Понятие консолидированного бюджета РФ, необходимость его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:44, реферат

Описание работы

Целью данной работы, является анализ консолидированного бюджета РФ и пути решения проблем, связанные с ним.
Исходя, из цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ.
-рассмотреть особенности бюджетного устройства.
-выяснить проблемы формирования консолидированного бюджета РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации………5
1.1 Понятие и особенности консолидированного бюджета РФ…………...5
1.2 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета РФ..11
Глава 2. Анализ формирования доходов и расходов консолидированного бюджета………………………………………………………………………15
2.1 Анализ доходов консолидированного бюджета РФ…………………...15
2.2 Анализ расходов консолидированного бюджета РФ……………..……20
2.3 Проблемы формирования консолидированного бюджета…………….28
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………….34

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 594.00 Кб (Скачать файл)

      Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Российской федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетное устройство — это основанная на законодательных нормах организация  системы взаимосвязей, как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процесса. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов:

 •  принципы построения бюджетной  системы,

 •  принципы и методы разграничения  бюджетных полномочий,

 •  правила формирования и исполнения бюджетов,

 •  принципы организации межбюджетных  отношений,

 •  система ответственности за нарушение  бюджетного и налогового законодательства.

       Организация взаимосвязей между звеньями бюджетной системы осуществляется с помощью следующих механизмов:

 •  бюджетное законодательство (Бюджетный  кодекс Российской Федерации);

 •  налоговое законодательство (Налоговый  кодекс Российской Федерации);

 •  бюджетное регулирование;

 •  государственный финансовый контроль;

 •  муниципальный финансовый контроль.

     В настоящее время, хотя Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет порядок формирования федерального бюджета по принципу «снизу вверх» (т. е. от местных бюджетов к региональным, от региональных к федеральному), на практике и федеральный, и региональные бюджеты практически полностью формируются в Министерстве финансов Российской Федерации. В результате основная часть налоговых поступлений и других доходов стекается в федеральный бюджет, который в результате играет не просто центральную, а аккумулирующую роль в бюджетной системе Федерации.

    Еще более серьезной проблемой является в настоящее время определение роли, места и функций местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу, под местными бюджетами понимаются бюджеты сел, сельсоветов, поселков, городов и районов. Суть проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входит в систему государственных органов власти. Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются негосударственными организациями. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в российской Федерации.

      Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (рис. 1).

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта федерации1.

Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. 
 

 
 

Рис 1. Консолидированный  бюджет Российской Федерации 

   В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению этого фонда.

Кроме федерального, региональных и местных  бюджетов, в бюджетную систему  Российской Федерации входят: государственные, внебюджетные фонды, централизованные фонды денежных средств, образуемые вне социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды организуются на двух уровнях: федеральном и региональном. Их бюджеты утверждаются в форме федеральных законов (для государственных внебюджетных фондов на федеральном уровне) и в форме законов субъектов Российской Федерации (для государственных внебюджетных фондов на региональном уровне).

Необходимо  также отметить, что в бюджетной  системе России взаимодействуют  самые различные субъекты межбюджетных отношений. И специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма. 
 
 

    1. Сущность, структура и функции  консолидированного бюджета субъекта федерации.

     В Российской Федерации можно выделить консолидированный бюджет всего государства. Образованный федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ, складывающиеся из государственного бюджета республики, края, области, автономной области, автономного края или города федерального значения и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ..

Консолидированный бюджет субъекта РФ соотносится с  региональным бюджетом (бюджетом субъекта РФ) как общее к частному, а  не наоборот.

Согласно  статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации «консолидированный бюджет субъекта Федерации – это бюджет субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)».

     Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

3. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов и др.

4. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.

 Разработка  экономико-математических моделей  прогнозирования бюджетов также  основана на данных консолидированных  бюджетов. Для расчета финансовых  ресурсов на перспективу исследуются  корреляционные связи между объемами  доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

 5. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

 Консолидированный  бюджет, пропорциональность его  деления на федеральный и территориальный  бюджеты будут играть все более  важную роль в бюджетном прогнозировании и бюджетном процессе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, при регулировании бюджетных связей между областным (краевым, республиканским) и местным бюджетами. Роль и функции консолидированного бюджета и его пропорций целесообразно определить в законах о бюджетном процессе.

 Консолидированный  бюджет субъекта федерации выполняет  функцию объединения бюджетных  показателей территории. Именно  в консолидированном бюджете  субъекта федерации и находят  своё отражение условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации, а также результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2. Анализ формирования доходов и расходов консолидированного бюджета РФ. 

 2.1 Анализ доходов  консолидированного  бюджета РФ.

                 Рассматривая бюджет расширенного правительства, включающий в себя федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъектов РФ, а также бюджеты федеральных и территориальных внебюджетных фондов, можно отметить, что, в целом доходы расширенного правительства за последние четыре года сохранялись на уровне около 38% к ВВП, лишь в 2006 году произошло некоторое снижение этого показателя. Это говорит о том, что налоговая нагрузка на экономику за указанный период практически не изменилась, а проводимая налоговая реформа влияла лишь на перераспределение структуры бюджетных доходов, как между уровнями бюджетной системы, так и по различным доходными статьями. 

 
 

Рис. 1. Доходы бюджета расширенного правительства в 2002-2006 гг. (в % к ВВП) 

Доходы  всех уровней бюджетной системы  РФ пополняются за счет пяти компонент: налоговых доходов; неналоговых  доходов; безвозмездных перечислений; доходов целевых бюджетных фондов; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Каждая компонента имеет в свою очередь сложную структуру.

    Самый значимый источник доходов бюджетов всех уровней - это налоговые доходы. Так, в 2006 году налоговые доходы составили около 90% всех доходов консолидированного бюджета РФ..

       В 2006 году в консолидированный бюджет РФ поступило 3,36 трлн.руб. налоговых доходов. При этом более 50% налоговых сборов в консолидированный бюджет РФ поступило всего от трех налогов: налога на добавленную стоимость (НДС), налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. В последние несколько лет из-за установившихся высоких цен на нефть, на мировом рынке в общем объеме налоговых поступлений растет доля платежей за природные ресурсы. Около 85% от всего объема платежей за природные ресурсы составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). 

 

Рис. 3. Структура налоговых  доходов консолидированного бюджета, по видам налогов 2006 г. (в % от налоговых поступлений.

В зависимости  от уровня органа власти, устанавливающего налог, налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные.

К налоговым  доходам федерального бюджета относятся  федеральные налоги и сборы, перечень. Ставки, которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации. А именно: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых, а так же таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи и государственная пошлина, направляемая в федеральный бюджет.

Информация о работе Понятие консолидированного бюджета РФ, необходимость его формирования