Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68

Файлы: 1 файл

Современный подход к изучению человеческого капитала.docx

— 204.88 Кб (Скачать файл)

При анализе метода оценки человеческого капитала по аналогии с физическим (основным) капиталом вызывает сложность объективная оценка первоначальной стоимости, определения срока работы конкретного сотрудника в компании (то есть выбор рационального способа начисления коэффициента устаревания и забывания), а также сложность ведения учета, громоздкость оценки, которая в большей степени удобная для крупных компаний.

Конечно, можно попробовать  провести сочетание указанных методов  оценки и применять их в рамках конкретной компании, однако на наш  взгляд, указанные недостатки таким  образом можно минимизировать, но нельзя избежать.

Объективная и достоверная  оценка человеческого капитала, на наш взгляд, обречена на неудачу, поскольку  на результаты деятельности человека оказывают влияние огромное количество разнообразных факторов, не поддающихся  количественной оценке. Кроме того, сочетание данных факторов может  приводить к непредсказуемым  последствиям поведения человека в  различных обстоятельствах в  течение определенного промежутка времени[9].

Факторы, оказывающие влияние  на поведение человека и как следствие  на результаты его деятельности можно  условно разделить на следующие  группы: биологические, физиологические, социальные, психологические. На наш  взгляд, одним из ключевых факторов, напрямую влияющих на эффективность  деятельности конкретного работника, является мотивация. Очевидно, что результаты труда зависят от природных способностей и приобретенных навыков, но именно мотивация является источник трудовой активности личности.

Результаты анализа сводятся к тому, что объективной, единой методики оценки человеческого капитала не существует и вряд ли она возможна. Означает ли это, что нужно отказаться от попытки  формализации и измерения стоимости  человека? Конечно нет. Однако необходимо признать, что данные модели рассматриваются в большей степени как качественные характеристики оценки человеческого капитала, они необходимы, но в большей степени предназначены для внутреннего менеджмента.

В то же время очевиден вывод  невозможности оценки отдельных  составляющих интеллектуальных активов, в том числе фундамента капитала знаний компании - человеческого капитала, в связи с чем оценка капитала знаний должна носить комплексный характер и ориентирована она должна быть в первую очередь на формирование справедливой стоимости компании.

Вложение средств в  образование, здравоохранение, культуру, технику безопасности и другие сферы, повышающие производительность труда, квалификацию, творческие способности  работника являются инвестициями в  человеческий капитал. Совокупность приобретенных  качеств работника (образованности, физического и духовного здоровья, творческого подхода к решению  производственных задач и др.) составляют человеческий капитал, который обеспечивает личное, общественное и экономическое  благосостояние.

Инвестиции являются основным фактором развития человеческого капитала. Эффективность инвестиций оценивается  достигнутым уровнем благосостояния. Как затраты, так и отдача могут быть прямые и косвенные. Например, прямыми затратами на образование являются стоимость обучения и учебников, а косвенными – упущенный доход за период обучения. Прямая отдача – увеличение уровня зарплаты, а косвенная – перспектива карьерного роста, высокий социальный статус.

Человеческий капитал  формируется и развивается от рождения до конца жизни и включает:

- обучение в семье;

- школьное образование; 

- профессиональное образование; 

- высшее образование; 

- повышение квалификации  на производстве;

- переподготовку на курсах  повышения квалификации;

- информационное обучение;

- участие в исследованиях,  инновационных и творческих группах.

Ценность человеческого  капитала заключается не только в  профессиональных навыках и теоретических  знаниях, необходимых для осуществления  профессиональной деятельности, а и  в познании законов природы, уровне общественного сознания, творческой активности, способности к взаимодействию с окружающими людьми.

В современной экономике, характеризующейся внедрением фундаментально инновационных и информационных технологий в условиях непредсказуемости  изменений внешней среды, важнейшими факторами развития человеческого  капитала являются:

- качественно новое всестороннее  образование; 

- привитие персоналу корпоративной  культуры;

- стимулирование творческой  активности и способности принятия  нестандартных решений;

- развитие способности  персонала адаптироваться к изменяющимся  условиям и взаимодействовать  с окружающими на принципах  доброжелательности, доверия и уважения;

- воспитание корпоративного  и национального патриотизма; 

- демократическая система  управления, способствующая участию  работников в стратегическом  планировании, выработке управленческих  решений, долевому участию в  собственности.

Развитие человеческого  капитала достигается не только путем  обучения и повышения профессионализма, но и созданием условий эффективного взаимодействия индивидов и групп, участием в культурной и творческой жизни, взаимосвязи человеческого  капитала с социальным и культурным капиталом.

Структурные изменения в  постиндустриальной экономике потребовали  качественного изменения человеческого  капитала, который должен обладать гибкостью, обучаемостью, способностью к межличностным коммуникациям, умением принимать нестандартные  решения[11]..

Таким образом, эффективность  функционирования предприятия напрямую зависит от того, насколько грамотны и образованы эти сотрудники. Инвестиции в человеческий капитал являются оправданными, когда прослеживается тенденция повышения эффективности деятельности предприятия и пролеживается вклад конкретного сотрудника в данной тенденции. Именно эта закономерность положена в основу оценки человеческого капитала метод инвестиций (затрат на образования). Существуют объективные причины необходимости формализации человеческого капитала его измерения для последующего эффективного управления. Имеющиеся методы измерения человеческого капитала имеют ряд существенных недостатков. Вложение средств в образование, здравоохранение, культуру, технику безопасности и другие сферы, повышающие производительность труда, квалификацию, творческие способности работника являются инвестициями в человеческий капитал. Совокупность приобретенных качеств работника (образованности, физического и духовного здоровья, творческого подхода к решению производственных задач и др.) составляют человеческий капитал, который обеспечивает личное, общественное и экономическое благосостояние. Инвестиции являются основным фактором развития человеческого капитала. Эффективность инвестиций оценивается достигнутым уровнем благосостояния. Человеческий капитал формируется и развивается от рождения до конца жизни и включает: обучение в семье, школьное образование, профессиональное образование, высшее образование, повышение квалификации на производстве, переподготовку на курсах повышения квалификации, информационное обучение, участие в исследованиях, инновационных и творческих группах.

В конце главы можно  сделать выводы: под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей. Человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека. Денежная стоимость населения является наибольшим активом страны и что общественно-заинтересованные в национальном благосостоянии граждане и студенты активно поддерживают прогресс, способствующий сохранению человеческой жизни и наслаждению имеющимся здоровьем, с тем, чтобы жизнь производительных индивидов была продлена и, следовательно, прибавлена к благосостоянию общества.  Инвестиции в человеческий капитал являются оправданными, когда прослеживается тенденция повышения эффективности деятельности предприятия и пролеживается вклад конкретного сотрудника в данной тенденции. Именно эта закономерность положена в основу оценки человеческого капитала метод инвестиций (затрат на образования). Инвестиции являются основным фактором развития человеческого капитала. Эффективность инвестиций оценивается достигнутым уровнем благосостояния.

2 ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА  В РБ

2.1 Состояния и тенденции  развития человеческого капитала

 

Согласно Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Республика Беларусь за нимает 61 место из 169 стран в рейтинге по индексу развития человеческого капитала (HDI). За счет каких показателей достигается этот результат? На какие области следует обратить внимание, как на необходимые для процветания нации?  ПРООН использует HDI в ежегодных отчетах о человеческом развитии. Разработчиком HDI являются пакистанский экономист Махбуб-уль-Хак и индийский лауреат Нобелевской премии Амартия Сен [14, c.94]. Показатель HDI измеряет достижения страны в трех областях: долгая и здоровая жизнь людей (индекс ожидаемой продолжительности жизни), доступ к знаниям (индексы среднего и ожидаемого числа лет обучения) и достойный уровень жизни (валовый национальный доход на душу населения) [15, с.216]. Республика Беларусь, согласно рейтингу, является страной с высоким уровнем развития человеческого капитала. Наша страна опережает не только остальных членов Таможенного союза, но и имеет результирующий показатель выше среднего в регионе «Европа-Центральная Азия». Индекс дохода республики можно назвать умеренным: по расчетам специалистов ПРООН, на душу населения в нашей стране приходится порядка 13.000 долларов США [15, с. 144]. Эти цифры, хотя и позволяют обосноваться нам в верхней половине списка, говорят все же и об относительно малом подушевом доходе (в 5 раз меньше Норвегии, в 2 раза меньше Словении). Индекс образования вносит наибольший вклад в столь высокое положение республики в рейтинге HDI. Ожидаемое число лет обучения – 14,6 (43 место), а среднее число лет обучения – 9,3 (64 место) [15, с. 144]. Число высших учебных заведений в Беларуси за последние 10 лет остается практически на одном уровне (около 55 учреждений), хотя число учащихся в них непрестанно растет как в абсолютном показателе, так и относительнообщего населения в стране. По сравнению с 1995 годом, на 15% уменьшилась численность работни ков, выполняющих научные исследования и разработки, что происходит, прежде всего, за счет интенсивного оттока лиц младших и средних возрастов [16, с.37]. По ожидаемой продолжительности жизни (69,6 лет) мы занимаем 116 место в мире. Показатель является довольно низким на фоне таких стран, как Япония (83,2), Исландия (82,1) и прочих [15, с. 144]. Особую актуальность приобретает улучшение системы здравоохранения, повышение эффективности оказания качественной медицинской помощи, доступной всем категориям населения страны. В связи с этим вполне закономерным кажется увеличение на 40% социальных расходов бюджета Беларуси в 2011 по сравнению с 2010 годом и постановка задачи снижения уровня и смертности программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Благодаря ежегодным докладам ПРООН о развитии человека правительство Республики Беларусь имеет возможность не только оценивать собственное положение в рейтинге HDI по отношению к другим странам, но и принимать меры по улучшению качества жизни населения в тех или иных областях социально-экономической сферы.

Согласно докладу ООН 2009 года «О человеческом развитии»  Беларусь занимает 68–е место в общем  рейтинге, входит в группу стран  с высоким уровнем человеческого  развития и опережает все страны СНГ [17, c. 98]:

Россия

71

Казахстан

82

Армения

84

Украина

85

Азербайджан

86

Молдова

117


Возглавляет рейтинг качества жизни Норвегия, которая занимала первое место с 2001 по 2006 год, затем  уступила его Исландии, а сейчас вернулась на вершину списка после  двухлетнего перерыва.

В пятерку лидеров рейтинга — стран с очень высоким  уровнем развития — также вошли:

Австралия

2

Исландия

        3

Канада

        4

Ирландия

        5


На шестом месте Нидерланды, а на седьмом — Швеция. Франция  и Швейцария – на 8 и 9 месте  соответственно, а Япония — на 10. Соединенные Штаты не входят в  десятку стран с самым высоким  Индексом развития человеческого потенциала и занимают 13 место.

В перечень развитых государств также входят и все страны Балтии:

 

Эстония

40

Литва

46

Латвия

48


 

На предпоследнем месте  списка стран с высоким уровнем  развития находится Казахстан (82 место).

Все другие государства СНГ  включены в группу стран со средним  уровнем развития.

Таким образом, можно сказать, что среди СНГ Беларусь в 2009 году является лидером по уровню развития человеческого капитала.

По уровню образования  Беларусь находится на второй позиции  в СНГ, уступая только Казахстану. И опережает такие государства как Андорра, Великобритания, Германия, Греция, Израиль, Кипр, Кувейт, Мальта, ОАЭ, Португалия, Швейцария, Япония. А это страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Рассмотрим возрастной состав населения Республики Беларусь в 2009 году и его динамику за 3 года [18]

Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь