Проблема бедности и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: бедность и социальная защита.
Предмет исследования: проблема бедности и пути ее решения.
Цель работы: провести сравнительный анализ социальной защиты населения в некоторых странах, проанализировать существующую проблему бедности и найти пути ее решения.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, описание, обобщение.

Содержание работы

РЕФЕРАТ 2
СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия 5
1.1 Абсолютная и относительная бедность 6
2. Социальная защита: понятие, функции, структура и основные направления 11
2.1 Сущность социальной защиты 11
2.2 Особенности социальной защиты в странах с переходной экономикой 14
3. Проблема бедности и особенности социальной защиты в РБ 21
Рисунок 3.1 22
3.2 Особенности системы социальной защиты в РБ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………...…………………..30

Файлы: 1 файл

kursovaya_11.docx

— 139.06 Кб (Скачать файл)

Система социальной защиты США отличается от Германии. Основные отличия: 1.   наличие сильного либерального компонента в социальной политике;

2.   преобладающее значение ассоциативных организаций в сфере социальной 

помощи и поддержки прифинансовой поддержке со стороны государственных 

структур;

3.   важная роль страховых механизмов социальной защиты;

4.   децентрализация системы социальной работы.

Однако, можно заметить, что механизм социальной защиты в странах с  рыночной экономикой более устоявшийся  и более приспособлен под людей. Наблюдается уменьшение роли государства  в реализации социальной защиты., в  отличии от стран с переходной экономикой. Нередко приходится встречаться с мнением, что социальная защита населения, перераспределение доходов и установление определенных льгот подрывают стимулы к труду, порождают иждивенчество, заставляют надеяться на помощь со стороны государства, подрывают основы конкуренции и рынка. Иными словами, социальная справедливость и защита населения и рынок несовместимы. Действительно, мы многократно убеждались в том, что рыночный механизм не рассчитан на решение социальных программ, его задача - чисто экономическая: как наилучшим образом распределить ограниченные ресурсы, чтобы получить максимальное количество необходимой обществу продукции. Но рынок существует для людей и общества, которому небезразлично, как складывается материальное положение различных групп населения.

 

 

 

3. Проблема бедности  и особенности социальной защиты в РБ

 
3.1 Острота бедности в РБ

Наиболее полные и проработанные  данные есть за 2011 год. Так же представлены имеющиеся данные выборочных исследований домашних хозяйств за 2012 год.

Показатели уровня абсолютной бедности подтверждают ухудшение экономического положения населения Беларуси. Согласно оценкам, бедность, рассчитанная с учетом различий в бюджетах прожиточного минимума для разных групп населения, в 2011 г. выросла до 6.9% (6.5% в 2010 г.)

Относительная бедность населения в 2011 г. сократилась. Уровень относительной бедности в Беларуси в 2011 г. составил 11.4% (12.2% в 2010 г.).

Уменьшение неравенства  подтверждают и соответствующие  индикаторы. Коэффициент Джини снизился с 0.275 до 0.265. Во-первых, это является очень низким показателем, а во-вторых, масштабы сокращения для данного коэффициента тоже достаточно велики.

Показатель глубины  бедности позволяет оценить, насколько нужно увеличить доход каждого бедного, чтобы вывести из-за черты бедности половину из них. В 2011 г.данный показатель составил 12%, т.е. равномерное увеличение доходов бедных на 12% снизило бы уровень бедности до 3.5% населения.

Сильнее всего кризис 2011 г. затронул благосостояние людей в  возрасте старше трудоспособного. Риск абсолютной бедности среди них остался  крайне низким (2.5%), несмотря на небольшой  рост. Однако одновременно для них  вырос риск относительной бедности, что идет в разрез с общей динамикой. По итогам 2011 г. относительная бедность среди людей в возрасте старше 65 лет составила 20% (при использовании  национальной шкалы эквивалентности) по сравнению с 16.2% в 2010 г.

Различия  в  риске  бедности  по  полу  стали  в  2011 г. более ощутимыми, чем прежде. В частности, риск абсолютной бедности у мужчин вырос в большей степени, чем у женщин. По итогам 2011 г. 6.2% мужчин в возрасте старше 18 лет имели доход ниже черты абсолютной бедности, в то время как среди женщин данный показатель составил 5.3%. Такую динамику можно объяснить более высокой экономической активностью среди мужчин, и, соответственно, большей подверженности их доходов изменениям в экономической конъюнктуре. Частично большая экономическая активность мужчин связана с половозрастной структурой. Женщины в Беларуси живут дольше и раньше выходят на пенсию, размер которой превышает черту абсолютной бедности.

Наиболее социально  уязвимой группой с точки зрения места жительства являются сельские жители. Абсолютная бедность среди  них в ходе кризиса 2011 г. выросла  до 11.5% (с 9.7% в 2010 г.). Жители малых городов также долгое время входили в группу с высоким риском бедности. Однако, несмотря на кризис, уровень бедности в малых городах в 2011 г. сократился с 6.9 до 6.5%. Тем сам он практически сравнялся с показателями больших городов. Такое улучшение материального положения наименее обеспеченных слоев населения в малых городах может объясняться возросшей экономической активностью, в том числе трудовой миграцией.

Существенные различия в уровне бедности наблюдаются по регионам Беларуси. Однако их масштабы уменьшились по сравнению с 2010 г. Наиболее высокий уровень абсолютной бедности – в пределах 9–10% – был в 2011 г. в четырех областях: Брестской, Витебской, Гомельской и Могилевской. Из этих регионов только Гомельская и Могилевская области характеризовались таким высоким уровнем бедности и в 2010 г. В Брестской и Витебской областях уровень абсолютной бедности в 2010 г. составлял 7.6 и 7% соответственно. Таким образом, эти регионы более других пострадали от экономического кризиса 2011 г. Для сравнения, абсолютная бедность в Минской и Гроднен-ской областях практически не изменилась и составила 6.2 и 3.7% соответственно. Гродненская область при этом являлась самой благополучной в Беларуси, и уровень абсолютной бедности  в ней лишь ненамного превышал показатель Минска.[19]

6% граждан признаны  за чертой бедности. При населении страны в 9460000 человек, число бедных составляет около 567000 человек.

          По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в январе-сентябре   2012 года располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 4 511,2 тыс. рублей в месяц и с учетом индекса потребительских цен увеличились на 4,8% по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. В среднем на члена домашнего хозяйства располагаемые ресурсы составили 1 879,1 тыс. рублей в месяц.

           В городах и поселках городского типа среднедушевые располагаемые ресурсы на 16,3% превысили уровень среднедушевых располагаемых ресурсов сельских жителей и составили, соответственно, 1 950,4 тыс. рублей и 1 677,5 тыс. рублей в месяц.

В январе-сентябре 2012 г. расчетная величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения составила 796,8 тыс. рублей в месяц. [7]

Месячная минимальная заработная плата в Беларуси с 1 января 2012 года составляет 1 000 000 рублей. Часовая минимальная зарплата - 5 930 рублей.

Месячная минимальная заработная плата в Беларуси проиндексирована за октябрь 2012 и с 1 октября 2012 года составляет с учетом индексации 1 109 120, часовая - 6 580 рублей. [6]

            В соответствии с законом "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" бюджет прожиточного минимума в Беларуси рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала:

- в среднем на душу населения

- для трудоспособного населения,

- для пенсионеров,

- для студентов,

- для детей в возрасте от 6 до 18 лет,

- для детей в возрасте 3 до 6 лет,

- для детей в возрасте до 3 лет.

           В бюджет прожиточного минимума в Беларуси входят следующие виды материальных благ и услуг:

- продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;

- лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;

 - жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги

- услуги детских дошкольных учреждений. [6]


 

Рисунок 3.1 Структура малообеспеченных домашних хозяйств  
в январе-сентябре 2012 года 

(в процентах к общему числу  малообеспеченных домашних хозяйств)

 Примечание - Источник: [7]

          Проанализировав круговую диаграмму, можно сделать вывод о том, что самыми незащищенными являются домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет. На них следует обратить особое внимание и оказать всяческую социальную поддержку.

По результатам таблицы 3.1 (см ПРИЛОЖЕНИЕ А) следует: 
1) Большинство домашних хозяйств (21.3%) располагает средствами в размере 1200,1-1600,0 тыс. рублей в месяц

2) Большинство домашних хозяйств, состоящих из одного человека,(21.8) располагают средствами в размере  более 3000,0 тыс. рублей в месяц.

3) Средний уровень располагаемых  ресурсов для большинства домашних  хозяйств без детей составляет 1200,1-1600,0 тыс. рублей в месяц.

4) Средний уровень располагаемых  ресурсов для большинства домашних  хозяйств с ребенком до 18 лет  составляет 1200,1-1600,0 тыс. рублей в  месяц.

5)Особое внимание со стороны  государства следует обратить  на домашние хозяйства с детьми  до 18 лет.

3.2 Особенности  системы социальной защиты в  РБ

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью  создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся  граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции  формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий  рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в  республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные  трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства  в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий  для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное  физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные  пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются  безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Значительную помощь многодетным  и неполным семьям оказывают местные  исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов. [11]

           В Беларуси существует Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Основные направления его работы: 

  • разработка предложений по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты; 
  • участие в разработке и организация выполнения социальных программ, контроль за их реализацией; 
  • организация и проведение мониторинга в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты; 
  • работа по совершенствованию системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета, государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований; 
  • разработка республиканской целевой программы по улучшению условий и охране труда, а также нормативных правовых актов по условиям и охране труда; 
  • осуществление экспертизы условий труда и государственный контроль за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; 
  • разработка предложений по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития;, а также участие в разработке проекта генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь и республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов; 
  • осуществление контроля за реализацией Национальной программы демографической безопасности; 
  • анализ состояния и использования трудовых ресурсов и занятости населения, разработка прогнозной оценки состояния рынка труда; 
  • организация и координация реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения; 
  • участие в формировании государственной политики в области профессиональной ориентации и профессионального образования населения, непрерывного профессионального обучения кадров по профессиям рабочих на производстве, разработке ее нормативного правового обеспечения; 
  • участие в разработке мер в области семейной политики и охраны прав детей; 
  • участие в разработке и реализации мероприятий по повышению социальной защиты пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от войн; 
  • участие в разработке предложений по упорядочению системы социальных льгот и гарантий; 
  • организация государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.[18]

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения