Расходы на развитие социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение роли государственного бюджета, как финансовой базы социально-экономического развития общества.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСБЮДЖЕТА……………………………………………………………….....5
1.1. Госбюджет и его функции…………………………………………….....5
1.2. Основные виды расходов и доходов госбюджета……………………………………………………………....13
2.ГОСБЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………………………..………………………………...........18
2.1Значение бюджета в макроэкономическом регулировании страны…18
2.2Расходы на развитие социальной политики. ………….........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Роль госбюджета как финансовые базы социально-экономического развития общества.docx

— 152.65 Кб (Скачать файл)

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетовпроявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования истимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важныеотрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает: (2, 31 с.)

• определение бюджетной политики, целей, задач ивыбора путей их достижения;

• разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

• определение потребности денежных средств в целяхфинансового обеспечения функций, возложенных на органывласти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

• разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

• разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

• разработку конкретных мероприятий, обеспечивающихисполнение бюджета в интересах реализации бюджетнойполитики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает: (2, 31 с.)

• определение бюджетного устройства и бюджетнойклассификации;

• определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

• выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

• разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

• определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы

бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

• определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно сраспределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля

за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям: (2, 38 с.)

• контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

• контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных

фондов.

1.2Основные виды расходов  и доходов госбюджета

Доходы бюджетов - доходы, подлежащие централизации в бюджеты разных уровней. Они могут формироваться на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. (1, 35 с.).

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ к налоговым доходам бюджетов относятся:

-доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

-доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

-доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

-доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

-средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

-средства самообложения граждан;

-иные неналоговые доходы.

 К безвозмездным поступлениям  относятся:

-дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

-субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

-иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1.         В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

2.         По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

3.         В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;

4.         По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

5.         По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.  

Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или строящиеся объекты, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов обеспечивают функционирование органов государственной власти (местного самоуправления), бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов.

На основании российского законодательства федеральные расходы имеют две составляющие:

1) расходы, финансируемые  исключительно из федерального  бюджета;

2) расходы, финансируемые  совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: (2, 121 с.)

• обеспечение деятельности государственных органов власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;

• обеспечение национальной обороны, безопасности государства, осуществление мероприятий по конверсии отраслей промышленности;

• осуществление международной деятельности;

• фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу, исследование космического пространства;

• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

• формирование инфраструктуры федеральной собственности и содержания учреждений, находящихся в федеральной собственности;

• обслуживание и погашение внутреннего и внешнего государственного долга;

• пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней и материальных резервов;

• проведение выборов и референдумов и т. д.

Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов территориальных образований финансируются мероприятия: (2, 122)

• поддержание отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и речного транспорта, дорожного хозяйства и связи;

• обеспечение социальной защиты населения, правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

• обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба;

• обеспечение деятельности средств массовой информации, избирательных комиссий субъектов РФ и т. д.

Незначительные ассигнования из федерального бюджета выделяются на образование, сельское хозяйство, научные исследования, здравоохранение и другие сферы социального направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Госбюджет как инструмент регулирования социально-экономического развития государства

2.1Значение бюджета в макроэкономическом  развитии страны.

Мощным инструментом в руках государства является бюджет, который может и должен стать более действенным стимулом экономического роста в России. Каково сегодня влияние бюджета и бюджетной политики на экономический рост? Этот вопрос волнует многих теоретиков и практиков в экономической и финансовой сферах деятельности государства.

Государство рассматривает бюджет как важнейший источник экономического роста.

В системе финансового механизма государства бюджет играет ведущую роль в распределении и перераспределении национального дохода. Объективная необходимость бюджета обусловлена наличием государства, выполнением им организационно-хозяйственных функций.

Как экономическая категория государственный бюджет является категорией общественного воспроизводства и в силу этого выступает носителем соответствующих производственных отношений. По своей же экономической природе он носит общегосударственный характер. Активная роль бюджета проявляется не только в покрытии непосредственных расходов, связанных с развитием производства, но и с финансированием тех затрат, которые опосредованно влияют на расширение и повышение эффективности экономики. В этой связи  и расходы бюджета на социально - культурные мероприятия следует рассматривать как элемент производительных расходов.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным

Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.

В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.( 9, 19с.).

Информация о работе Расходы на развитие социальной политики