Пенсионный фонд Россиии, его роль и значение в бюджетной системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
- определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
- показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение………………………………………….………………………………..… 3
Глава 1. Роль и значение Пенсионного Фонда в бюджетной системе Российской Федерации…………………………………………………………..…. 5
1.1. История развития и формирования ПФ в России…...……..……………....… 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПФР..…………………. 12
1.3. Структура ПФР…………………………….……………………….…………... 17
Глава 2. Бюджет Пенсионного Фонда России………………….……………….... 20
2.1. Формирование доходной части бюджета ПФР………….…..………............. 22
2.2. Назначение и структура расходной части бюджета ПФР..………………..… 26
2.3. Современный этап реформирования пенсионной системы РФ и его отражение на деятельности ПФР..…………………………………………………. 35
Заключение……………………………………………………………...…………… 43
Список использованной литературы…………………………………..…………. 45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему ПФР , его роль и значение в бс РФ.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

 

При этом для некоторых страхователей (например, сельхозпроизводителей, организаций, использующих труд инвалидов и других) установлен переходный период до 2014 года включительно, когда они будут платить взносы по пониженным тарифам. Предусмотрен постепенный отказ от всех льгот и преференций в системе социального страхования, который должен завершиться к 2015 году.10

По моему мнению, одним переходом  от ЕСН к взносам на пенсионное страхование и ростом размера ставок всех проблем не решить. Взносы на пенсионное страхование взимаются не со всего фонда оплаты труда, а с годовой зарплаты сотрудника до 415 тысяч рублей в год. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ. Получается, что наиболее высокооплачиваемые слои населения частично будут выведены из-под налогообложения и страховые взносы с фонда оплаты труда, превышающего 415 тыс. руб. на сотрудника, бюджет Пенсионного фонда недополучит.

3) Добровольное пенсионное страхование.  Молодым россиянам необходимо  научиться самим вкладывать деньги  в будущую пенсию. В западных  странах человек с детства  знает, что накопить на старость  должен он сам. В нашей стране менталитет иной: россияне привыкли, что пенсию назначает государство, и её размер от них почти не зависит. Мы никогда не жили завтрашним днём, мы никогда не откладывали в 20-30 лет на будущее (на 50-60 лет). Сейчас предлагают делать именно это. К этому привыкли жители Европы, но к этому, безусловно, не привыкли россияне. Это переворот не только в пенсионной политике, но и переворот в психологии сознания.11

Государство будет софинансировать  добровольные накопления 10 лет, всего  за время действия этой программы государство потратит на неё порядке 800 млрд. рублей. Бывший министр финансов А.Л.Кудрин считал, что в 2010 г. стимулирование добровольных взносов потребует 4-8 млрд. рублей12. Если средний ежегодный взнос составит 12 000 рублей, «добровольцев», по расчётам Минфина, наберётся порядка 500 000 человек. Через 10 лет, считал А.Л.Кудрин, государственное софинансирование может вырасти до 150-190 млрд. руб., и если к тому времени максимальная сумма, которую субсидирует государство, не изменится, то число «добровольцев вырастет до 5 млн. человек.2

Участвовать в добровольном пенсионном накоплении могут абсолютно все  граждане с 14 лет без всяких ограничений  по возрасту. Более того, закон распространил  действие добровольной накопительной  схемы и на работников, достигших пенсионного возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет), но не обратившихся за установлением ни одной части трудовой пенсии. Для этих категорий граждан действуют особые условия программы софинансирования.

Добровольные взносы на накопительную часть пенсии инвестируются в том же порядке, как и пенсионные накопления в системе обязательного страхования (этот порядок регламентирован ФЗ от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в российской Федерации»).13 Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются Пенсионным фондом Российской Федерации в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица. Затем будущий пенсионер выбирает частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд либо по умолчанию оставляет накопления в управлении Внешэкономбанка – государственной управляющей компании.

Софинансирование – исключительно  наше, российское изобретение. Такие  меры государства действительно  могут заинтересовать население. Софинансирование – реальный инструмент стимулирования накоплений. Госсубсидирование вносов нужно, чтобы запустить и сделать  массовым добровольное пенсионное страхование, сохранять его слишком долго нет смысла. Правительство должно выработать целенаправленную программу пропаганды создания накопительной части пенсии и привлечь к этой работе общественные организации и профсоюзы. Необходимо научить наших людей заботиться о себе, о своём будущем. Сегодня о пенсионной реформе, согласно опросам, знают лишь 10% населения. Ключ к успеху – интенсивная и постоянная информационно-разъяснительная работа.

Основной целью при формировании доходных источников государственного пенсионного страхования является наиболее полное обеспечение системы пенсионного страхования собственными доходами. Следовательно, рассматривая стратегические направления формирования доходных источников государственного пенсионного страхования, мы рассматриваем увеличение доходов за счёт средств обязательного и добровольного пенсионного страхования и сокращения бюджетного финансирования.

К основным стратегическим направлениям формирования доходных источников государственного пенсионного страхования можно отнести:

1) передачу полномочий по администрированию страховых взносов Федеральной налоговой службе;

2) перевод пенсий за выслугу лет на страховые принципы

3) усиление страховых принципов в формировании доходов, в частности, привлечение к участию в уплате страховых взносов наёмных работников;

4) доработку и совершенствование программы «софинансирования» пенсионных накоплений

5) реформирование системы оплаты  труда и повышение минимальной  оплаты труда14

2.2. Назначение и структура расходной части бюджета ПФР

Реформирование пенсионной системы  России – объективная необходимость. Однако результатом реформы будет  неизбежная мощнейшая финансовая нагрузка на бюджет Пенсионного фонда России, что не позволит одновременно обеспечить повышение минимальных размеров пенсий и социально справедливую дифференциацию пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Решение этой задачи возможно лишь при условии финансовой устойчивости пенсионного фонда и сбалансированности его бюджета. Для этого необходимо, с одной стороны, увеличить доходные источники системы обязательного пенсионного страхования, а с другой – обеспечить эффективное и результативное использование этих средств.

Средствами обязательного пенсионного  страхования управляет Пенсионный фонд РФ. Расходная часть его бюджета определяется в соответствии с нормами федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» и о «государственном пенсионном обеспечении в РФ», «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другими действующими законодательными актами, указами Президента РФ и международными соглашениями в области пенсионного обеспечения. В бюджете ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счёт средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. Порядок размещения обязательных пенсионных накоплений установлен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (перечень активов для размещения включает государственные федеральные ценные бумаги субъектов Федерации, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, рублёвые депозиты, денежные средства, в том числе иностранную валюту, на счетах в кредитных организациях).15

Кроме расходов на выплату пенсий, важное место в расходах ПФР занимают расходы на социальные программы субъектов РФ (оказание адресной помощи неработающим пенсионерам, включая предоставление единовременной материальной помощи и др.). Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляются исключительно на цели, определённые законодательством РФ, и направляются на:

 – выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

 – выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше полутора лет;

 – оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

 – обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;

 – другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений  в указанных бюджет в установленном  порядке. Ответственность за нецелевое  расходование средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Минимизация расходов на маркетинг и управление активами государственного пенсионного фонда и НПФ – важнейший фактор при оценке и поддержании эффективности системы. Высокие расходы при низкой доходности могут привести к фактической растрате пенсионных резервов. В последнее десятилетие наблюдается неуклонная тенденция к росту расходов Пенсионного фонда (табл. 3.)

 

Таблица 3. Структура расходования средств пенсионного фонда Российской Федерации, млрд.руб.

 

 

2008

2009

2010

2011

2012

Расходование, в т.ч.

2113,706

2911,102

4398,037

4822,389

5407,312

Общегосударственные вопросы

0,005

0,005

70,254

91,488

95,168

Аппараты органов управления государственных внебюджетных  фондов

45,163

61,254

68,717

88,981

92,180

Социальная политика

2112,628

2909,756

4327,640

4730,827

5312,069

Образование

0,061

0,066

0,063

0,073

0,074

Межбюджетные трансферты

1,011

1,273

0,079

-

-


Примечание: в 2008 и 2009 году целевая  статья расходов «Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов» входила в раздел «Социальная политика», а с 2010 года она входит в раздел «Общегосударственные вопросы».

 

Расходы федерального бюджета на реализацию пенсионной реформы составили в 2010 году более 1,7 трлн. рублей. Это рекордная цифра за последние годы. Управляя средствами обязательного пенсионного страхования, Пенсионный фонд России не имеет права корректировать расходную часть, так как, согласно ст.146 Бюджетного кодекса РФ, уровень обязательных платежей устанавливается законодательно, а расходование средств осуществляется исключительно на цели, определённые законодательством, в соответствии с утверждаемыми федеральным законом.

Отсутствие задолженности перед  пенсионерами является определяющей характеристикой расходования средств пенсионного страхования. Можно дополнить эту характеристику с позиции эффективности и результативности. Эти понятия широко используются в нормативно-правовых актах, концепциях и программах органов власти, научной и учебной литературе, однако они даются либо в настолько общем виде, что их нельзя использовать в качестве универсального понятийного инструментария, либо понятия эффективности и результативности отождествляются. Более того, ст.34 Бюджетного кодекса РФ в числе принципов бюджетной системы выделен общий принцип – результативности и эффективности использования бюджетных средств. Он трактуется как достижение заданных результатов и использованием наименьшего объёма средств или как достижение наилучшего результата с использованием определённого объёма средств. То есть, по сути, понятия результативности и эффективности отождествляются16. Однако между понятиями «результативность» и «эффективность» имеются существенные различия. Экономическую состоятельность расходования средств пенсионного страхования определяют пять составляющих:

1) намеченный результат;

2) располагаемые ресурсы;

3) отведённое на достижение результата  время;

4) факторы, влияющие на использование средств пенсионного страхования (в том числе установленные законодательство);

5) согласованность и взаимное соответствие четырёх предыдущих составляющих.

Ценность результата в первую очередь  задаётся своевременностью его достижения. Согласованность времени и результата даёт результативность: факт своевременного достижения заданного результата17. Соотношение результата с потраченными на его достижение ресурсами задаёт экономическую обоснованность результата. Это его экономическая оправданность, которая учитывает экономические интересы всех взаимодействующих сторон. Т.е. эффективность – это возможность достичь результата и при этом удовлетворить интересы всех заинтересованных сторон.

На результативность и эффективность использования средств обязательного пенсионного страхования ПФР оказывают влияние ряд факторов:

Информация о работе Пенсионный фонд Россиии, его роль и значение в бюджетной системе РФ