Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа
Рыночные отношения в национальном хозяйстве предполагают изменение места финансового планирования в финансовом механизме, усиление его взаимодействия с методами рыночного регулирования экономики. Рыночные отношения наряду со стихийными несут в себе и регулирующее начало: налоги, отчисления, банковский кредит и процент, договорные обязательства, государственный заказ, контрольный пакет акций. В этих условиях, безусловно, необходимым является и плановое регулирование экономики, существенный элемент которого - финансовое планирование. Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Рыночные отношения в национальном хозяйстве
предполагают изменение места финансового
планирования в финансовом механизме,
усиление его взаимодействия с методами
рыночного регулирования экономики. Рыночные
отношения наряду со стихийными несут
в себе и регулирующее начало: налоги,
отчисления, банковский кредит и процент,
договорные обязательства, государственный
заказ, контрольный пакет акций. В этих
условиях, безусловно, необходимым является
и плановое регулирование экономики, существенный
элемент которого - финансовое планирование.
Государственное регулирование рыночной
экономики в первую очередь обеспечивается
проведением антимонопольной, налоговой,
бюджетной, банковской, таможенной политики.
Важное место в государственном регулировании
занимает индикативное планирование (прогнозирование),
в процессе которого определяются общие
контуры желаемого развития экономики.
Неотъемлемой его частью является индикативное
финансовое планирование, главная цель
которого - определение предполагаемого
объема и направления финансовых ресурсов
для обеспечения прогнозируемого развития.
Индикативные финансовые планы имеют
обязательный характер лишь к государственному
сектору, а для секторов с другими формами
собственности - рекомендуемый характер.
Последнее достигается путем использования
экономических инструментов - регулируемых
цен, субсидий, кредитов, налоговых ставок
и льгот, ускоренной амортизации. Важнейшими
индикаторами выступают: курс валюты,
прогнозируемый уровень инфляции, ставка
рефинансирования Национального банка,
нормы амортизационных отчислений.
Индикативный план должен научно обоснованно
отражать экономические процессы и адекватно
согласовывать отдельные параметры развития
экономики и финансов, направлять их в
необходимое русло в соответствии с долгосрочными
тенденциями развития. Это касается, во-первых,
необходимости соблюдения экономического
равновесия по разным системам, показателям
(натурально-вещественная и стоимостная
сбалансированность, стабилизация цен,
соответствие доходов и расходов, равновесие
платежного баланса и т.д.). Во-вторых, индикативный
план должен обеспечивать необходимые
структурные изменения в национальном
хозяйстве, в том числе и путем инвестиций.
Перечень приоритетов при индикативном
планировании зависит от направлений
экономической и социальной политики;
это могут быть ликвидация диспропорций
развития, инвестиционная деятельность,
модернизация производства, обеспечение
конкурентоспособности продукции, развитие
науки, образования, жилищное строительство,
социальное преобразование и другое.
Индикативное планирование осуществляется
также на местном уровне. Здесь также обязателен
принцип согласования и интересов государства,
территории, хозяйствующих субъектов
(предприниматели).
Внедрение хозяйственного механизма,
соответствующего принципам рыночной
экономики, предполагает необходимость
разработки новых методов финансового
планирования на всех уровнях управления.
В качестве важнейших условий, определяющих
изменения в содержании финансового планирования,
можно выделить следующие:
- расширение самостоятельности в использовании
собственных средств и повышение ответственности
хозорганов за результаты финансово-хозяйственной
деятельности;
- введение новых принципов распределения
дохода выводит из под контроля централизованных
органов значительную часть ресурсов;
- расширение сферы использования товарно-денежных
отношений требует разработки методов
поддержания сбалансированности платежеспособного
спроса с материальным покрытием в сфере
производства и потребления;
- в основу сводного финансового планирования
должны быть положены методы сбалансирования
сводных экономических показателей по
материально-вещественному и финансово-стоимостному
составу;
- в сфере территориального планирования
усиливается самостоятельность местных
органов власти и управления всех уровней
в разработке и принятии собственных бюджетов.
Парламент республики рассматривает лишь
республиканские бюджеты, не касаясь финансовых
ресурсов региона. Поэтому возрастает
роль территориального сводного финансового
баланса в переводе территорий на принцип
самофинансирования. Решение об автономизации
бюджетного процесса на всех уровнях является
шагом в расширении прав областей и других
территориально-
Поскольку производство и финансы в условиях
рынка находятся под воздействием быстро
меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые
периоды не могут быть продолжительными.
Финансовые планы в условиях переходного
периода становятся в большей степени
прогнозами. Характерные для этого периода
неустойчивость динамики производства,
неналаженности маркетинга и другие труднопредсказуемые
явления в хозяйственных связях и денежных
отношениях приводят к сокращению периодичности
разработки финансовых планов с 5 лет до
1 года. Рабочими планами становятся квартальные;
в дополнение к ним требуется разработка
и оперативных финансовых планов на 10-30
дней.
Финансовое и бюджетное планирование
должно строиться на базе системы стабильных
долговременных нормативов, обеспечивающих
проведение единой финансовой политики
государства. Экономические нормативы,
регулирующие финансовые отношения, должны
обеспечивать:
- оптимальное сочетание в распределительных
отношениях общегосударственных, коллективных
и личных интересов;
- стимулирование увеличения денежных
накоплений за счет интенсивных факторов
их роста;
- финансирование расходов по развитию
производства, удовлетворению социальных
потребностей и материальному поощрению
трудовых коллективов за счет заработанных
ими средств.
Предпринимательские звенья в своей хозяйственной
коммерческой деятельности руководствуются
так называемыми бизнес-планами. Бизнес-план
- это документ, соответствующий технико-экономическому
обоснованию предпринимательской деятельности.
Он более полно охватывает все стороны
отношений частного предприятия, чем планы
экономического и социального развития
государственных предприятий. Бизнес-план
включает разделы, характеризующие особенности
продукции или услуг, их конкурентоспособность,
оценку рынка сбыта (прогноз рынка) стратегию
маркетинга, производственный, организационный
и юридический планы, оценку риска и страхование.
Финансовый план, как важнейшая составляющая,
обобщает материалы и показатели других
частей бизнес-плана и представляет их
в стоимостном выражении. Здесь подготавливается
несколько документов:
- прогноз объемов реализации;
- баланс денежных доходов и поступлений;
- таблица доходов и затрат;
- сводный баланс активов и пассивов предприятия;
- график достижения безубыточности.
Самостоятельный раздел представляет
стратегию финансирования и возврат средств
инвесторам в обусловленных объемах и
сроках.
Таким образом, в рыночной среде финансовое
планирование осуществляется на более
высоком качественном уровне и обогащается
новыми формами, методами, позволяющими
проводить этот процесс, используя научные
методы, современные технические средства
и надежную информационную базу. Их участники
находятся во взаимной связи через субъективные
юридические права и обязанности, а связи
(отношения) охраняются принудительной
силой государства. Вне нормативно-правовых
отношений финансовая деятельность неосуществима.
Только при взаимосвязанных юридических
правах и обязанностях, реализация которых
гарантируется мерами государственного
принуждения, может быть обеспечено получение
государством прогнозируемых доходов,
их распределение и использование соответственно
намеченным целям. При этом государственные
органы наделены властными полномочиями,
они вправе издавать предписания, обязательные
для исполнения другими участниками финансовых
правоотношений - предприятиями, организациями,
учреждениями и гражданами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое планирование - это процесс
определения будущих действий по формированию
и использованию финансовых ресурсов.
Основная цель финансового планирования
- обоснование финансовых возможностей
обеспечения намечаемых проектов и их
эффективности.
Основой для финансового планирования
является прогнозирование.
Финансовое прогнозирование – это предвидение
возможного финансового положения государства
или субъекта хозяйствования, обоснование
показателей финансовых планов.
Целью финансового прогнозирования является
определение реально возможного объема
финансовых ресурсов, источников формирования
и их использования в прогнозируемом периоде.
Рыночные отношения в национальном хозяйстве
предполагают изменение места финансового
планирования в финансовом механизме,
усиление его взаимодействия с методами
рыночного регулирования экономики. Рыночные
отношения наряду со стихийными несут
в себе и регулирующее начало: налоги,
отчисления, банковский кредит и процент,
договорные обязательства, государственный
заказ, контрольный пакет акций. В этих
условиях, безусловно, необходимым является
и плановое регулирование экономики, существенный
элемент которого - финансовое планирование.
Важное место в государственном регулировании
занимает индикативное планирование (прогнозирование),
в процессе которого определяются общие
контуры желаемого развития экономики.
Неотъемлемой его частью является индикативное
финансовое планирование, главная цель
которого - определение предполагаемого
объема и направления финансовых ресурсов
для обеспечения прогнозируемого развития.
Финансовое и бюджетное планирование
должно строиться на базе системы стабильных
долговременных нормативов, обеспечивающих
проведение единой финансовой политики
государства. Экономические нормативы,
регулирующие финансовые отношения, должны
обеспечивать:
- оптимальное
сочетание в распределительных отношениях
общегосударственных, коллективных и
личных интересов;
- стимулирование
увеличения денежных накоплений за счет
интенсивных факторов их роста;
- финансирование
расходов по развитию производства, удовлетворению
социальных потребностей и материальному
поощрению трудовых коллективов за счет
заработанных ими средств.
Предпринимательские звенья в своей хозяйственной
коммерческой деятельности руководствуются
так называемыми бизнес-планами. Бизнес-план
- это документ, соответствующий технико-экономическому
обоснованию предпринимательской деятельности.
Он более полно охватывает все стороны
отношений частного предприятия, чем планы
экономического и социального развития
государственных предприятий.
Таким образом, в рыночной среде финансовое
планирование осуществляется на более
высоком качественном уровне и обогащается
новыми формами, методами, позволяющими
проводить этот процесс, используя научные
методы, современные технические средства
и надежную информационную базу.
Информация о работе Пути совершенствования бюджетного планирования