Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
- определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
- показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
Введение………………………………………….………………………………..… 3
Глава 1. Роль и значение Пенсионного Фонда в бюджетной системе Российской Федерации…………………………………………………………..…. 5
1.1. История развития и формирования ПФ в России…...……..……………....… 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПФР..…………………. 12
1.3. Структура ПФР…………………………….……………………….…………... 17
Глава 2. Бюджет Пенсионного Фонда России………………….……………….... 20
2.1. Формирование доходной части бюджета ПФР………….…..………............. 22
2.2. Назначение и структура расходной части бюджета ПФР..………………..… 26
2.3. Современный этап реформирования пенсионной системы РФ и его отражение на деятельности ПФР..…………………………………………………. 35
Заключение……………………………………………………………...…………… 43
Список использованной литературы…………………………………..…………. 45
1) Увеличение численности пенсионеров и старение населения. К 2011 году количество пенсионеров выросло на 1,5 млн.человек. С одной стороны, количество плательщиков налога в ПФР уменьшилось, а количество получающих пенсии выросло, это создаёт сложности в поддержании уровня средней пенсии к средней зарплате. Эта тенденция приводит к увеличению расходной части бюджета ПФР.
2) Увеличение размера пенсий. Это
также приводит к росту
Средний размер назначенных пенсий, руб. (на 1 января):
2000 г. – 823,4
2005 г. – 2538,2
2006 г. – 2841,6
2007 г. – 3682,3
2008 г. – 4546,3
2009 г. – 6177,4
2010 г. – 7454,7
2011 г. – 7475,0 (на 1 января)
2011 г. – 8152,4 (на 1 октября)
В целом на финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 году государство направило средства, равные 10% ВВП страны18. Это очень высокий показатель. Это увеличение привело к тому, что среднегодовой размер пенсии на сегодняшний день превысил величину прожиточного минимума пенсионера.
Расходы ПФР увеличатся с 4,33 трлн. руб. в 2010 г. до 5,4 трлн. руб. в 2012 г., т.е. покрываемый из бюджета дефицит снизится в удельном исчислении. Это система самонастраивающаяся: есть прогнозы, есть актуарные расчёты, поэтому можно заранее думать, что менять, – налоги, тарифы или размер индексации пенсий, стимулировать ли более поздний выход на пенсию и так далее. И лишь в последнюю очередь можно прибегать к финансированию из бюджета.
Из-за увеличения выплат пенсионерам дефицит ПФР, по данным Минфина, составил в 2010 году более 1 трлн. рублей, в 2011 году – 511 млрд., в 2012 году – 300 млрд. рублей. В любом случае невозможно за год получить работающую бездефицитную систему.
3) Величина обязательств
4) Осуществление ежемесячных
Ряд региональных социальных программ финансируется за счёт Пенсионного фонда. Нельзя отрицать необходимость и важность этих мероприятий, но они носят нестраховой характер, и хотя осуществляются за счёт бюджетных ассигнований ПФ РФ, было бы более целесообразно использовать эти средства на осуществление основной деятельности фонда.
Согласно данным ПФР, из-за низкой собираемости взносов и большого количества льготников по уплате взносов на базовую часть (главным образом, налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы), реальная ставка по отношению к фонду оплаты труда ниже номинальной на 2,5-3%. Совокупная величина взносов на финансирование базовой части в 2010 г. даже при ставке в 10% составит 1059,6 млрд. рублей, в то время как на выплату базовой части потребуется 1352,4 млрд. рублей. То есть проблема финансовой устойчивости так и не будет решена. Одной из причин несбалансированности пенсионной системы является наличие механизмов нестрахового расходования пенсионных средств. В российском пенсионном законодательстве предусмотрены условия получения трудовой пенсии отдельными категориями пенсионеров независимо от уплаты страховых взносов, от обеспеченности соответствующими денежными поступлениями, наличия льгот по учёту стажа и заработка. Страховые принципы в пенсионной системе не могут быть полностью реализованы, пока в ней сохраняются подобные обязательства. В общей системе трудовых пенсий все её участники должны иметь одинаковые обязанности по её финансированию и соответственно одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.
5) Если на ряд расходов по обязательному пенсионному страхованию Пенсионный фонд воздействовать не может, то уровень расходов на администрирование и управление зависит непосредственно от деятельности самого фонда. Расходы на администрирование и управление в 2010 году складываются из расходов на:
а) ведение специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, куда включаются затраты: по приёму и передаче в электронной форме в ПФР заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (УК); о переходе из ПФР в НПФ; о переходе из одного НПФ в другой НПФ, о переходе из НПФ в ПФР;
б) ведение специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по ОПС в целях уплаты добровольных страховых взносов на накопительную часть пенсии;
в) обработку заявлений застрахованных лиц и копий платёжных документов.
Кроме того, в соответствии с ФЗ «О
бюджете Пенсионного фонда РФ на 2011 год
и на плановый период 2012 и 2013 годов» №355-ФЗ
от 10.12 2010 г, Пенсионный фонд в 2011 году в
пределах бюджетных ассигнований вправе
1) направление средств на оказание в порядке и на условиях, устанавливаемых Фондом, медицинских услуг работникам Фонда и его территориальных органов;
2) направление средств в сумме до 100 млн. рублей на предоставление в порядке и на условиях, устанавливаемых Фондом, работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения;
3) финансовое обеспечение оплаты услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений граждан об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость.19
До настоящего времени в полном
объёме не решён вопрос о финансировании
административно-
В число крупнейших расходов на пенсионное администрирование входят расходы на доставку пенсий. В год на это расходуется 33,2 млрд. рублей. Это очень много. Если доставкой занимается 1 млн. человек, то на заработную плату одного разносчик придётся в год 3 млн. рублей. По сути, данное положение приводит к прямому воровству из пенсионной системы.
Также существует много споров о расходах Пенсионного фонда на администрирование накопительной составляющей. Минимизация расходов на управление инвестирование пенсионных накоплений – важнейший фактор при оценке и поддержании эффективности всей пенсионной системы. С другой стороны, принудительное занижение расходов на управление пенсионными накоплениями может сказаться на уровне их инвестирования и контроля над вложениями, а в результате негативно повлиять на доходность. Поэтому необходимо учитывать, что современная накопительная часть пенсионной системы находится в процессе становления, и на её организацию и формирование отвлекаются значительные финансовые ресурсы.
Сейчас дефицит бюджета
– соблюдение принципа адекватности выплат произведённым страховым взносам;
– гибкий подход к вопросу пенсионного возраста;
– сокращение административных расходов Пенсионного фонда;
– отделение от средств обязательного пенсионного страхования выплат нестрахового характера;
– развитие и стимулирование профессиональных пенсионных систем;
– усиление роли участия регионов в задаче адресного повышения пенсий до уровня прожиточного минимума пенсионера.20
Пенсионная проблематика всё чаще оказывается в фокусе внимания политиков и СМИ. «Горячими» в 2010 году были темы, связанные с повышением пенсионного возраста, инвестирование накопительной части пенсии, увеличением с 1 января 2011 года страховых взносов в ПФР (с 20% до 26% от заработной платы)
Четвёртый год действует программа государственного софинансирования пенсий, предоставляющая уникальную возможность увеличить будущую пенсию при финансовой поддержке государства. Сегодня в Программе участвует почти 3 миллиона россиян. (Если гражданин перечисляет на накопительную часть своей будущей пенсии от 2 тысяч до 12 тысяч рублей в год, государство вносит на его пенсионный счёт такую же сумму).
На 2011 год доходы бюджета ПФР прогнозируются в размере 5,1 трлн. руб., в том числе по распределительной составляющей – 4,69 трлн. рублей, на 2012 год – 5,65 трлн. и 5,11 трлн. соответственно, на 2013 – 6,24 трлн. и 5,59 трлн.21
Конец 2010 года был отмечен возобновлением споров в экспертном сообществе по поводу эффективности функционирования накопительной пенсии. Причём мнения высказывались диаметрально противоположными. Суть проблемы в том, что за прошедшие с начала применения этого пенсионного института восемь лет так и не удалось создать надёжных финансовых механизмов, препятствующих обесценению накапливаемых ресурсов. Очевидно, что моменту выхода на пенсию удастся сохранить не более 40-60% от покупательной способности суммы внесённых страховых взносов.
Примечательно, что проблема накопительных пенсий – лишь одна из многих, препятствующих нормальному функционированию пенсионной системы страны. При этом другие вопросы, требующие безотлагательного решения, обсуждаются специалистами достаточно вяло.
По мнению руководства
По нашему мнению, к числу системных проблем, препятствующих эффективному функционированию института накопительных пенсий, можно отнести вопросы регулирования на государственном уровне системы оплаты труда и занятости населения. Из-за того, что у трех четвертей работающих уровень заработной платы крайне низкий, масштабы выплат «теневой заработной платы» велики, а нелегальная, частичная и неполная занятость широко распространены, институт накопительных пенсий эффективно функционировать в режиме обязательного пенсионного страхования попросту не может.
Кроме того, за прошедший с 2002 год период выявлены существенные правовые проблемы, возникшие вследствие включения накопительного компонента, представляющего собой разновидность добровольного гражданско-правового страхования, в пенсионную системы обязательного социального пенсионного страхования. Совмещение разнородных экономических пенсионных институтов оказалось малопродуктивным мероприятием. Так, накопительный механизм не предусматривает практически никакого солидарного перераспределения пенсионных накоплений между застрахованными, что отрицательно влияет на размеры пенсий подавляющей части пенсионеров с низкими доходами (60-80% от их общей численности). Им можно надеяться только на объём финансовых ресурсов, накапливаемых на их персонифицированных счетах (фиксируемых в «письмах счастья»), то есть только на себя.
Помимо «головной боли» с институтом накопительных пенсий за последние десять лет так и не решена вторая серьёзнейшая проблема – реформирование досрочных пенсий, не имеющих целевых финансовых ресурсов. На их выплату расходуется около 25% бюджета ПФР (эта проблема касается практически 20-22% всех наёмных работников), что резко снижает уровень материального обеспечения граждан, выходящих на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте.
Сложившиеся ранее подходы к досрочному пенсионному обеспечению для лиц, работающих в особых условиях труда или проживающих в регионах с тяжёлыми климатическими условиями, не отвечают реалиям рыночной экономики (за утрату трудоспособности работников финансовую ответственность несут их работодатели). Усугубляет ситуацию и то, что работники, занятые во вредных и опасных условиях труда, а также работники, имеющие право на досрочные пенсии за выслугу лет начиная с 1 января 2003 года, не зарабатывают пенсионных прав на досрочные пенсии, что отрицательно сказывается на финансовой сбалансированности пенсионной системы в средне- и долгосрочной перспективе.
Третьей нерешённой в процессе пенсионной реформы проблемой является то, что при разработке новых финансовых механизмов не было должным образом приняты во внимание такие категории граждан, как сельские труженики, занимающиеся ведением личного подворного хозяйства и традиционными промыслами, самозанятое население, работающее в малом и среднем бизнесе. Данная коллизия лишает тружеников села, а также целый ряд других категорий работников, выходящих на пенсию в новых условиях, возможности заработать себе пенсию, хотя бы на уровне прожиточного минимума пенсионера. Финансовую отчётность за доплаты к пенсиям (до 40% от общей численности пенсионеров) несут субъекты Федерации и федеральный центр.
Информация о работе Пенсионный фонд Россиии, его роль и значение в бюджетной системе РФ