Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:07, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании экономико правовых принципов планирования расходов системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
провести анализ бюджетных расходов на образование;
Введение
Глава 1. Основы финансирования системы образования
1.1 Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования
1.2 Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование
Глава 2. Планирование расходов бюджета на образование
2.1 Планирование расходов в сфере образования
2.2. Особенности планирования расходов учреждений профессионального и дополнительного образования
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования системы образования
3.1 Анализ бюджетных расходов на образование
3.2 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
3.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
Заключение
Список используемой литературы
Многие аналитики отмечают, что на самом деле в 2011 г. продолжилось снижение бюджетного финансирования системы образования в реальном выражении, которое началось в 2009 г. Расходы населения на образование, сохранившие свой объем в 2009 г. в 2010 г. незначительно, но стали падать. За три года 2009–2011 гг. сокращение бюджетных расходов на образование составило в реальном выражении 4,2%.
Несмотря на все разговоры о переизбытке студентов вузов и «навесе» высшего образования, в предыдущие годы шло перераспределение бюджетных ресурсов в пользу высшего образования. Вторым бенефициаром в чью пользу шло перераспределение бюджетных средств, было дошкольное образование, реальное бюджетное финансирование которого выросло в 2009-2011гг. на 73%. При этом численность детей в дошкольных учреждениях выросла за этот период на 6%.
В начальном профессиональном образовании (НПО) динамика бюджетных расходов отражала два процесса: во-первых, это изменение собственно расходов на НПО, во-вторых, это интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования.
Падение бюджетных расходов на НПО в номинальном выражении произошло только в 2011 г. и составило 70%, Но часть указанного снижения расходов на НПО, особенно в 2010 г., должна быть отнесена на ускорение реструктуризации сегмента невузовского профессионального образования, интеграцию, как было отмечено, государственных и муниципальных учреждений НПО и СПО с целью обеспечить в период экономического кризиса повышение эффективности бюджетных расходов.
В
системе СПО бюджетное
В
целом система НПО–СПО, если рассматривать
ее как единое целое, серьезно пострадала
в кризис, ее бюджетное финансирование
в реальном выражении сократилось на 10,0%.
Таблица 2. Бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося, тыс. рублей
Уровни образования / год | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Дошкольное образование | 26,89 | 34,94 | 34,77 | 38,52 | 47,60 | 52,30 |
Общее образование | 33,20 | 41,60 | 40,90 | 42,80 | 46,90 | 50,90 |
Начальное профессиональное образование | 37,00 | 46,50 | 48,30 | 50,40 | 52,90 | 54,40 |
Среднее профессиональное образование | 66,60 | 83,70 | 86,94 | 90,72 | 95,22 | 99,50 |
Высшее и послевузовское профессиональное образование | 279,72 | 351,54 | 365,15 | 381,02 | 399,92 | 415,72 |
По данным из таблицы 2 видно, что за 10 лет произошло увеличение бюджетных расходов на образование в расчете на одного обучающегося более чем в 8,5 раза на общее образование и в 6,6 раза – на начальное профессиональное образование. В то же время в2008 и 2009 гг. произошел рост инфляции на 11,9 и 13,3% соответственно. В 2010–2011 гг. инфляция составила уже 8,8% ежегодно. И если учесть темпы инфляции за эти годы, то рост бюджетных расходов окажется менее значительным.
Следует заметить, что, по мнению экономистов, в России затраты государства в год на обучение одного обучающегося в 2,5 раза ниже, чем в странах ЕС.
В
то же время следует обратить внимание
на показатели таблицы 3, в которых прослеживается
динамика сокращения образовательных
учреждений по России, что связано в первую
очередь со снижением численности обучающихся.
Таблица
3. Численность образовательных
Вид образовательных учреждений / год | 2011г. | В % к 2010г. | Справочно | |
2010г. | в % к 2009г. | |||
Государственные
и муниципальные |
48809 | 95,7 | 50977 | 95,2 |
Государственные
и муниципальные |
2586 | 100,9 | 2564 | 101,1 |
Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования | 264 | 87,4 | 302 | 121,3 |
Государственные
и муниципальные |
653 | 98,6 | 662 | 100,3 |
Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования | 462 | 102,2 | 452 | 95,4 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, при росте бюджетных расходов на образование общее количество образовательных учреждений в Российской Федерации сокращается, данная тенденция в итоге сказывается на увеличении объема бюджетных средств, которые финансируются на обеспечение деятельности каждого образовательного учреждения.
3.2 Основные проблемы
бюджетного финансирования
образования
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.
Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет.
Имеются и другие следствия недостаточных расходов на образование: библиотеки находятся в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам изношено на 70–75%; более 36% школ требует капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать.
Существенное недофинансирование образования во многом объясняется следующими факторами.
Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования образования по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.
Во-вторых, при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере образования:
– установление минимальной заработной платы;
– регулирование оплаты труда относительно других бюджетных отраслей;
– территориальное и налоговое регулирование заработной платы.
Такие же минимальные гарантии сохраняются за федеральным центром в области стипендиального обеспечения и питания учащихся. Финансирование остальных статей и дополнительных расходов по вышеуказанным статьям переходит на региональный и муниципальный уровень.
В-третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами образовательному учреждению необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.
Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской системы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.
В настоящее время в Российской Федерации применяется нормативное финансирование образовательных учреждений. Сущность нормативного финансирования заключается в том, что на каждого учащегося учреждения общего среднего и начального профессионального образования выделяется определенный объем бюджетных средств, расходуемых на его обучение.
Поскольку
стандартный уровень
Таким образом, в настоящее время нормативное подушевое финансирование остается одним из основных инструментов нового финансово-экономического механизма в сфере образования. Его главное преимущество заключается не в финансировании образовательного учреждения как объекта, а в предоставлении образовательной услуги. Финансовым органам, органам управления нормативы необходимы для объективного планирования и «прозрачного» распределения финансовых ресурсов в сфере образования, нормативы учреждению – для самостоятельного планирования своего бюджета, эффективного использования выделенных средств, стимулирующих повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
В то же время многие отмечают, что в процессе внедрения подушевого финансирования многим образовательным учреждениям пришлось столкнуться с рядом проблем.
Главная проблема – ежегодное сокращение числа учащихся в среднем на 7 %. Далеко не всегда программа оптимизации сети общеобразовательных учреждений позволяет обеспечить должный уровень финансирования при условии сохранения доступности образования на территории конкретного населенного пункта.
Остаются учреждения, которые ликвидировать в данный момент просто нельзя, а при условии нормативного финансирования их выживание становится просто невозможным. При этом предусмотренная методикой отмена поправочных коэффициентов совпадает по времени с нарастающими темпами сокращения контингента учащихся.
Следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин многоуровневое финансирование.
Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательных учреждений устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждений, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. Недостаток бюджетного финансирования покрывается внебюджетными средствами, получаемыми преимущественно за счет:
В
последнее время обсуждается
вопрос о необходимости решения
на законодательном уровне вопроса
участия негосударственных
Информация о работе Планирование расходов бюджета на образование