Планирование расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании экономико правовых принципов планирования расходов системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
 дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
 рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
 провести анализ бюджетных расходов на образование;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы финансирования системы образования
1.1 Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования
1.2 Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование
Глава 2. Планирование расходов бюджета на образование
2.1 Планирование расходов в сфере образования
2.2. Особенности планирования расходов учреждений профессионального и дополнительного образования
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования системы образования
3.1 Анализ бюджетных расходов на образование
3.2 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
3.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

     Региональный  и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное» финансирование.

     Правовой  базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

     В настоящее время система частного предпринимательства в образовании  отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе.

     Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

  • предпринимательской, условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;
  • взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.
 

     1.2 Организация финансирования  расходов федеральных  бюджетов на образование 

     Рассмотрение  вопросов финансирования образования  тесно связано с изучением  организационной структуры самой  системы образования и отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В упомянутом выше Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

     Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным  кодексом РФ. В соответствии с ним  все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления – главными распорядителями средств бюджета.

     Организация финансирования образования определяется следующими факторами:

  • системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
  • процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
  • процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.

     Принципы  и задачи организации финансового  обеспечения системы образования  входят в подсистему управленческой деятельности – финансовый менеджмент.

     Финансовый  менеджмент включает в себя многообразие взаимосвязанных функций, включая планирование и использование финансовых ресурсов, контроль исполнения и решения текущих и стратегических задач.

     Используя технологию финансового менеджмента, администраторы и специалисты системы  образования определяют задачи, планируют  и разрабатывают программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Они имеют дело с разнообразными планами – например образовательной программой образовательного учреждения, программой его развития, планом по привлечению внебюджетных средств.

     Каждый  из этих планов имеет свою специфику, но все они требуют знаний их финансового обеспечения.

     Финансовое  управление анализирует имеющиеся  ресурсы и определяет стратегию  и тактику по их использованию, по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения выбранных направлений деятельности.

     Управление  финансами включает – финансовое планирование, с такими элементами как бюджетирование и бизнес-планирование; разработку инвестиционной программы (в образовательном учреждении, как  составная часть программы развития); организацию учета и контроля.

     В связи с большой актуальностью  вопроса особо остановимся на казначейских схемах исполнения бюджета. Их суть заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуги исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению, то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

     Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные  результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

     Определенные  трудности возникают из-за необходимости  учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.

     Статьей 215 Бюджетного Кодекса РФ установлено  казначейское исполнение бюджета. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

     Основанием  для расходования бюджетных средств  является Закон о бюджете на соответствующий  финансовый год.

     Бюджет  по расходам исполняется с применением  последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых может осуществляться финансирование:

  1. составление и утверждение бюджетной росписи;
  2. утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им сметы доходов и расходов;
  3. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  4. подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

     Целевая обусловленность процедуры санкционирования расходов бюджета заключается в  необходимости недопущения финансирования расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным Законом  о бюджете.

     Финансирование  реализуется посредством осуществления казначейством платежей со счета бюджета на счета поставщиков товаров и исполнителей работ (услуг) бюджетных учреждений.

     Все операции при казначейском исполнении бюджета осуществляются и учитываются  на лицевых счетах. Лицевой счет – регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов. Порядок открытия и ведения лицевых счетов устанавливается органами казначейства.

     Так, при открытии лицевого счета получатель бюджетных средств, в нашем случае образовательное учреждение, должен представить в орган казначейства учредительные документы, карточку с образцами подписей, копию документа  о государственной регистрации, заверенную учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию. При открытии лицевого счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности дополнительно представляется разрешение на открытие лицевого счета.

     В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства исключительно на:

  • оплату труда;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты;
  • оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ, услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

     Расходование  бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

     Процедуру подтверждения денежных обязательств регламентирует статья 226 Бюджетного Кодекса  РФ.

     В целях обеспечения целевого расходования бюджетных средств особое внимание органами казначейства уделяется процессу подтверждения денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств. Для этого представляемые получателями бюджетных средств документы проверяются на предмет:

  • целевого использования бюджетных средств и обоснованности принятия денежных обязательств;
  • соответствия платежных и иных подтверждающих расход документов утвержденным сметам доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств;
  • правильности оформления документов в соответствии с действующим законодательством.

     После регистрации бюджетного обязательства казначейство представляет получателю средств информацию о регистрации бюджетных обязательствах.

     При внесении изменений в бюджетное  обязательство бюджетное учреждение представляет в казначейство документы, служащие основанием для изменения.

     В соответствии со статьей 225 БК РФ получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Следовательно, заключение договоров, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, возможно только после утверждения бюджетному учреждению главным распорядителем сметы доходов и расходов, и в пределах объемов утвержденных бюджетных ассигнований в разрезе каждого кода бюджетной классификации расходов.

     Принятие  бюджетными учреждениями денежных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований является недопустимым.

     Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение  средств между предметными статьями не допускается.

     Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.

     Суммарные расходы муниципального, регионального  и федерального бюджетов на образование  определяются в соответствии с сетью  учреждений и предполагаемым её развитием  в планируемом году, а также  показателями по контингентам детей, учащихся воспитанников, студентов. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социально-защитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях. 

Информация о работе Планирование расходов бюджета на образование