Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
- определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
- показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
Введение………………………………………….………………………………..… 3
Глава 1. Роль и значение Пенсионного Фонда в бюджетной системе Российской Федерации…………………………………………………………..…. 5
1.1. История развития и формирования ПФ в России…...……..……………....… 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПФР..…………………. 12
1.3. Структура ПФР…………………………….……………………….…………... 17
Глава 2. Бюджет Пенсионного Фонда России………………….……………….... 20
2.1. Формирование доходной части бюджета ПФР………….…..………............. 22
2.2. Назначение и структура расходной части бюджета ПФР..………………..… 26
2.3. Современный этап реформирования пенсионной системы РФ и его отражение на деятельности ПФР..…………………………………………………. 35
Заключение……………………………………………………………...…………… 43
Список использованной литературы…………………………………..…………. 45
Четвёртый проблемный узел пенсионной системы России – её несбалансированный финансовый механизм. Во многом это связано с тарифной политикой государства. Так, в 2005 году были резко снижены размеры ЕСН и отчисления в ПФР (с 28 до 20%) при одновременном повышении ставки отчислений на накопительную часть пенсии до 4%, а в последствии – и до 6%. Это существенно снизило финансовые возможности пенсионного страхования (текущие, средне- и долгосрочные). При этом регрессивная шкала не была адекватно проиндексирована. Поэтому с 2005 года расходы по выплате базовой части пенсии не покрывались поступлениями от ЕСН, что потребовало дотаций из Федерального бюджета.
Таким образом, главные цели пенсионной
реформы, начатой с 2002 года – повышение
уровня пенсионного обеспечения
граждан и обеспечение финансов
Экспертные оценки и социологические опросы свидетельствуют о том, что лица старшего поколения в России располагают довольно низкими доходами. Структура их потребительских расходов отличается гипертрофированными долями затрат на питание и приобретение товаров повседневного спроса. Отдых и лечение для большинства из них недоступны.
Объём финансовых обязательств государства перед пенсионерами весьма значителен и не похоже, что он уменьшится в обозримой перспективе. Так, в 2008 году, помимо выделения из федерального бюджета средств на покрытие дефицита ПФР, в широких масштабах стало проводиться дотирование выплат по страховой части пенсии.
Кроме того, всё ещё не преодолена уравнительность пенсионных выплат, у работающих отсутствуют победительные мотивы к зарабатыванию пенсионных прав. По большому счёту дифференциация пенсий не обеспечивает прямой зависимости их величины от уплаченных страховых взносов, а высокодоходные слои населения могут рассчитывать на пенсию, составляющую в лучшем случае 15-20% от их заработной платы.
Следует отметить, что отставание
в формировании эффективных институтов
пенсионного страхования
Пенсионная система любой
Преобразования отечественной пенсионной системы на протяжении последних двух десятилетий обусловлены изменением общественного строя страны, вторым демографическим переходом, структурными сдвигами форм трудовой занятости, качественными изменениями социально-трудовых отношений, глобализацией.
Переход к рыночной экономике вызвал
необходимость коренной трансформации
всех базовых институтов и механизмов
системы государственного социального
обеспечения пожилых граждан. Социалистическая
патерналистская идеология
Величина финансовых пенсионных ресурсов, которые были заработаны в советский период, составляла до начала 90-х годов примерно 250-300% ВВП, которые государство должно было вернуть в форме пенсий, что оно обеспечило в урезанном объёме.
Величина нереализованных прав для пенсионеров в последние два десятилетия оценивается в диапазоне примерно 40-60% от тех объёмов финансовых средств, которые были накоплены в течение трудовой жизни в советские времена. Прежде всего, это касается пенсионных прав тех категорий пенсионеров, заработная плата которых в период трудовой деятельности была существенно выше средней заработной платы по стране: работников угольной, горной и металлургической промышленности, тяжёлого машиностроения, оборонного комплекса, газовой и ряда других отраслей экономики.
Второй демографический
Изменение условий занятости состоит в повышении доли самозанятых работников, а также работников, для которых характерной является частичная и нерегулярная занятость. Для этих категорий экономически активного населения возможности и условия получения регулярной, приемлемой по величине заработной платы существенно ограничены, по сравнению с работниками, занятыми на условиях постоянного найма. Соответственно примерно 40% работников от общей численности экономически активного населения сталкиваются с высокими рисками неучастия или частичного участия в пенсионном страховании. Это, в свою очередь, приводит к ослаблению возможностей финансового обеспечения пенсионной системы, нестабильности её функционирования, что несёт серьёзную угрозу выполнению в полном объёме государственных пенсионных обязательств.22
Коренные изменения социально-
За это же время удельный вес наёмных работников, занятых на постоянной основе, снизился с 85% до 62% от общей численности экономически активного населения, причём половина из них получает столь низкую заработную плату, что даже при 35-40-летнем страховом стаже достойную пенсию заработать невозможно.
По существу, страна перешла к нецивилизованным формам рыночной экономики, которая крайне неблагоприятна для функционирования страховых пенсионных институтов.
Существенное влияние на ситуацию в сфере пенсионного страхования оказывает глобализация, затронувшая рынки труда, товаров и капитала. Усиление конкуренции на рынках труда, перемещение капитала в регионы с дешёвой рабочей силой лишает сотни миллионов работников в экономически развитых странах надежд на «спокойную старость». Поэтому многие правительства Западной, Центральной, Восточной и Южной Европы корректируют своё трудовое законодательство, понижая уровень социальной защиты работников с тем, чтобы компании не закрывали свои производства и не увольняли занятых. Данные меры приводят к росту доли временной и частичной занятости, в которую вовлечены до трети общей численности экономически активных граждан.
В ответ на серьёзные вызовы политического, экономического, демографического и индустриального характера законодательная и исполнительная власть России на протяжении двух последних десятилетий предприняла ряд шагов, направленных на реформирование экономических, финансовых и правовых механизмов пенсионной системы, основная цель которых состоит в создании институциональной базы пенсионного страхования. Наряду с государственно-обеспечительным бюджетным финансированием начали применяться механизмы условно-накопительных и накопительных (капитализированных) способов финансирования пенсий, роль которых становится всё более значимой. Меняются не только размеры текущих пенсий, но и правила, по которым зарабатываются права на будущие пенсии.
В стране, пусть и медленно, но формируются элементы публичного и гражданского права, регулирующие вопросы приобретения и реализации пенсионных прав, собственности пенсионных накоплений. В результате пенсионных реформ, осуществлённых в 1997-2002 г.г. и в 2009 г., существенно изменены пенсионные институты, их структура и роль, ответственность субъектов правоотношений и механизмы финансирования пенсионной системы.
Вместе с тем процесс
Медленное продвижение по пути преобразований во многом связано с тем, что генеральная цель – создание страховых пенсионных институтов, основанных на принципах полной финансовой самоответственности работодателей и работников, а также солидарной их взаимопомощи в вопросах социальной защиты от социальных рисков старости, инвалидности и утраты кормильца, - ещё не укоренена в массовом сознании: субъектом ответственности для подавляющей части населения остаётся государство. Поэтому можно констатировать: переход к страховым институтам пока ещё не подкреплён соответствующей поддержкой ни государственных органов власти, ни структур гражданского общества.
Так предметом публичных дискуссий по пенсионному обеспечению в последнее десятилетие остаются важные, но второстепенные вопросы: способы инвестирования пенсионных накоплений, пенсионный возраст и т.д. практически не обсуждаются вопросы распределения финансовой нагрузки между работниками и работодателями, зависимость размеров пенсий от величины заработной платы и страхового стажа, то есть проблемы, чрезвычайно важные для пенсионного страхования, связанные с крайне высокой дифференциацией заработной платы, состоянием занятости населения и демографическими угрозами.
Долгосрочной тенденцией в пенсионной системе России остаётся снижение коэффициента замещения, что свидетельствует о системном кризисе национальной пенсионной системы, преодолеть который можно лишь путём коренных её преобразований, государственного регулирования системы заработной платы, активной политики по созданию рабочих мест.
Результаты 20-летних преобразований в этой сфере (а это фактически четыре пенсионные реформы 1990, 1997, 2002 и 2009 г.г.) достаточно плачевные, отсутствуют чёткие представления о путях формирования эффективной пенсионной системы. Потенциал созданных пенсионных институтов недостаточен для того, чтобы размер пенсий застрахованных работников составил 50-80% утраченного заработка.23
Становлению институтов
Во-первых, отечественная пенсионная система по своему сегодняшнему потенциалу способна решить задачи только начального этапа индустриализации – борьбы с бедностью (базовая и социальная пенсии обеспечивают лишь 60-100% от ПМ пенсионера). Существующая пенсионная система не ориентирована на решение задачи развития этапа индустриализации – на замещение пенсией дохода застрахованных работников. После 35-40 лет страхового (трудового) стажа её размер будет составлять только треть от средней заработной платы по стране вместо 50-60%, как это имеет место в большинстве ИРС.
Во-вторых, пенсионная система финансово нестабильна, её механизмы не обеспечивают достаточных ресурсов, величина дотаций из федерального бюджета составляет 30% средств бюджета ПФР, а через десять лет потребуется не менее 50%.
Низкий уровень пенсионного обеспечения во многом обусловлен отсутствием эффективных механизмов государственного и договорного регулирования заработной платы. Это приводит к тому, что удельный вес страхуемой величины заработной платы в ВВП занижен в 2 раза по сравнению со странами Западной Европы. Следствием такого положения дел становится отсутствие самого сильного мотивационного механизма пенсионного страхования – финансового участия самих работников уплате страховых взносов.
В странах Западной Европы пенсионные институты выполняют различные функции и финансируются из разных источников – в зависимости от целевого предназначения того или иного вида пенсий, что исключает саму возможность объединения с ресурсами государственного (федерального или региональных) бюджета. Если работникам с низкими доходами (а также инвалидам с детства, безработным и т.д.) государство должно оказывать помощь за счёт налоговой политики, то работникам со средними доходами требуется только его содействие в организации самодостаточных (в отношении финансового обеспечения) институтов обязательного социального и личного пенсионного страхования.
Поэтому в ИРС институт обязательного
социального пенсионного
Другими словами, нынешняя комбинация
российских пенсионных институтов соединяет
в одно целое чужеродные по своей
природе пенсионные институты, которые
могут функционировать
Информация о работе Пенсионный фонд Россиии, его роль и значение в бюджетной системе РФ