Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1.	ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1	Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2	Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3	Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2.	ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1	Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2	Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3	Перспективы развития человеческого капитала 
в РБ……………………………………………………..53
                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68
 
Таблица 2.1 – Возрастной состав населения Республики Беларусь на начало 2009г.
| Возрастные группы | Абсолютное число | %от численности                    | Динамика в % по доле | 
| 2007 2008 2009 | 2007 2008 2009 | 2009 к 2008 2009 к 2007 | |
| Все население | 9714461 9689770 9671912 | 100, 0 100, 0 100, 0 | – – | 
| в том числе: | |||
| в возрасте 0–4 года | 450025 46529 484897 | 4,6 4,8 5,0 | 0,4 0,2 | 
| 5–9 лет | 454462 454121450282 | 4,7 4,7 4,6 | –0,1 –0,1 | 
| 10–14 лет | 539310 502145 479876 | 5,6 5,2 5,0 | –0,2 –0,6 | 
| 15–19 лет | 749816 712411 664714 | 7,7 7,4 6,9 | –0,5 –0,8 | 
| 20–24 года | 836891 840099 830807 | 8,6 8,7 8,6 | –0,1 0 | 
| 25–29 лет | 739082 755736 781718 | 7,6 7,8 8,1 | 0,3 0,5 | 
| 30–34 года | 686967 687416 696093 | 7,1 7,1 7,2 | 0,1 0,1 | 
| 35–39 лет | 670489 673209 671448 | 6,9 6,9 6,9 | 0 0 | 
| 40–44 года | 737333 707841 684955 | 7,6 7,3 7,1 | –0,2 –0,5 | 
| 45–49 лет | 822229 819228 803211 | 8,5 8,4 8,3 | –0,1 –0,2 | 
| 50–54 года | 691629 713240 746934 | 7,1 7,4 7,7 | 0,3 0,6 | 
| 55–59 лет | 584424 601899 609865 | 6,0 6,2 6,3 | 0,1 0,3 | 
| 60–64 года | 331795 354724 399884 | 3,4 3,7 4,1 | 0,4 0,7 | 
| 65–69 лет | 466649 428682 374207 | 4,8 4,4 3,9 | –0,5 –0,9 | 
| 70 лет и старше | 953360 973728 993021 | 9,8 10,0 10,3 | 0,3 0,5 | 
Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид
(Источник: собственная разработка [22])
Как видно из таблицы 1, в 2009 году снижается доля населения в возрасте 40–49 лет, однако растет доля населения возрасте 25–34 года, которое является наиболее инициативным, что положительно для развития человеческого капитала.
Далее оценим человеческий капитал Беларуси на основании вложений в него.
Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а значит, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные.
Формальные инвестиции — это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.
Неформальные инвестиции 
— это самообразование 
С уровнем грамотности взрослого населения – 99,6% Беларусь опережает многие развитые страны, такие как: Португалия, Испания, Греция, Израиль и др. В системе образования Республики Беларусь в 2008/2009 учебном году находилось: 4772 образовательных школы (1547,6 тыс. уч.); 156 средне–специальных учебных заведений (150,3 тыс. уч.); 56 высших учебных заведений (281,7 тыс. студ.). В расчете на 10 тыс. населения в 2009 г. в вузах республики обучалось 324 студента, тогда как в 1990 г. — 184, в ссузах — 163 и 140 учащихся соответственно [18]. Этот показатель соответствует среднеевропейскому и достаточно объективно отражает процесс развития системы высшего образования.
По сравнению с 2000 г. в Республике Беларусь количество населения в возрасте старше 16 лет, имеющее законченное высшее, среднее и базовое образование, возросло на 10,4% и составило 85% от общей численности населения. С 20,1% до 25,4% от численности населения в выпускном возрасте возросло и количество выпускников вузов. Именно уровень образованности населения является одним из решающих факторов в межгосударственном ранжировании Республики Беларусь.
Накопление интеллектуального 
капитала подразумевает не столько 
наращивание объема знаний, сколько 
развитие навыков применения этих знаний, 
осознание своей значимости и 
своего места в обществе, умение 
приспосабливаться к 
В развитых странах особое 
значение имеет профессиональная подготовка 
на производстве и курсы переподготовки. 
Профессиональная подготовка выступает 
как механизм, с помощью которого 
человек, приходящий на предприятие, может 
лучше ознакомиться со своей работой, 
больше узнать о предприятии. Курсы 
переподготовки предоставляют работникам 
возможность приобретения знаний по 
новым перспективным 
Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности.
Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а следовательно, и время функционирования человеческого капитала.
На конец 2009г. в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь было 42891 врача (без зубных), на конец 2008 года – 42153 (прирост +738 человек или +1,8 %).
Прирост медицинских кадров по областям Республики Беларусь и г. Минску был следующим [18].
Таблица 2.2 - Медицинские кадры Республики Беларусь.
| Наименование областей | Число врачей (без зубных) | Прирост за 2009 г. | Число стоматологов | Прирост за 2009 г. | 
|                                | абс. число в % | 2008 2009 | абс. число в % | |
| г. Минск (без обл. организаций) | 1160011953 | +353 +3 | 1396 1419 | +23 +1, 6 | 
| Брестская | 5407    5452                           | +45 +0,8 | 442 451 | +9 +2,0 | 
| Витебская | 5319 5320 | +1 +0,02 | 362 362 | – 0 | 
| Гомельская | 5582   5720                           | +138 +2,5 | 351 347 | –4 –1, 1 | 
| Гродненская | 5302   5409                           | +107 +2,0 | 323 321 | –2 –0, 6 | 
| Минская (с обл. организациями) | 4827 4895 | +68 +1,4 | 554 540 | –14 –2, 5 | 
| Могилевская                    | 4116   4142                           | +26 +0,6 | 354 360 | +6 +1, 6 | 
| ИТОГО                          | 4215342891 | +738 +1,8 | 3782 3800 | +18 +0, 5 | 
Как видно из таблицы 2, в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь на конец 2009 г. было врачей (без зубных), имеющих квалификационную категорию: высшую – 5161 (2008 г. 4868), первую – 14986 (2008 г–14693), вторую – 8950 (2008 г. – 9009). Провизоров, имеющих квалификационную категорию: высшую – 235 (2008 г. – 237), первую – 1014 (2008 г. –993), вторую –728 (2008 г – 712).
Среднего медперсонала, имеющих квалификационную категорию: высшую – 11794 (2008 г. –10898), первую – 39900 (2008 г. – 38343), вторую – 29031 (2008 г. – 28697). Фармацевтов, имеющих высшую квалификационную категорию– 290 (2008 г. – 292), первую – 577 (2008 г. – 552), вторую – 1231 (2008 г. – 1227).
Из зарегистрированных на конец 2009г. в лечебно–профилактических организациях системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь из 55836 штатных врачебных должностей (2008 г. – 55548) было занято 53437 (2008 г. – 52585).
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8—10% зависит от здравоохранения, на 20% — от экологических условий, 20% определяются генетическими факторами и на 50% здоровье человека зависит от образа жизни самого человека.
Это рациональный суточный режим, применение различных методов скорейшего восстановления и стимуляции работоспособности, гигиена рационального питания, избавление от вредных привычек и излишнего веса, формирование красивой фигуры, профилактика и ликвидация стрессов, применение различных комплексов физических упражнений, традиционные и необычные методы закаливания, различные виды массажа и пр.
К основным факторам деградации человеческого капитала, оказывающим непосредственное влияние на состояние здоровья населения в Республике Беларусь, относят: ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания), сокращение потребления медицинских услуг вследствие роста количества платных услуг и снижения качества бесплатного медицинского обслуживания, ухудшение социальных условий жизни.
Основная первичная 
По данным ВОЗ, для того, 
чтобы удовлетворить 
Наряду со способностью к 
работе (здоровьем и квалификацией) 
структура человеческого 
Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о возрастании важности внутренних стимулов (возможность самореализации, удовлетворенность делом, которым занимается работник, ощущение собственного успеха и т. д.) в сравнении с внешними, особенно для высококвалифицированного персонала. В связи с этим, значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на косвенном воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможность обучения, а также участие в принятии решений и социальная среда на рабочем месте). Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т. е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.
К инвестициям в человеческий 
капитал сегодня актуально 
Организации Национальной академии 
наук Беларуси выполняют значительный 
объем научных исследований и 
разработок по заданиям президентских, 
народнохозяйственных, социальных, научно–технических, 
международных программ, инновационных 
проектов, а также в рамках исследовательских 
грантов отечественных и 
Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь