Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68
Основоположниками современной
теории человеческого капитала считаются
Нобелевские лауреаты Г. Беккер и
Т. Шульц. Методология их исследований
отличается тем, что разнообразные
аспекты человеческой жизни, ранее
являвшиеся предметом изучения других
дисциплин, исследуются с применением
сугубо экономических понятий, таких
как редкость, цена, альтернативные
издержки и т.п. Например, Г. Беккер рассчитал
экономическую эффективность
В странах бывшего СССР экономический анализ образования впервые выполнил С. Струмилин. На базе статистики конца XIX - начала XX вв. он дал количественную оценку факторов образования, рассмотрев вклад различных ступеней образования в бюджет государства и бюджет работника. Как и Г. Беккер, С. Струмилин определял издержки на образование через потери заработка, рассчитал рентабельность образования для отдельного человека и общества в целом.
Один из ключевых тезисов теории человеческого капитала состоит в том, что в условиях информационного общества человеческий капитал является важнейшим фактором воспроизводства национального богатства и его необходимым элементом. Т. Шульц на примере экономики США доказал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем от инвестиций в физический капитал. Отсюда следует вывод, что странам с низким уровнем реализации человеческих возможностей и низкими доходами особенно важно осуществлять инвестиции в здравоохранение, образование и науку. Количественный анализ значительных массивов статистической информации с использованием экспертных компьютерных систем обеспечил практическую значимость исследований представителей теории человеческого капитала.
Можно заключить, что общий
подход рассматриваемой теории к
оценке инвестиций в человеческий капитал
методологически однотипен
Таким образом, процесс воспроизводства человеческого капитала как части национального богатства страны невозможен без соответствующих инвестиций. На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и т.п. [21, c. 81].
На макроуровне роль инвестиций выполняют, во-первых, затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала, во-вторых, государственные социальные трансферты и социальные налоговые льготы.
Отрасли социальной сферы
выступают механизмом воспроизводства
и амортизации человеческого
капитала, который в цивилизованном
мире признается частью национального
богатства и важнейшим фактором
экономического роста. Инвестиции в
человеческий капитал помимо социальных
эффектов всегда предполагают стоимостной
эффект для лица, их осуществляющего.
Для работника мотивацией к поддержанию
здоровья и получению образования
и формированию профессиональных навыков
является дифференциация его доходов.
Для фирмы, вкладывающей деньги в
развитие персонала, речь идет о повышении
производительности труда. Для общества
в целом эффект выражается в поддержании
конкурентоспособности
Повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство является важнейшей задачей, стоящей перед странами с переходной экономикой. Развитие экономики, становление нового постиндустриального общества в условиях глобализации превращает инновации в главный фактор конкурентоспособности.
Далее оценим динамику инвестиций в человеческий капитал на основе изучения динамики расходов на образование.
Мировая практика свидетельствует,
что система образования имеет
возможность нормально
Таблица 2.3 - Государственные расходы на образование, %
Страна |
Государственные расходы на образование | |
К общему объему государственных расходов ВВП | ||
Россия |
12,0 |
3,6 |
Австралия |
16,6 |
5,0 |
Австрия |
10,8 |
6,0 |
Германия |
9,7 |
4,6 |
Италия |
9,9 |
4,9 |
Канада |
12,5 |
6,5 |
США |
15,2 |
н.д. |
Финляндия |
12,8 |
6,6 |
Швейцария |
13,0 |
5,4 |
Швеция |
12,8 |
7,2 |
Япония |
10,7 |
3,6 |
Приведенные данные не позволяют
ответить на вопрос о том, достаточно
ли средств выделяется для образования.
Кроме того, доля расходов определяется
от разных по странам величин
В то же время объемы выделяемых
образованию государственных
Охарактеризуем порядок финансирования образования в Республике Беларусь.
В последние годы отрасль
образования из государственного бюджета
получала лишь 60-70% необходимых для
развития средств (табл. 1.4). На протяжении
последних лет сумма бюджетных
ассигнований на содержание учреждений
образования не превышала 7% от ВВП,
что значительно ниже уровня, определенного
законом об образовании (не ниже 10%)
и недостаточно для решения существующих
проблем в образовании и
Таблица 3.2 - Государственные
расходы на образование в
Год |
Значение |
1990 |
4,9 |
1995 |
6,8 |
1996 |
6,2 |
1997 |
6,5 |
1998 |
6,5 |
1999 |
6,4 |
2000 |
6,4 |
2001 |
6,5 |
2002 |
6,3 |
2003 |
6,1 |
2004 |
6,0 |
2005 |
6,2 |
2006 |
6,0 |
2007 |
5,7 |
2008 |
5,1 |
2009 |
4,9 |
Таким образом, на протяжении всего анализируемого периода расходы на образование в Беларуси не приближались к 10% ВВП. Максимальное значение было достигнуто в 1997,1998 и 2001 годах - 6,5%, по итогам 2009 года на образование было затрачено лишь 4,9% ВВП.
Структура государственных расходов на образование в 2008-2009 годах представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Государственные расходы на образование, млрд. руб.
Статья расходов |
2008 |
2009 |
Отклонение |
Темп роста, % |
Дошкольное образование |
10,6 |
14,7 |
4,1 |
138,7 |
Общее среднее образование |
18,6 |
44,3 |
25,7 |
238,2 |
Профессионально-техническое образование |
15,9 |
28,9 |
13,0 |
181,8 |
Среднее специальное образование |
291,0 |
387,5 |
96,5 |
133,2 |
Высшее и послевузовское образование |
819,3 |
1156,6 |
337,3 |
141,2 |
Повышение квалификации и переподготовка кадров |
51,0 |
71,3 |
20,2 |
139,8 |
Внешкольное воспитание и обучение |
16,9 |
26,8 |
9,9 |
158,6 |
Прикладные научные исследования и научные программы |
18,3 |
20,0 |
1,7 |
109,3 |
Прочие вопросы |
36,6 |
24,6 |
-12,0 |
67,2 |
Итого |
1278,2 |
1774,8 |
496,6 |
138,2 |
Итак, сумма расходов республиканского бюджета на дошкольное образование в 2008 году составила 10,6 млрд. руб., в 2009 году - 14,7 млрд. руб., увеличившись на 4,1 млрд. руб. или на 38,7%. Расходы на общее среднее образование по итогам 2009 года составили 44,3 млрд. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 25,7 млрд. руб. или на 138,2%. Расходы бюджета на профессионально-техническое образование в 2008 году составили 15,9 млрд. руб., в 2009 году - 28,9 млрд. руб., увеличившись за год на 13 млрд. руб. или на 81,8%. Затраты на среднее специальное образование по итогам 2009 года составили 387,5 млрд. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 96,5 млрд. руб. или на 33,2%. Расходы на высшее и послевузовское образование в 2008 году составили 819,3 млрд. руб., в 2009 году - 1156,6 млрд. руб., увеличившись за 2009 год на 337,3 млрд. руб. или на 41,2%. Расходы бюджета на повышение квалификации и переподготовку кадров по итогам 2009 года составили 71,3 млрд. руб., что превысило аналогичный показатель 2008 года на 20,2 млрд. руб. или на 39,8%. Расходы на внешкольное воспитание и обучение в 2008 году составили 16,9 млрд. руб., в 2009 году - 26,8 млрд. руб., увеличившись за 2009 год на 9,9 млрд. руб. или на 58,6%. Расходы бюджета на прикладные научные исследования и научные программы в 2008 году составили 18,3 млрд. руб., в 2009 году - 20 млрд. руб., увеличившись на 1,7 млрд. руб. или на 9,3%. Прочие расходы в области образования в 2008 году составили 36,6 млрд. руб., в 2009 году - 24,6 млрд. руб., снизившись на 12 млрд. руб. или на 32,8%. Общая сумма расходов республиканского бюджета на образование в 2008 году составила 1278,2 млрд. руб., в 2009 году - 1774,8 млрд. руб., увеличившись на 496,6 млрд. руб. или на 38,9%.
В ближайшей перспективе в Республике Беларусь государственная политика в области финансового обеспечения образования будет направлена на:
сохранение прямого бюджетного финансирования;
создание условий для привлечения внебюджетных средств методами экономического стимулирования;
развитие платных услуг в сфере образования;
введение в практику образовательного кредита;
разработку механизма инвестирования отраслями народного хозяйства подготовки для них кадров необходимых специальностей;
поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование.
В стране действуют почти 10 тыс. учреждений образования различных уровней, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся и студентов и работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов.
Принимаются последовательные
меры по совершенствованию правового
регулирования общественных отношений
в сфере образования. Только за последние
годы в дополнение к закону «Об
образовании» были приняты законы «О
профессионально-техническом
Отвечающее современным
требованиям законодательство в
сфере образования, стабильное бюджетное
финансирование позволяют успешно
решать вопросы материального, кадрового
и учебно-методического
Последовательно укрепляется материальная база учреждений образования. За последние пять лет в стране введено свыше 200 образовательных объектов. Это 49 новых школ, 30 дошкольных учреждений, учебные и лабораторные корпуса, жилые дома для детей-сирот, общежития и другие важные для отрасли объекты.
С 2009 года по поручению главы
государства реализуется такой
социально важный проект, как строительство
в Минске студенческой деревни. К 2012
году в столице планируется
Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь