Пути совершенствования расходования бюджетных средств на образования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:30, курсовая работа
Описание работы
В своей курсовой работе я рассматриваю очень важную проблему - это образование. Я думаю, что на него нужно как можно больше расходовать средств, что бы увеличивалось образованных и высококвалифицированных людей. И эти бюджетные расходы посылать не только на образование, но и на расходы социальных нужд - это самый крупный вид расходов, так как к таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Данные расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..….3 1.Социальное значение бюджетных расходов на образование……………………4 1.1Общая характеристика системы образования и ее социальное значение……..4 1.2Организация финансирования расходов бюджета на образование………..….9 2.Состояние и проблемы финансирования расходов на образование………...……13 2.1Финансирование расходов на образование…………………………………....13 2.2Проблемы бюджетного финансирования образования…………….…………14 2.3Сравнительный анализ расходов бюджета на дошкольное образование и общеобразовательные школы…………………………………………………..….16 3.Пути совершенствования расходования бюджетных средств на образования….25 Заключение………………………………………………………………………….…29 Список литературы……………
Таблица 2.1- Бюджетное
финансирование дошкольного образования
Доля затрат на образование
в целом и на дошкольное образование в
территориальных бюджетах
Бюджет субъекта РФ
Местные бюджеты
Образование
Дошкольное образование
Образование
Дошкольное образование
min
max
сред
min
max
сред
min
max
сред
min
max
сред
Российская Федерация
1,8
16,6
6,6
0,0
3,4
0,1
4,7
53,6
35,9
0,0
13,5
8,2
Центральный федеральный
округ
4,3
13,4
6,9
0,0
2,4
0,1
17,9
43,6
35,4
0,0
11,8
8,1
Северо-Западный федеральный
округ
2,1
15,2
6,6
0,0
3,4
0,3
4,7
46,1
33,8
2,1
11,7
9,1
Южный федеральный округ
1,8
8,0
5,9
0,0
0,5
0,1
23,9
53,6
39,7
0,0
10,7
6,9
Приволжский федеральный
округ
5,1
16,6
7,3
0,0
1,6
0,1
18,9
43,5
34,8
5,2
11,3
8,9
Уральский федеральный округ
3,6
8,3
6,1
0,0
0,0
0,0
24,8
43,2
35,3
5,6
13,5
9,4
Сибирский федеральный округ
4,8
8,9
7,0
0,0
0,1
0,0
2,8
49,3
38,8
3,6
12,2
8,3
Дальневосточный федеральный
округ
4,3
8,1
5,8
0,0
0,0
0,0
21,9
40,0
32,0
3,5
10,1
7,6
Таблица 2.2- Доля
затрат на образование в целом и на дошкольное
образование в территориальных бюджетах
в разрезе федеральных округов -2012 год
(%)
Нормативное долевое
финансирование дошкольного образования
базируется на следующих принципах:
-деятельность дошкольного
образовательного учреждения финансируется
его учредителем на основе муниципального
задания;
-финансирование
дошкольного образовательного учреждения
осуществляется на основе ведомственных
и местных нормативов финансирования,
определяемых в расчете на одного воспитанника
по каждому виду программ дошкольного
образовательного учреждения;
-нормативы финансирования
должны учитывать специфику предоставляемых
услуг и региональные особенности деятельности
дошкольных образовательных учреждений
и быть достаточными для покрытия текущих
расходов, связанных с образовательным
процессом в дошкольном образовательном
учреждении и эксплуатацией зданий, сооружений,
оборудования и обустройством участков
дошкольного образовательного учреждения;
-схема финансирования
муниципальных дошкольного образовательного
учреждения определяется типовыми положениями
об образовательных учреждениях соответствующих
видов.
Основным показателем
заданий учредителя дошкольному образовательному
учреждению, на основании которого определяются
финансовые средства, необходимые для
выполнения этого задания, является объем
(состав) оказываемых услуг. Остальные
показатели – качество, условия и порядок
оказания услуг - являются крайне важными,
но дополнительными составляющими задания.
Невыполнение этих показателей свидетельствует
о неготовности учреждения оказывать
услуги в соответствии с требованиями,
отраженными в этих показателях, и, как
следствие, ставит и перед учреждением,
и перед органом управления образованием
вопрос о возможности функционирования
учреждения, не обеспечивающего должного
качества и условий предоставления услуг.
Для обеспечения указанных показателей,
возможно, требуются дополнительные средства
на модернизацию (ремонт, техническое
оснащение и т.п.) учреждения, повышение
квалификации его сотрудников. Но эти
средства, как правило, должны выделяться
не на выполнение задания, а на развитие
учреждения (финансирование мероприятий
по развитию, утвержденных учредителем).
Функции учредителя
дошкольного образовательного учреждения
выполняют муниципальные органы управления
образованием, которые и должны выдавать
задания. В то же время каждое дошкольное
образовательное учреждение должно принять
ребенка в пределах численности, установленной
в лицензии. Демографический прогноз по
детям в возрасте рождения до восьми лет
и оценка перспективной вместимости ДОУ
представлена в таблице 3 и на рисунке
1 соответственно.
Рисунок 2.1- Демографический
прогноз детей в возрасте от 0 до 8 лет до
2050 года (млн. человек)
Рисунок 2.2- Оценка
перспективной вместимости ДОУ детей
от 1 года до 6 лет (тысяч человек)
Задание должно
обеспечивать увязку показателей объемов
и качества предоставляемых образовательными
дошкольными учреждениями услуг с размерами
направляемых на эти цели средств муниципального
бюджета.
Алгоритм деятельности
по формированию и размещению задания
(заказа):
1. Анализ потребности
в услугах дошкольного образования. Многоплановая
работа, в ходе которой данные собираются
и обрабатываются результаты социологических
исследований, статистики, инициируется
деятельность переговорных площадок по
формированию гражданского заказа. Результатом
анализа должны стать данные об объеме
и формах услуг, уровне удовлетворенности
их качеством.
2. Анализ ресурсов
системы дошкольного образования. Определение
ресурсоемкости сети, ее специфических
характеристик (типологии и объемных показателей
сети, форм территориального распределения,
кадрового потенциала, материально-технических
и финансовых ресурсов, нормативно-правового
и программно-методического обеспечения).
Данные анализа используются для формирования
обоснованного задания, с одной стороны,
и для принятия управленческих решений
по развитию сети - с другой.
3. Формирование
критериев отбора и размещение задания
для подведомственных учреждений и публичного
заказа на услуги дошкольного образования.
В публичном конкурсе могут участвовать
все имеющие лицензию на этот вид услуг
образовательные учреждения, вне зависимости
от организационно-правовых форм.
В отношении дошкольных
образовательных учреждений финансовое
обеспечение ложится на местный бюджет.
В тех случаях, когда речь идет о реализации
программ дошкольного образования в общеобразовательных
учреждениях, часть расходов возлагается
на бюджет субъекта Российской Федерации,
который финансирует расходы на оплату
труда работников общеобразовательных
учреждений, на учебники и учебные пособия,
технические средства обучения, расходные
материалы и хозяйственные нужды.
Таким образом, финансируются
расходы на образование, но не на содержание
ребенка в общеобразовательном учреждении.
Расходы на содержание детей в муниципальных
дошкольных образовательных учреждениях
в той их части, в какой они осуществляются
публичной властью, должны производиться
из местных бюджетов, а при недостаточности
собственных источников финансирования
- за счет бюджетов вышестоящего уровня.
Модель нормативного долевого финансирования,
включающая систему разделения оплаты
услуг по содержанию и обучению детей
в дошкольных образовательных учреждениях,
учитывает также нормы законодательства
о местном самоуправлении в Российской
Федерации. Затраты бюджетов на одного
воспитанника дошкольных учреждений по
федеральным округам представлены на
рисунке 2.3
Рисунок 2.3-Затраты
бюджетов на 1 воспитанника дошкольных
учреждений по Федеральным округам РФ
2012 год (тысяч рублей)
Ближайший шаг -
переход от сметного к нормативному долевому
финансированию, включающему систему
разделения оплаты услуг по содержанию
и обучению детей в дошкольных образовательных
учреждениях.
В рамках внедрения
системы разделения оплаты услуг по содержанию
и обучению детей в дошкольных образовательных
учреждениях активизирована работа по
совершенствованию оплаты труда работников
системы дошкольного образования. Эти
принципы оплаты труда заложены в методику
расчета нормативов затрат на оказание
услуг по содержанию и обучению детей
с учетом специфики предоставляемых услуг
и региональных особенностей деятельности
дошкольных образовательных учреждений.
При определении затрат на оплату труда
педагогических работников дошкольного
образования учитываются коэффициенты
уровня образования, квалификации, стажа
работы, а также выплаты ежемесячной денежной
компенсации на книгоиздательскую продукцию
и периодические издания.
Затраты на выплаты компенсационного
и стимулирующего характера определяются
на основании соотношения фактической
величины компенсационных выплат педагогическим
работникам ДОУ и фактических затрат на
оплату труда по должностным окладам (ставкам
заработной платы) педагогических работников
за предыдущий отчетный период.
Размеры должностных окладов по квалификационным
уровням профессиональных квалификационных
групп (ПКГ) работников образования устанавливаются
руководителем учреждения на основе требований
к профессиональной подготовке и уровню
квалификации, которые необходимы для
осуществления соответствующей профессиональной
деятельности.
Размеры должностных
окладов определяются с учетом сложности
и объема выполняемой работы путем умножения
размера минимального (базового) оклада
(ставки заработной платы) по соответствующей
ПКГ на величину повышающего коэффициента
по соответствующему квалификационному
уровню ПКГ.
Штатная численность
педагогических работников определяется
ДОУ самостоятельно в соответствии с количеством
часов учебного плана образовательной
программы, реализуемой в дошкольном образовательном
учреждении, количеством групп воспитанников,
режимом работы ДОУ. В соответствии с Законом
РФ «Об образовании» (статья 32), Типовым
положением о дошкольном образовательном
учреждении (пункт 46) ДОУ самостоятельно
устанавливает штатное расписание и должностные
обязанности работников. Штатное расписание
ДОУ утверждается руководителем ДОУ и
включает в себя все должности работников
данного учреждения.
Порядок установления
выплат компенсационного характера педагогическим
работникам ДОУ определяется с учетом
разъяснения о порядке установления выплат
компенсационного характера.
Выплаты компенсационного
характера устанавливаются к окладам
(должностным окладам), ставкам заработной
платы работников, если иное не установлено
федеральными законами и указами Президента
Российской Федерации. Размеры и условия
осуществления выплат компенсационного
характера конкретизируются в трудовых
договорах работников.
Стимулирующие выплаты
педагогическим работникам учреждений,
реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования, устанавливаются
в соответствии с положением об оплате
труда работников ДОУ.
Стимулирование
осуществляется с учетом: - результатов
аттестации и государственной аккредитации
ДОУ, соблюдения лицензионных условий;
- динамики физического и психического
здоровья воспитанников (по результатам
мониторинга); - обеспечения благоприятного
психологического микроклимата (по результатам
мониторинга);-результатов участия ДОУ
в районных (городских), областных и всероссийских
мероприятиях, результативность участия
и др.;-степени удовлетворения родителей
воспитанников качеством оказываемых
ДОУ услуг по обучению воспитанников.
Итак, модели финансирования
дошкольного образования способствуют
повышению разнообразия форм предоставления
дошкольного образования, внедрению новых
педагогических и здоровье сберегающих
технологий в дошкольном образовании.
В нормативы включается финансирование
развития кадрового потенциала, поддержка
повышения квалификации, внедрение механизмов
стимулирования качества педагогического
труда. Повышение охвата детей программами
дошкольного образования может осуществляться
за счет развития сети образовательных
учреждений, интеграции и кооперации ДОУ
с учреждениями дополнительного образования,
культуры и спорта, развитие домашних
и семейных форм. Несомненно, остается
крайне важной задачей развитие механизмов
со финансирования капитальных расходов
за счет всех уровней бюджетной системы.
3.Пути совершенствования
расходования бюджетных средств
на образования.
Характерной особенностью
современного состояния бюджетного финансирования
образования является недостаток выделяемых
средств для нормального функционирования
бюджетных заведений. Считается, что финансироваться
из бюджета должны лишь основные виды
расходов образовательных учреждений.
И при этом не финансируются даже те расходы,
которые предусмотрены законами «Об образовании»
и «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании».
Приоритеты при
финансировании конкретных статей расходов
определяются таким образом: оплата труда;
стипендия; трансферты; оплата коммунальных
услуг; остальные виды расходов.
Такая оценка значимости
расходов связана с тем, что действующее
законодательство установило достаточно
большую зону ответственности государства
за обеспечение определённого уровня
финансирования образования: