Пути совершенствования расходования бюджетных средств на образования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:30, курсовая работа
Описание работы
В своей курсовой работе я рассматриваю очень важную проблему - это образование. Я думаю, что на него нужно как можно больше расходовать средств, что бы увеличивалось образованных и высококвалифицированных людей. И эти бюджетные расходы посылать не только на образование, но и на расходы социальных нужд - это самый крупный вид расходов, так как к таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Данные расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..….3 1.Социальное значение бюджетных расходов на образование……………………4 1.1Общая характеристика системы образования и ее социальное значение……..4 1.2Организация финансирования расходов бюджета на образование………..….9 2.Состояние и проблемы финансирования расходов на образование………...……13 2.1Финансирование расходов на образование…………………………………....13 2.2Проблемы бюджетного финансирования образования…………….…………14 2.3Сравнительный анализ расходов бюджета на дошкольное образование и общеобразовательные школы…………………………………………………..….16 3.Пути совершенствования расходования бюджетных средств на образования….25 Заключение………………………………………………………………………….…29 Список литературы……………
2.3Сравнительный анализ
расходов бюджета на дошкольное образование
и общеобразовательные школы…………………………………………………..….16
3.Пути совершенствования
расходования бюджетных средств
на образования….25
Заключение………………………………………………………………………….…29
Список литературы……………………………………………………....................30
Приложения……………………………………………………………………………31
Введение
Образование - целенаправленный процесс
и достигнутый результат воспитания и
обучения в интересах человека, общества,
государства, сопровождающийся констатацией
достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных
уровней (образовательных цензов). Уровень
общего и специального образования обуславливается
требованиями производства, состоянием
науки, техники и культуры, а также общественными
отношениями.1
В своей курсовой работе я рассматриваю
очень важную проблему - это образование.
Я думаю, что на него нужно как можно больше
расходовать средств, что бы увеличивалось
образованных и высококвалифицированных
людей. И эти бюджетные расходы посылать
не только на образование, но и на расходы
социальных нужд - это самый крупный вид
расходов, так как к таким расходам относятся
расходы на здравоохранение, просвещение,
социальное обеспечение, социальное страхование.
Данные расходы позволяют государству
поддерживать, развивать и совершенствовать
систему социально - культурного обеспечения
населения.
Кроме того, расходы федерального бюджета
на социально-культурные мероприятия
имеют не только социальное, но и экономическое
значение, ведь они опосредованно влияют
на общественное производство, потому
что способствуют улучшению качественного
состава трудовых ресурсов, создают условия
для повышения производительности труда
за счет использования его научной организации
и передовых научных достижений в этой
области.
Государство не только должно взять на
себя финансирование национальных программ
развития образования, здравоохранения,
культурного, социального обеспечения,
но и по мере возможности пополнять этот
список новыми видами затрат.
1. Социальное значение
бюджетных расходов на образование
1.1. Общая характеристика
системы образования
и ее социальное значение.
Первостепенная роль в деле воспитания
подрастающего поколения всегда принадлежала
системе образования. Образование - одно
из основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан Российской Федерации.
Гражданам РФ гарантируется возможность
получения образования без каких-либо
условий и ограничений независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
места жительства, состояния здоровья
и т.п. Государство гарантирует гражданам
общедоступность и бесплатность начального
общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования и начального профессионального
образования, а также на конкурсной основе
бесплатность среднего, высшего и послевузовского
профессионального образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного
уровня гражданин получает впервые.
Государственные
образовательные стандарты позволяют
сохранить единое образовательное пространство
России. Они представляют собой систему
норм, определяющих обязательный минимум
содержания основных образовательных
программ, требования к уровню подготовки
выпускников, максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся.
Содержание образования определенного
уровня и направленности определяют образовательные
программы, которые подразделяются на
общеобразовательные и профессиональные.
К общеобразовательным относятся программы
дошкольного образования, начального
общего образования, основного общего
образования и среднего (полного) общего
образования.
Они направлены на решение задачи формирования
общей культуры личности, ее адаптации
к жизни в обществе, создание основы выбора
и освоения профессиональных образовательных
программ.
Гражданский кодекс РФ относит образовательные
учреждения к некоммерческим организациям.
В зависимости от реализуемой образовательной
программы создаются следующие типы образовательных
учреждений:
- дошкольные;
- образовательные, включающие
в себя три ступени: начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования;
- начального, среднего, высшего
и послевузовского профессионального
образования;
- дополнительного образования
взрослых;
- дополнительного образования
детей;
- специальные (коррекционные)
для обучающихся воспитанников с отклонениями
в развитии;
- для детей-сирот, оставшихся
без попечения родителей (законных
представителей);
- другие учреждения, осуществляющие
образовательный процесс.
Собственником государственных и муниципальных
образовательных учреждений является
государство в лице федеральных, региональных
и местных органов управления.
Объем бюджетных средств выступает одним
из главных показателей, характеризующих
масштаб государственного регулирования
сферы образования.
В настоящее время удельный вес федерального
бюджета в общих расходах на образование
составляет около 20%, на долю региональных
и местных бюджетов приходится около 80%.
Федеральный
уровень включает в себя два направления
финансирования расходов:
- на финансирование учреждений
федерального ведения в основном учреждений
профессионального образования;
- на реализацию федеральных
образовательных целевых программ,
таких как «Дети-сироты», «Молодежь
России», Федеральная инвестиционная
программа. Программа развития образования
и т.п.;
В последние годы наметилась тенденция
к целевому выделению средств, для чего
на федеральном уровне создаются различные
фонды, в том числе и на финансирование
федеральных мандатов.
Поскольку право на образование является
одним из основных конституционных прав
граждан РФ, то при недостаточности средств
у регионов в дальнейшем предполагается
шире использовать систему со финансирования
образования.
Региональный и местный уровни аналогичны
федеральному. В территориальных бюджетах
предусматриваются средства на проведение
мероприятий и содержание учреждений,
находящихся в их ведении, и реализацию
собственных программ развития. В тех
случаях, когда одни и те же расходы финансируются
из разных бюджетов, применяется термин
«многоуровневое финансирование». Если
же источниками поступления финансовых
ресурсов являются не только бюджетные
ассигнования, но и внебюджетные средства,
употребляется термин «многоканальное
финансирование».
В настоящее время система частного предпринимательства
в образовании отражает общественную
реакцию на новые направления развития
экономики государства. Рынок образовательных
услуг призван удовлетворять не только
государственный заказ, который обеспечивается
бюджетными ассигнованиями, но и социальный
заказ различных групп населения и предприятий.
В процессы образования включаются как
формирующийся класс предпринимателей,
так и представители различных движений,
национальных объединений, религиозных
общин. Стремление реформировать систему
образования в своих интересах побуждает
их открывать альтернативные негосударственные
учебные заведения и оказывать финансовую
поддержку государственным.
Привлечение дополнительных источников
на цели образования может осуществляться
тремя путями;
- предпринимательской,
- условно-предпринимательской
и специфической деятельностью
самого образовательного учреждения;
- взаимодействием с юридическими
и физическими лицами, способными
осуществлять благотворительность
в пользу образовательного учреждения.
К учреждениям общего образования
относятся: общеобразовательные школы,
школы-интернаты, специальные и вечерние
школы. В системе непрерывного образования
они являются вторым звеном после дошкольного
уровня. Их деятельность связана с предоставлением
всем гражданам РФ возможности реализовать
гарантированное государством право на
получение бесплатного общего образования.
В целях обеспечения доступности и вариативности
общего образования могут создаваться
следующие виды учреждений:
-начальная общеобразовательная
школа;
-основная общеобразовательная
школа;
-средняя общеобразовательная
школа;
-средняя образовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
(может быть указан конкретный предмет
или профиль: химия, математика, физико-математический
профиль, гуманитарный профиль и др.) -
лицей;
Общеобразовательные школы-интернаты
создаются в целях оказания помощи семье
в воспитании детей, формирования у них
навыков самостоятельной жизни, социальной
защиты и всестороннего развития их творческих
способностей.
В эти учреждения принимаются преимущественно
дети, нуждающиеся в государственной поддержке,
в том числе дети из многодетных и малообеспеченных
семей, одиноких матерей; дети, находящиеся
под опекой.
В соответствии с индивидуальными особенностями
детей (возраст, диагноз заболевания) в
системе образования могут функционировать
следующие виды учреждений: детский дом
(для детей раннего, дошкольного, школьного
возрастов, смешанный); детский дом-школа;
школа-интернат для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; санаторный
детский дом; специальный (коррекционный)
детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, с отклонениями
в развитии; специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с
отклонениями в развитии.
В этих видах учреждений содержание и
обучение воспитанников осуществляются
на основе полного государственного обеспечения.
Реализация государственных гарантий
обеспечивается путем создания устойчивой
системы и соответствующих условий.
1.2. Организация
финансирования расходов
бюджета на образование
Основу формирования расходов на содержание
учреждений общего и профессионального
образования составляют «производственные»
показатели деятельности. Для школ такими
показателями являются число учащихся
и классов; для учреждений профессионального
образования, - госзаказ по приему студентов
на бесплатное обучение (см. Приложения
с 1 - 3).
Важное значение при планировании бюджетных
средств имеет система общеобразовательных
стандартов и количество педагогических
ставок. По любому учреждению бюджетной
сферой экономическими статьями расходов
являются: фонд оплаты труда учителей;
начисления на фонд оплаты труда; приобретение
предметов снабжения и расходных материалов;
коммунальные платежи, приобретение мягкого
инвентаря.
Рассмотрение вопросов финансирования
образования тесно связано с изучением
организационной структуры самой системы
образования и отдельных ее элементов.
Очевидно, что в прямой зависимости от
методики планирования находятся вопросы
распределения средств между исполнителями
государственного заказа, т.е. фактическое
финансирование учреждений. Современное
законодательство определяет, что каждое
учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной
деятельности.
Финансовые и материальные средства используются
им по своему усмотрению в соответствии
с уставом. Неиспользованные в текущем
году (квартале, месяце) финансовые средства
не могут быть изъяты или зачтены учредителем
в объем финансирования этого учреждения
на следующий год (квартал, месяц).
Использовать бюджетные средства по своему
усмотрению учреждения не вправе из-за
целевого финансирования расходов казначейством
по предметным статьям. Подавляющее большинство
дошкольных учреждений и школ обслуживаются
органами казначейства через централизованные
бухгалтерии.