Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68
В области занятости государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в первую очередь одиноким и многодетным родителям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
В области пенсионного
обеспечения предусмотрены
При обеспечении жильем льготы предоставляются молодым, многодетным семьям, семьям при рождении близнецов [24, c. 57].
Льготы имеют малоимущие и многодетные семьи по оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, за пользование учебниками.
Лицам, имеющим на иждивении троих и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся до 18 лет), пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с первого дня утраты трудоспособности в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы.
Одиноким родителям (опекунам или попечителям), имеющим детей в возрасте до 18 лет, а также родителям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 150 тыс. рублей на каждого ребенка в месяц.
Трудовым кодексом также предусмотрены нормы, направленные на предоставление возможности участия в воспитании детей отцу наравне с матерью.
Право матери на дополнительный свободный от работы день в месяц (неделю) распространено на отца, опекуна, попечителя, предусмотрена возможность разделения этих дней между родителями.
Отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по желанию семьи вместо матери предоставляется отцу либо другому родственнику, осуществляющему уход за ребенком.
Работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам, предоставляемого жене.
Значительное внимание уделяется вопросам повышения уровня материальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.
Повышены размеры
Системой государственных
пособий охвачено свыше 440 тыс. детей,
что составляет около 25% их общего количества
в республике. При этом ежемесячные
пособия на детей до 3 лет назначаются
безотносительно совокупного
Право на этот вид помощи имеют семьи, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает 100% среднедушевого БПМ.
Семьям при рождении тройни и более детей бесплатное питание для детей первых двух лет жизни предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнего возраста.
Кроме того, малообеспеченным
семьям, воспитывающим
Принятые меры по поддержке семьи способствовали как повышению уровня жизни семей с детьми, так и росту рождаемости, который наблюдается в республике с 2004 года [24, c. 58].
Проведенное исследование показывает,
что перед Республикой Беларусь
стоят важные проблемы и задачи,
требующие обязательного
эффективное управление интеллектуальным капиталом как основным ресурсом;
стимулирование развития
науки и образования как
концентрация человеческого капитала на важнейших направлениях исследований исходя из принципов государственной целесообразности, экономической эффективности.
В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрация инвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволит стране занять достойное место в мире, будет способствовать становлению белорусской модели социально ориентированной рыночной экономической системы, укреплять позиции и авторитет Республики Беларусь.
Таким образом, если ранее
основное значение для экономического
развития имела образовательная
составляющая человеческого капитала,
то на современном этапе она
Существует корреляционная зависимость между различными составляющими человеческого капитала. Так, например, состояние здоровья как важнейшего капиталообразующего актива связано не только с внешними факторами, но и с уровнем образования, культуры, мотивационными и ценностными установками и т.д.
Исследование человеческого капитала как совокупности взаимосвязанных и взаимодополняемых компонентов, каждому из которых соответствует определенный вид инвестиций, позволяет обосновать необходимость комплементарности инвестиций в сфере воспроизводства человеческого капитала, а также выдвинуть гипотезу о возникновении внутреннего синергетического эффекта как результата взаимовлияния накопления различных его активов.
Анализ реальных процессов воспроизводства человеческого капитала в развитых странах показывает, что государство, являясь одним из главных его субъектов, осуществляет вложения колоссальных ресурсов в формирование и развитие национального человеческого капитала. В отличие от других субъектов, оно в большей мере заинтересовано в повышении его количественных и качественных параметров.
В качестве важнейшей предпосылки формирования и накопления человеческого капитала выступает инвестирование в его активы как целенаправленный процесс вложений в человека с целью совершенствования его качественных характеристик и формирования потенциальных способностей приносить доход. Отметим, что отдача от инвестиционных вложений в человеческий капитал зависит, во-первых, от его объема и качественных характеристик, во-вторых, от воздействия совокупности факторов, относящихся преимущественно к спросу на труд и предпринимательские способности (обеспечение институциональных и социально-экономических условий для эффективной практической реализации накопленного человеческого капитала; распределение отдачи от него между субъектами экономической деятельности; наличие материальной базы воспроизводства человеческого капитала, а также отлаженного механизма передачи накопленного опыта, интенсивного обмена полученной информацией но рационализации трудовой и предпринимательской деятельности).
С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал - это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Инвестиции в капитал здоровья являются базой для человеческого капитала вообще, так как продлевают трудоспособный отрезок жизни человека и, таким образом, замедляют физический износ человеческого капитала. На макроэкономическом уровне исследования здоровья как экономической категории используется специальный термин общественное здоровье (Public Health as a resource) - медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.
Процесс воспроизводства человеческого капитала как части национального богатства страны невозможен без соответствующих инвестиций. На макроуровне роль инвестиций выполняют, во-первых, затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала, во-вторых, государственные социальные трансферты и социальные налоговые льготы.
В ближайшей перспективе в Республике Беларусь государственная политика в области финансового обеспечения образования будет направлена на:
сохранение прямого бюджетного финансирования;
создание условий для привлечения внебюджетных средств методами экономического стимулирования;
развитие платных услуг в сфере образования;
введение в практику образовательного кредита;
разработку механизма инвестирования отраслями народного хозяйства подготовки для них кадров необходимых специальностей;
поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование.
Проведенное исследование показывает,
что перед Республикой Беларусь
стоят важные проблемы и задачи,
требующие обязательного
эффективное управление интеллектуальным капиталом как основным ресурсом;
стимулирование развития
науки и образования как
концентрация человеческого капитала на важнейших направлениях исследований исходя из принципов государственной целесообразности, экономической эффективности.
В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрация инвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволит стране занять достойное место в мире, будет способствовать становлению белорусской модели социально ориентированной рыночной экономической системы, укреплять позиции и авторитет Республики Беларусь.
Перспективы и возможности
устойчивого социально-
В современной теории человеческий
капитал рассматривается как
адекватная постиндустриальном этапу
развития общества форма организации
и функционирования производительных
сил (качеств, свойств, способностей, функций,
ролей) человека, включенных в систему
социально ориентированной
При характеристике
понятия «человеческий капитал»
1. Человеческий капитал
– это форма выражения
2.Человеческий капитал
представляет собой такой
3. Формирование и развитие
человеческого капитала
4. При формировании
5.Человеческий капитал
не только подвержен
6. Не всякие инвестиции
в человека могут быть
7. Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
8. Функционирование и
развитие человеческого
Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь