Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68

Файлы: 1 файл

Современный подход к изучению человеческого капитала.docx

— 204.88 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.1 –  Возрастной состав населения Республики Беларусь на начало 2009г.

 

Возрастные

группы

Абсолютное

число

%от численности                                                                                                    населения

Динамика в %

по доле

 

2007   2008    2009    

2007 2008 2009

2009 к 2008 

2009 к 2007

Все население

9714461 9689770 9671912              

100, 0  100, 0  100, 0

      –                      –

в том числе: 

     

в возрасте 0–4 года

450025 46529 484897

4,6       4,8    5,0

           0,4                 0,2                

5–9 лет    

454462 454121450282

4,7       4,7    4,6

 –0,1               –0,1

10–14 лет                        

539310 502145 479876           

5,6       5,2     5,0

 –0,2              –0,6

15–19 лет                        

749816 712411 664714           

7,7       7,4     6,9

 –0,5              –0,8

20–24 года 

836891 840099 830807                                           

8,6       8,7    8,6

 –0,1                   0

25–29 лет                        

739082 755736 781718           

7,6        7,8   8,1

            0,3                 0,5

30–34 года

686967 687416 696093                  

7,1        7,1    7,2

   0,1                  0,1

35–39 лет

670489 673209 671448          

6,9        6,9    6,9

      0                    0

40–44 года

737333 707841 684955         

7,6        7,3    7,1

 –0,2              –0,5

45–49 лет

822229 819228 803211           

8,5        8,4    8,3

 –0,1              –0,2

50–54 года

691629 713240 746934           

7,1        7,4   7,7

   0,3                  0,6

55–59 лет

584424 601899 609865

6,0        6,2   6,3

   0,1                 0,3

60–64 года 

331795 354724 399884            

3,4        3,7   4,1

   0,4                 0,7

65–69 лет  

466649 428682 374207          

4,8        4,4   3,9

  –0,5               –0,9

70 лет и старше             

953360 973728  993021        

9,8        10,0 10,3

    0,3                 0,5


Примечание * - данные, приведенные  в сопоставимый вид

(Источник: собственная разработка [22])

 

Как видно из таблицы 1, в 2009 году снижается доля населения  в возрасте 40–49 лет, однако растет доля населения возрасте 25–34 года, которое  является наиболее инициативным, что  положительно для развития человеческого  капитала.

Далее оценим человеческий капитал Беларуси на основании вложений в него.

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а значит, увеличивают  объем и качество человеческого  капитала. Инвестиции в образование  по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные.

Формальные инвестиции —  это получение среднего, специального и высшего образования, а также  получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.

Неформальные инвестиции — это самообразование индивида: чтение развивающей литературы, совершенствование  в различных видах искусства. При повышении уровня образования  эффективность труда работника  повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством  получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

С уровнем грамотности  взрослого населения – 99,6% Беларусь опережает многие развитые страны, такие как: Португалия, Испания, Греция, Израиль и др. В системе образования  Республики Беларусь в 2008/2009 учебном  году находилось: 4772 образовательных  школы (1547,6 тыс. уч.); 156 средне–специальных учебных заведений (150,3 тыс. уч.); 56 высших учебных заведений (281,7 тыс. студ.). В  расчете на 10 тыс. населения в 2009 г. в вузах республики обучалось 324 студента, тогда как в 1990 г. — 184, в ссузах — 163 и 140 учащихся соответственно [18]. Этот показатель соответствует среднеевропейскому и достаточно объективно отражает процесс развития системы высшего образования.

По сравнению с 2000 г. в  Республике Беларусь количество населения  в возрасте старше 16 лет, имеющее  законченное высшее, среднее и  базовое образование, возросло на 10,4% и составило 85% от общей численности  населения. С 20,1% до 25,4% от численности  населения в выпускном возрасте возросло и количество выпускников  вузов. Именно уровень образованности населения является одним из решающих факторов в межгосударственном ранжировании Республики Беларусь.

Накопление интеллектуального  капитала подразумевает не столько  наращивание объема знаний, сколько  развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и  своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.

В развитых странах особое значение имеет профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки. Профессиональная подготовка выступает  как механизм, с помощью которого человек, приходящий на предприятие, может  лучше ознакомиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы  переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.

Во время обучения человек  часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в  свободном времени, работник соглашается  на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности.

Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными  являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно  продлевает жизнь человека, а следовательно, и время функционирования человеческого капитала.

На конец 2009г. в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь было 42891 врача (без зубных), на конец 2008 года – 42153 (прирост +738 человек или +1,8 %).

Прирост медицинских кадров по областям Республики Беларусь и г. Минску был следующим [18].

 

Таблица 2.2 - Медицинские  кадры Республики Беларусь.

Наименование областей  

Число врачей (без зубных) 

Прирост за 2009 г. 

Число стоматологов  

Прирост  за 2009 г.

 

                                                                2008  2009 

абс. число    в %

2008     2009        

абс. число в %

г. Минск (без обл. организаций)

1160011953 

+353          +3

1396 1419

+23   +1, 6

Брестская

5407    5452                                               

+45       +0,8

442        451           

+9           +2,0

Витебская

5319    5320

+1         +0,02

362 362

–                0

Гомельская

5582   5720                            

+138       +2,5

351       347            

–4         –1, 1

Гродненская

5302   5409                              

+107       +2,0

323       321

–2         –0, 6

Минская (с обл. организациями)

4827   4895 

+68         +1,4

554 540

–14      –2, 5

Могилевская                                 

4116   4142                                              

+26         +0,6

354 360            

+6        +1, 6

ИТОГО                                              

4215342891                

+738       +1,8

3782 3800

+18     +0, 5


  

 Как видно из таблицы 2, в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь на конец 2009 г. было врачей (без зубных), имеющих квалификационную категорию: высшую – 5161 (2008 г. 4868), первую – 14986 (2008 г–14693), вторую – 8950 (2008 г. – 9009). Провизоров, имеющих квалификационную категорию: высшую – 235 (2008 г. – 237), первую – 1014 (2008 г. –993), вторую –728 (2008 г – 712).

Среднего медперсонала, имеющих  квалификационную категорию: высшую – 11794 (2008 г. –10898), первую – 39900 (2008 г. – 38343), вторую – 29031 (2008 г. – 28697). Фармацевтов, имеющих высшую квалификационную категорию– 290 (2008 г. – 292), первую – 577 (2008 г. – 552), вторую – 1231 (2008 г. – 1227).

Из зарегистрированных на конец 2009г. в лечебно–профилактических организациях системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь из 55836 штатных врачебных должностей (2008 г. – 55548) было занято 53437 (2008 г. – 52585).

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8—10% зависит от здравоохранения, на 20% — от экологических условий, 20% определяются генетическими факторами  и на 50% здоровье человека зависит  от образа жизни самого человека.

Это рациональный суточный режим, применение различных методов  скорейшего восстановления и стимуляции работоспособности, гигиена рационального  питания, избавление от вредных привычек и излишнего веса, формирование красивой фигуры, профилактика и ликвидация стрессов, применение различных комплексов физических упражнений, традиционные и необычные методы закаливания, различные виды массажа и пр.

К основным факторам деградации человеческого капитала, оказывающим  непосредственное влияние на состояние  здоровья населения в Республике Беларусь, относят: ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания), сокращение потребления медицинских услуг вследствие роста количества платных услуг и снижения качества бесплатного медицинского обслуживания, ухудшение социальных условий жизни.

Основная первичная заболеваемость в республике приходится на болезни  системы кровообращения, психические  расстройства и новообразования. Большое  влияние на состояние здоровья оказывают  последствия аварии на ЧАЭС. Потребление  алкогольных напитков в пересчете  на абсолютный алкоголь с 2000 г. до 2009 г. возросло почти в 1,5 раза — с 6,7 л  на одного человека до 9,7 л. Более 50% взрослого  мужского населения республики —  курящие. Доля курящих взрослых женщин за этот же период увеличилась с 3,6% до 6,3% от их общего количества. Особую тревогу вызывает прогрессирующая  тенденция роста ВИЧ–инфицированных: с 8 зарегистрированных человек в 2000 г. до 915 человек в 2009 г. Основной причиной временной нетрудоспособности работников являются плохие условия труда. В 2009 г. 26% всех работающих на производстве трудились в условиях, не соответствующих санитарно–гигиеническим нормам. В то время как в 2000 г. данный показатель составлял лишь 15,5%.

По данным ВОЗ, для того, чтобы удовлетворить потребности  общества в современном медицинском  обслуживании и восстановлении трудовых ресурсов, требуется средств не менее 7—8% от ВВП. А в развитых странах  выделяется 8–12%. Доля же расходов в  Беларуси на здравоохранение от ВВП  в 2009 г. составила 5%, что является одним  из барьеров на пути выхода Республики Беларусь на европейский уровень [18].

Наряду со способностью к  работе (здоровьем и квалификацией) структура человеческого капитала любого работника предполагает и  наличие желания к работе. В  связи с этим как компонент  инвестиций в человеческий капитал  необходимо рассматривать и затраты, связанные с мотивацией работника  к повышению качества своего труда.

Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о возрастании  важности внутренних стимулов (возможность  самореализации, удовлетворенность  делом, которым занимается работник, ощущение собственного успеха и т. д.) в сравнении с внешними, особенно для высококвалифицированного персонала. В связи с этим, значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на косвенном воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможность обучения, а также участие в принятии решений и социальная среда на рабочем месте). Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т. е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.

К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные  научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем  формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как  хозяйствующих субъектов, которые  выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор "человеческого капитала".

Организации Национальной академии наук Беларуси выполняют значительный объем научных исследований и  разработок по заданиям президентских, народнохозяйственных, социальных, научно–технических, международных программ, инновационных  проектов, а также в рамках исследовательских  грантов отечественных и зарубежных фондов, таких как: Белорусский республиканский  фонд фундаментальных исследований (БРФФИ), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная  ассоциация по содействию сотрудничеству с учеными Новых независимых  государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Международное агентство  по атомной энергии (МАГАТЭ), Международный  научно–технический центр (МНТЦ) и  др.

Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь