Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68
Таблица 2.1 – Возрастной состав населения Республики Беларусь на начало 2009г.
Возрастные группы |
Абсолютное число |
%от численности |
Динамика в % по доле |
2007 2008 2009 |
2007 2008 2009 |
2009 к 2008 2009 к 2007 | |
Все население |
9714461 9689770 9671912 |
100, 0 100, 0 100, 0 |
– – |
в том числе: |
|||
в возрасте 0–4 года |
450025 46529 484897 |
4,6 4,8 5,0 |
0,4 0,2 |
5–9 лет |
454462 454121450282 |
4,7 4,7 4,6 |
–0,1 –0,1 |
10–14 лет |
539310 502145 479876 |
5,6 5,2 5,0 |
–0,2 –0,6 |
15–19 лет |
749816 712411 664714 |
7,7 7,4 6,9 |
–0,5 –0,8 |
20–24 года |
836891 840099 830807 |
8,6 8,7 8,6 |
–0,1 0 |
25–29 лет |
739082 755736 781718 |
7,6 7,8 8,1 |
0,3 0,5 |
30–34 года |
686967 687416 696093 |
7,1 7,1 7,2 |
0,1 0,1 |
35–39 лет |
670489 673209 671448 |
6,9 6,9 6,9 |
0 0 |
40–44 года |
737333 707841 684955 |
7,6 7,3 7,1 |
–0,2 –0,5 |
45–49 лет |
822229 819228 803211 |
8,5 8,4 8,3 |
–0,1 –0,2 |
50–54 года |
691629 713240 746934 |
7,1 7,4 7,7 |
0,3 0,6 |
55–59 лет |
584424 601899 609865 |
6,0 6,2 6,3 |
0,1 0,3 |
60–64 года |
331795 354724 399884 |
3,4 3,7 4,1 |
0,4 0,7 |
65–69 лет |
466649 428682 374207 |
4,8 4,4 3,9 |
–0,5 –0,9 |
70 лет и старше |
953360 973728 993021 |
9,8 10,0 10,3 |
0,3 0,5 |
Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид
(Источник: собственная разработка [22])
Как видно из таблицы 1, в 2009 году снижается доля населения в возрасте 40–49 лет, однако растет доля населения возрасте 25–34 года, которое является наиболее инициативным, что положительно для развития человеческого капитала.
Далее оценим человеческий капитал Беларуси на основании вложений в него.
Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а значит, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные.
Формальные инвестиции — это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.
Неформальные инвестиции
— это самообразование
С уровнем грамотности взрослого населения – 99,6% Беларусь опережает многие развитые страны, такие как: Португалия, Испания, Греция, Израиль и др. В системе образования Республики Беларусь в 2008/2009 учебном году находилось: 4772 образовательных школы (1547,6 тыс. уч.); 156 средне–специальных учебных заведений (150,3 тыс. уч.); 56 высших учебных заведений (281,7 тыс. студ.). В расчете на 10 тыс. населения в 2009 г. в вузах республики обучалось 324 студента, тогда как в 1990 г. — 184, в ссузах — 163 и 140 учащихся соответственно [18]. Этот показатель соответствует среднеевропейскому и достаточно объективно отражает процесс развития системы высшего образования.
По сравнению с 2000 г. в Республике Беларусь количество населения в возрасте старше 16 лет, имеющее законченное высшее, среднее и базовое образование, возросло на 10,4% и составило 85% от общей численности населения. С 20,1% до 25,4% от численности населения в выпускном возрасте возросло и количество выпускников вузов. Именно уровень образованности населения является одним из решающих факторов в межгосударственном ранжировании Республики Беларусь.
Накопление интеллектуального
капитала подразумевает не столько
наращивание объема знаний, сколько
развитие навыков применения этих знаний,
осознание своей значимости и
своего места в обществе, умение
приспосабливаться к
В развитых странах особое
значение имеет профессиональная подготовка
на производстве и курсы переподготовки.
Профессиональная подготовка выступает
как механизм, с помощью которого
человек, приходящий на предприятие, может
лучше ознакомиться со своей работой,
больше узнать о предприятии. Курсы
переподготовки предоставляют работникам
возможность приобретения знаний по
новым перспективным
Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности.
Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а следовательно, и время функционирования человеческого капитала.
На конец 2009г. в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь было 42891 врача (без зубных), на конец 2008 года – 42153 (прирост +738 человек или +1,8 %).
Прирост медицинских кадров по областям Республики Беларусь и г. Минску был следующим [18].
Таблица 2.2 - Медицинские кадры Республики Беларусь.
Наименование областей |
Число врачей (без зубных) |
Прирост за 2009 г. |
Число стоматологов |
Прирост за 2009 г. |
|
абс. число в % |
2008 2009 |
абс. число в % | |
г. Минск (без обл. организаций) |
1160011953 |
+353 +3 |
1396 1419 |
+23 +1, 6 |
Брестская |
5407 5452 |
+45 +0,8 |
442 451 |
+9 +2,0 |
Витебская |
5319 5320 |
+1 +0,02 |
362 362 |
– 0 |
Гомельская |
5582 5720 |
+138 +2,5 |
351 347 |
–4 –1, 1 |
Гродненская |
5302 5409 |
+107 +2,0 |
323 321 |
–2 –0, 6 |
Минская (с обл. организациями) |
4827 4895 |
+68 +1,4 |
554 540 |
–14 –2, 5 |
Могилевская |
4116 4142 |
+26 +0,6 |
354 360 |
+6 +1, 6 |
ИТОГО |
4215342891 |
+738 +1,8 |
3782 3800 |
+18 +0, 5 |
Как видно из таблицы 2, в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь на конец 2009 г. было врачей (без зубных), имеющих квалификационную категорию: высшую – 5161 (2008 г. 4868), первую – 14986 (2008 г–14693), вторую – 8950 (2008 г. – 9009). Провизоров, имеющих квалификационную категорию: высшую – 235 (2008 г. – 237), первую – 1014 (2008 г. –993), вторую –728 (2008 г – 712).
Среднего медперсонала, имеющих квалификационную категорию: высшую – 11794 (2008 г. –10898), первую – 39900 (2008 г. – 38343), вторую – 29031 (2008 г. – 28697). Фармацевтов, имеющих высшую квалификационную категорию– 290 (2008 г. – 292), первую – 577 (2008 г. – 552), вторую – 1231 (2008 г. – 1227).
Из зарегистрированных на конец 2009г. в лечебно–профилактических организациях системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь из 55836 штатных врачебных должностей (2008 г. – 55548) было занято 53437 (2008 г. – 52585).
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8—10% зависит от здравоохранения, на 20% — от экологических условий, 20% определяются генетическими факторами и на 50% здоровье человека зависит от образа жизни самого человека.
Это рациональный суточный режим, применение различных методов скорейшего восстановления и стимуляции работоспособности, гигиена рационального питания, избавление от вредных привычек и излишнего веса, формирование красивой фигуры, профилактика и ликвидация стрессов, применение различных комплексов физических упражнений, традиционные и необычные методы закаливания, различные виды массажа и пр.
К основным факторам деградации человеческого капитала, оказывающим непосредственное влияние на состояние здоровья населения в Республике Беларусь, относят: ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания), сокращение потребления медицинских услуг вследствие роста количества платных услуг и снижения качества бесплатного медицинского обслуживания, ухудшение социальных условий жизни.
Основная первичная
По данным ВОЗ, для того,
чтобы удовлетворить
Наряду со способностью к
работе (здоровьем и квалификацией)
структура человеческого
Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о возрастании важности внутренних стимулов (возможность самореализации, удовлетворенность делом, которым занимается работник, ощущение собственного успеха и т. д.) в сравнении с внешними, особенно для высококвалифицированного персонала. В связи с этим, значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на косвенном воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможность обучения, а также участие в принятии решений и социальная среда на рабочем месте). Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т. е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.
К инвестициям в человеческий
капитал сегодня актуально
Организации Национальной академии
наук Беларуси выполняют значительный
объем научных исследований и
разработок по заданиям президентских,
народнохозяйственных, социальных, научно–технических,
международных программ, инновационных
проектов, а также в рамках исследовательских
грантов отечественных и
Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь