Проблема бедности и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: бедность и социальная защита.
Предмет исследования: проблема бедности и пути ее решения.
Цель работы: провести сравнительный анализ социальной защиты населения в некоторых странах, проанализировать существующую проблему бедности и найти пути ее решения.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, описание, обобщение.

Содержание работы

РЕФЕРАТ 2
СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия 5
1.1 Абсолютная и относительная бедность 6
2. Социальная защита: понятие, функции, структура и основные направления 11
2.1 Сущность социальной защиты 11
2.2 Особенности социальной защиты в странах с переходной экономикой 14
3. Проблема бедности и особенности социальной защиты в РБ 21
Рисунок 3.1 22
3.2 Особенности системы социальной защиты в РБ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………...…………………..30

Файлы: 1 файл

kursovaya_11.docx

— 139.06 Кб (Скачать файл)

Структура социальной защиты в рыночной экономике представлена на рисунке 2.1

 

 Рисунок 2.1 – Структура  системы социальной защиты

Примечание – Источник: [1]

 

Социальное__страхование защита экономически_активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание,_смерть_кормильца.

Финансируется система социальногострахования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования - обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности. 

Социальная поддержка (помощь) - предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих__налоговых__поступлений.  
          Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь. [2] 

Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

К социальным гарантиям относят:

- гарантированное_бесплатное_медицинское_обслуживание; общедоступность и бесплатность образования;

-  минимальный размер оплаты труда ,минимальный размер пенсии, стипендии;

- социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

- пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

-   ритуальное пособие на погребение и некоторые другие. [1, 284]

Социальная льгота — это  льгота для соответствующих категорий  граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки — соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота — правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права  и обязанности.[3,12] 
          Основные принципы социальной защиты:

•  гуманность;

•  адресность;

•  комплексность;

•  обеспечение прав и свобод личности.

           Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной  нищеты, когда среднедушевой совокупный  доход семьи ниже прожиточного  минимума;

2) оказание материальной  помощи населению в экстремальных  условиях;

3) содействие адаптации  социально уязвимых групп населения  к условиям рыночной экономики.[4, 218]

2.2 Особенности социальной защиты  в странах с переходной экономикой

Задача государства – сокращение бедности и неравенства, а для  этого необходимо поддерживать прозрачную и справедливую систему социальной защиты, которая опирается на принцип  всеобщего охвата и не дискриминационна по своей сути. В переходный период социальная политика призвана также  одновременно решать ряд сложных  задач:

        - нужно обеспечить социально устойчивое развитие страны;

        - развивать стимулы к труду и экономической деятельности;

        - укреплять осознание социальной ответственности за собственную судьбу или судьбу страны;

        - сохранять для каждого члена общества круг минимальных потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем;

     - нейтрализовать неблагоприятные социальные последствия , связанные с переходом к рынку, поддерживать социально уязвимые слои и группы

В дополнение к различиям  в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения  неравенство в доходах усиливается  трансформационным спадом, высокой  инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части  населения, особенно в самом начале переходного периода.[5, 46]

              Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь,  слабо защищенных слоев населения. Трансформация прямой социальной защиты в сторону повышения ее адресности предполагает, по крайней мере, два момента. Во-первых, выделение из огромной и быстро возрастающей группы нуждающихся в такой защите сравнительно меньшего количества нуждающихся в особенно большой степени, так называемых «истинно» нуждающихся. Во-вторых, - переориентация выделяемых на социальную помощь средств прежде всего в пользу именно этих категорий населения. Курс на адресную защиту призван прекратить равномерное «размазывание» социальных пособий тонким слоем по всем нуждающимся в ней. Такая помощь малоэффективна по своим результатам. Адресный подход увеличивает возможность оказания относительно более ощутимой материальной помощи за счет ее перераспределения в пользу «истинно» нуждающихся. [6]

Поскольку в условиях перехода к рынку проблема социальной защиты в нашей стране приобретает особую актуальность, целесообразно  обсудить те конкретные модели и программы, которые были и существуют в развитых странах с рыночной экономикой. Однако не следует забывать об условиях формирования нашего рынка и критически, а не слепо и бездумно переносить эти  модели на нашу действительность. Наибольший интерес для нас представляют американская модель социальной защиты и германская модель.

          Структура социальной защиты в Германии

Ее высокая эффективность признается и за границей. Доля социальных услуг в совокупном общественном продукте (квота социальных услуг) составляет свыше 30 процентов. Почти треть услуг приходится на пенсионное страхование, более 20 проц. — на предписанное законом страхование на случай болезни.

Пенсии 
Закрепленное законом пенсионное страхование — краеугольный камень социальной защищенности населения Германии. Оно дает гарантию, что работники не попадут в бедственное положение по окончании своей трудовой деятельности и смогут поддерживать соответствующий уровень жизни. 
        Всем рабочим и служащим пенсионное страхование по ожено по закону. Лица, занимающиеся самостоятельной деятельностью и те, кто из-за своей принадлежности к определенным группам профессий не имеет обязательного страхования, могут подать ходатайство на обязательное страхование. Кто не подпадает под обязательное страхование, заключает пенсионное страхование добровольно. Пенсия по старости, как правило, выплачивается по достижении 65-летнего возраста. При определенных условиях она может выплачиваться и по достижении 63 лет или 60 лет. Женщины получают пенсию по старости по достижении 60 лет. Размер пенсии прежде всего зависит от размеров зарплаты

Пенсия_предприятий 
          Ценным дополнением являются «пенсии предприятий», которые многие фирмы добровольно платят своим сотрудникам. По закону о пенсиях предприятий от 1974 г. сотрудники сохраняют за собой право на получение установленной пенсии, даже если им пришлось уйти с предприятия, не достигнув пенсионного возраста при условии, что при уходе им было 35 лет, а срок обязательства для выплаты пенсии составлял десять лет или не менее трех лет при двенадцатилетнем стаже работы на этом предприятии. 
          Если работодатель неплатежеспособен, пенсия не теря ется. Она выплачивается в этом случае из учрежденного на этот случай фонда.

Страхование_на_случай_болезни 
          Почти все на селение Германии застраховано на случай болезни в обязательном или добровольном, установленном законом порядке или в рамках частных страховых агентств. Законом предписано обязательное страхование на случай болезни для всех рабочих, кроме того — для служащих и других профессиональных групп с определенным доходом. При известных условиях возможно добровольное страхование. От болезней застрахованы также пенсионеры, безработные, ученики и студенты.

Страхование_от_несчастных_случаев 
          Установленное законом страхование от несчастных случаев предоставляет защиту и помощь при несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях. В Германии все наемные работники застрахованы от несчастных случаев по закону, равно как и фермеры. Лица, работающие не по найму, могут заключать договоры добровольного страхования. Страховой защитой охвачены также студенты, школьники и дети в детских садах.

Пособия_на_детей 
          Воспитание и обучение детей — огромная нагрузка для каждой семьи. Чтобы снять часть этой нагрузки, издан закон о пособиях на детей. Ныне тот, кто воспитывает детей, получает пособие на каждого ребенка до 16 лет, а также на детей до 27 лет, если они учатся или приобретают специальность. Для родителей с более высоким доходом ставки ниже, начиная со второго ребенка.. С 1986 г., кроме того, существует пособие матерям и отцам на воспитание, которое выплачивается в первые шесть месяцев и кроме того, отцы и матери, намеревающиеся сами растить ребенка, могут взять отпуск на воспитание сроком до 3 лет. В этот период они в принципе полностью застрахованы от увольнения. 
           Пособие_по_бедности 
Пособие по бедности выдается в Германии лицам, которые не в состоянии себе помочь и не получают помощь от кого-либо. Закон о пособии по бедности дает право на его получение каждому жителю Германии — немцу или иностранцу. Сюда входит предоставление средств к жизни или помощь при наличии особых условий жизни, например, инвалидности, болезни или старости. [16]

В таблице 2.1 я отразила среднюю  величину социальных выплат в Германии на 2012 год

 

Таблица 2.1 Величина социальных выплат в Германии на 2012 год

 

Вид выплаты

Величина выплаты

Пенсия

790 евро

Пособия по уходу за ребенком: 
заработная плата

< 1000 евро

>1000, но <1240 евро

>250000 евро

0 евро

 

 

100% от заработной платы

65-67% от заработной платы

0

300 евро

Пособие по безработице

60-85% от прежнего заработка

Социальное пособие

Взрослый

14-17

6-13

 

359 евро

287 евро

251 евро


*  Если в течение 1.5 года работа не найдена, то вступает в силу другой закон – и человек получает социальное пособие

Примечание – Источник: Структура социальной защиты и здравоохране- ния в Германии [16]

Структура социальной защиты в США

Американская система  социальной защиты имеет четко выраженные направления: систему социального  страхования и систему социальной помощи. 
В статье социальных расходов бюджета США на первый раздел приходится около 75%. Размеры пенсий по социальному страхованию в 2,5 раза выше денежных__пособий__по__бедности. 
          Одна из важнейших программ — основа пенсионной системы — Общая федеральная программа (ОФП). Для получения полной пенсии необходимо достичь 65 лет и иметь трудовой стаж не менее 3 месяцев за каждый год в период с 21 до 65 лет. С уменьшением стажа пенсия снижается, минимально необходимый__составляет__10__лет. 
          Налог в Пенсионный фонд (включая часть медицинского обслуживания по программе «Медикор») составляет 15,3% от доходов, причем половину платит работодатель, а другую половину — работник. В США размер полной пенсии строго дифференцирован и зависит от взносов в страховой фонд и от уровня доходов (от 58% от заработной платы для низкооплачиваемых; до 29% — для высокооплачиваемых). Американцам, чей доход выше, пенсия вообще не__начисляется. 
           Важнейшим компонентом системы социального страхования является программа медицинского обслуживания пенсионеров «Медикор», которая создана в 1965 г., охватывает более 30 млн американцев. Страховка делится на основную и дополнительную. По основной оплачивается лечение в общестационарных условиях, дополнительное лечение и медицинские услуги на дому. Дополнительная страховка предусматривает добровольное страхование с выплатой страховой премии, а также оплату услуг врачей и обслуживание__в__поликлиниках.  
           Схожую с системой социального страхования компенсационную функцию выполняет федерально-штатная система страхования по безработице, введенная в середине 30-х гг. Система страхования по безработице компенсируется за счет налога на предпринимателей, наемные работники выплат__на__эти__цели__не__делают. 
           Вторым направлением системы социальной защиты в США является социальная__помощь. В отличие от социального страхования программы социальной помощи неимущим не пользуются авторитетом и поддержкой в американском обществе, ибо бедняки не платят социальных налогов и представляют__значительно__меньшую__часть__населения. 
Право на получение социальной помощи по различным программам имеют те, кто живет ниже официально установленного уровня бедности. Таковых в Америке насчитывается порядка 12—15% населения. Одной из основных федерально-штатных программ социальной помощи является программа помощи семьям с зависимыми детьми (ПСЗД). Финансирование данной программы осуществляется федеральным правительством на паритетных началах со штатами, примерно 50 на 50. В рамках ПСЗД получают пособие матери-одиночки либо родственники, воспитывающие детей. В США действует еще ряд социальных программ, направленных на продовольственное и жилищное обеспечение, помощь бездомным и оказание юридических услуг, помощь в получении образования и программы коммунального развития. 
В заключение несколько общих замечаний о системе социального обеспечения в США. Во-первых, американская система социальной поддержки имеет множество вариантов, связанных с особенностями и возможностями штатов. Дело в том, что 50 штатов проводят активную финансовую политику в социальной сфере и самостоятельно определяют формы помощи и методику реализации социальных программ. Во-вторых, наряду с деятельностью государства значительную роль в системе социального обеспечения играет общественная и частная благотворительность. В-третьих, в последние наблюдается тенденция к коммерсализации социальных действий: социальные услуги становятся платными. В-четвертых, американская система социального обеспечения направлена, в первую очередь, на помощь в самообеспечении, самореализации, достижении личного успеха, а не на развитие иждивенчества и расчет на помощь государства.[21]

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения