятельности органов ПФР по вопросам реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение с полномочными представителями Президента Российской Федерации созданы управления фонда в федеральных округах, которые являются структурными подразделениями исполнительной дирекции ПФР Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 9 октября 2000г. № 118. .
В субъектах Российской Федерации ПФР имеет свои региональные органы – территориальные отделения ПФР. Они действуют на основе положения о территориальных органах ПФР, которое утверждается правлением ПФР, и создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.
Обязательное пенсионное страхование на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы ПФР (в дальнейшем – местные пенсионные органы). В отдельных населенных пунктах, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться должности уполномоченных ПФР, которые подчиняются местным органам ПФР. Местные пенсионные органы являются правопреемниками органов социальной защиты населения – в части назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Местные пенсионные органы непосредственно подчиняются территориальному отделению ПФР.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.
С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий
Конституция РФ не содержит однозначно прописанного механизма формирования государственного пенсионного страхования. Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное пенсионное страхование, а также добровольное пенсионное страхование. Однако в настоящее время основным механизмом является механизм обязательного пенсионного страхования (табл.1)
Таблица 1. Механизмы формирования доходных источников государственного пенсионного страхования
Бюджетное финансиро-вание |
Обязательное пенсионное страхование |
Добровольное пенсионное страхование (по программе софинансирования пенсионных накоплений) | |
Финансо-вые источники |
Налоговые и неналоговые доходы бюджета |
Страховые взносы, выплачиваемые работодателем за работника и (или) себя |
Страховые взносы, выплачиваемые государством, работником и работодателем |
Методы регулиро-вания |
Законодатель-ство |
Законодательство |
Договор или соглашение |
Размеры |
Устанавлива-ется на каждый год в зависи-мости от дефи-цита бюджета Пенсионного Фонда |
26% от фонда оплаты труда и ограничивается доходом 415 тыс. руб. с начала года на каждое застрахованное лицо |
Устанавливаются договором в зависимости от суммы, внесённой застрахованным лицом, ограничено суммой 12 тыс. руб. в год на каждое застрахованное лицо |
1) Бюджетное финансирование. В последние
годы система государственного
пенсионного страхования
Таблица 2. Удельный вес федеральных субвенций в доходах ПФР в 2005-2013 г.г. (2012-2013 – плановые показатели)
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Поступление средств всего, млрд. руб. |
1350 |
1638 |
1947 |
2730 |
3223 |
4680 |
5137 |
5655 |
6245 |
Субвенции из ФБ, млрд. руб. |
693 |
833 |
920 |
1457 |
1947 |
2530 |
2342 |
2561 |
2803 |
Удельный вес субвенций, % |
51,3 |
50,9 |
47,3 |
53,4 |
60,4 |
54,1 |
45,6 |
45,3 |
44,9 |
Из них на выплату текущих пенсий в 2009 году из федерального бюджета выделено 987,6 млрд. рублей, в 2010 – примерно 1310 млрд.
В последние годы, кроме пособий и выплат льготникам, добавились и обязательства по выплате из бюджета Пенсионного Фонда материнского капитала и прочие денежные выплаты. Такое положение возникло в силу возложения государством на Пенсионный Фонд, кроме функций страховщика в сфере обязательного социального страхования, также и функций по отдельным выплатам нестрахового характера, финансируемым за счёт ассигнований из федерального бюджета. Значительное участие федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствовало о её нестраховом характере.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2010 г. N 355-ФЗ "О Бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» доля трансфертов из федерального бюджета должна неуклонно сокращаться (с 54,1% в 2010г. до 45,6% в 2011 г. от общих доходов бюджета Пенсионного фонда), что свидетельствует об улучшении финансовой ситуации в регионах.6 Пока же эти средства понадобятся, во-первых, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда в связи с пониженными ставками страховых взносов, которые пока сохраняются для отдельных категорий страхователей. На эти цели в бюджете запланировано 72,8 млрд. рублей. Во-вторых, ещё 143 млрд. руб. федеральный бюджет перечислит Пенсионному фонду для выполнения обязательств перед семьями, имеющими право на получение материнского капитала. В-третьих, «отдельной строкой» запланировано 72,5 млрд. рублей для единовременной выплаты ветеранам Великой отечественной войны в связи с празднованием 66-летия Победы в Вов. Эти выплаты поручено сделать Пенсионному фонду, но деньги также выделяет федеральный бюджет.
2) Обязательное пенсионное
ПФР – 28%;
ФСС – 5,4%;
ФФОМС – 0,2%;
ТФОМС – 3,4%;
ФЗН – 2,5%;7
Все внебюджетные фонды самостоятельно занимались администрированием платежей, идущих на социальное страхование. Каждый фонд самостоятельно занимался учётом плательщиков, организацией контроля над исчислением и уплатой платежей. Это было крайне неудобно плательщикам, которым необходимо стать на учёт во всех фондах, платить отдельными платежными поручениями страховые взносы, сдавать во все фонды отчётности в различные сроки и быть готовым к проверкам со стороны всех этих фондов. Также при этом был низкий уровень администрирования страховых платежей и, что особо важно, казнокрадство, достигшее запредельных размеров. Вследствие этого с 1 января 2001 года с введением 2-й части НК взносы в Пенсионный фонд были преобразованы в единый социальный налог и признавались федеральным налогом. Налоговые поступления по социальному налогу распределялись между государственными внебюджетными фондами в определённой пропорции.
С 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»8 ПФР и его территориальные органы приняли на себя контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а Фонд социального страхования – за своевременностью и полнотой исчисления и уплаты взносов, поступающих в систему социального страхования. При этом, согласно ч. 8 ст. 15 указанного ФЗ, уплата страховых взносов будет осуществляться отдельными расчётными документами, направляемыми в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального Казначейства. Идея замены ЕСН пенсионными взносами не имела широкого обсуждения в среде учёных и специалистов. Закон был принят практически за 4 месяца. Не стало препятствием для принятия закона и «разгромное» заключение бюджетного комитета Госдумы, в котором повышение фискального бремени было названо непосильным, а многие нормы пакета – противоречащими Конституции РФ. Кроме того, на этапе подготовки законопроекта его не поддержали два основных экономических министерства – Минфин и Минэкономики, которые посчитали, что проведение реформы в период кризиса неуместно. Тем не менее, законы были приняты и с 1 января 2010 года вступили в силу.
Переход к страховым платежам имеет свои плюсы и минусы. Вполне логично, что платежи, имеющие страховую сущность, администрируются Пенсионным Фондом, который в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» является страховщиком, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами ОПС в РФ. Это привело к тому, что страховые взносы теперь снова администрируются Пенсионным Фондом, что должно способствовать ускорению процедуры перечисления средств на счета будущих пенсионеров.9
Переход к страховым принципам финансирования позволит решить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда. Но это произойдёт исключительно благодаря росту страховых тарифов. Если в 2010 г. ставки взносов (исключительно в связи с кризисом) останутся в размерах действующих в 2009 г. ставок ЕСН (ст.57 Закона №212-ФЗ), то с 2011 года они значительно увеличились:
Таблица 2. Ставки взносов в государственные внебюджетные фонды при общей системе налогообложения в 2009-2011 г.г.
Наименование фонда |
Ставка взносов при общей системе налогообложения | |
2009-2010 г.г. |
2011 г. | |
ПФР |
20,0 |
26,0 |
ФСС |
2,9 |
2,9 |
ФФОМС |
1,1 |
2,1 |
ТФОМС |
2,0 |
3,0 |
Итого |
26,0 |
34,0 |
Информация о работе Пенсионный фонд Россиии, его роль и значение в бюджетной системе РФ