Расходы на развитие социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение роли государственного бюджета, как финансовой базы социально-экономического развития общества.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСБЮДЖЕТА……………………………………………………………….....5
1.1. Госбюджет и его функции…………………………………………….....5
1.2. Основные виды расходов и доходов госбюджета……………………………………………………………....13
2.ГОСБЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………………………..………………………………...........18
2.1Значение бюджета в макроэкономическом регулировании страны…18
2.2Расходы на развитие социальной политики. ………….........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Роль госбюджета как финансовые базы социально-экономического развития общества.docx

— 152.65 Кб (Скачать файл)

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, мало-

обеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.

Влияние бюджета на развитие общественного производства проявляются по двум направлениям: первое – формирование его доходной базы и второе – использование средств бюджета. Следует указать и на то, что государственный бюджет выступает необходимым экономическим инструментом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.

Теоретическим мерилом использования стимулирующей роли государственных расходов, применение бюджетных рычагов, иных подходов в усилении императивных начал государства сформированы Дж. М. Кейнсом. Именно эти рычаги позволили США выйти из “Великой депрессии”.

Есть основания говорить, что отдача от государственных денежных средств, распределяемых и перераспределяемых государством, определяет скорость и качество экономического роста. Именно более эффективное перераспределение, прежде всего бюджетных средств через соответствующую систему говорит об эффективности управленческой деятельности государства, свидетельствует о степени эффективности использования государственной собственности.

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно - технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

2.Социальные расходы государства.

Социальную политику в широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.

Следует заметить, что фундаментальная конституционная характеристика нашего государства - "социальное" - не только не получила теоретической разработки, но и просто никому не ясна - ни ученым, ни парламентариям, ни должностным лицам исполнительной и судебной власти. По разным причинам государственное регулирование экономики не помогает ее превращению в социально ориентированную.

Фундаментом новой социальной политики, реализующей социальную и гуманитарную ответственность Российского государства перед его гражданами, должен стать законодательно закрепленный, гарантированный каждому гражданину минимум социальных благ, учитывающий региональные особенности и историко-культурные традиции всех народов нашей страны. В ближайшее время необходимо сконцентрировать усилия на тех неотложных проблемах, решение которых поможет существенно улучшить условия жизни людей, усилит социальную поддержку реформ.

К таким проблемам относятся: (11, № 1).

1. Прогрессирующая  деградация основных фондов, износ  которых не компенсируется новыми  капиталовложениями. В настоящее  время физический и моральный  износ основных фондов достиг 60%, быстро возрастает технологическое  отставание практически всех  отраслей народного хозяйства  от мирового уровня. При этом  практически не происходит обновления  оборудования, за 1992-1993 гг. в два раза  сократилась инвестиционная активность, в несколько раз снизились  затраты на НИОКР, большая часть  амортизационных отчислений не  направлялась на инвестиции, а  фактически изымалась из воспроизводственного  процесса. Углубляющийся спад производства, превысивший в промышленности 50%, а в ее наукоемких отраслях - 70%, повсеместно привел к значительной  недогрузке производственных мощностей, не позволяющей поддерживать  их эффективную эксплуатацию  и технологический режим. Резко  снизилась эффективность общественного  производства (удельный расход электроэнергии  на единицу ВВП вырос на 23%, производительность труда упала  на 28%), что отражает общее снижение  конкурентоспособности российской  экономики. Фактически экономика  вошла в режим суженного воспроизводства, развивается необратимый процесс  разрушения научно-промышленного  потенциала страны, происходит нарастающая  деградация производственного аппарата  в отраслях материального производства.

2. Деиндустриализация народного  хозяйства, отчетливый сдвиг в  направлении утяжеления его структуры  за счет опережающего спада  в наукоемких отраслях промышленности  и производства товаров народного  потребления, повышение доли сырьевых  отраслей (прежде всего ТЭК) и  сферы услуг (финансового и торгового  секторов) в структуре производства  и инвестиции, сокращение доли  машиностроения в структуре общественного  производства и повышение доли  топливно-энергетического комплекса  свидетельствуют о структурной  деградации российской экономики, прогрессирующем сокращении производства  товаров высокой степени переработки, свертывании отраслей, являющихся основой современного экономического роста и поддержания занятости населения.

3. Угроза массовой безработицы  и обнищания значительной массы  населения вследствие как абсолютного  сокращения производства, так и  деиндустриализации, в ходе которой создание новых рабочих мест в сырьевых отраслях и в сфере услуг не компенсирует высвобождение занятых из отраслей обрабатывающей промышленности. При дальнейшем углублении промышленного спада скрытая безработица, достигающая в настоящее время до 20% занятых, неизбежно перейдет в открытую форму, что создаст серьезную угрозу неконтролируемого роста социальной напряженности и дальнейшего разрушения человеческого потенциала.

4. Вывоз капитала, его  связывание в спекулятивных и  посреднических операциях, обусловленное  образовавшейся изоляцией торгово-финансового  капитала от производственных  мощностей, а также высокой неопределенностью  эффективности капитальных вложений  вследствие галопирующей инфляции  и неопределенности прав собственности, неразвитости правовой системы  обеспечения инвестиционной активности  и разрешения хозяйственных споров. Вывоз капитала, превышающий 10 млрд. долларов в год при незначительной  величине ввоза, а также концентрация  банковской активности в финансировании  спекулятивной деятельности делают  невозможным поддержание расширенного  воспроизводства и обновление  производственного аппарата страны. Объем накопленных российскими  хозяйствующими субъектами валютных  резервов, выведенных из хозяйственного  оборота нерациональной экономики, составляет 20-30 млрд. долларов и сопоставим  с годовым фондом накопления.

5. Утечка умов и деградация  человеческого потенциала, дезинтеграция  общества и возникновение угрозы  развертывания классовых конфликтов, разрушение основ социальной  стабильности. Растущая поляризация  населения (разрыв в уровне доходов  между верхним и нижним десятипроцентными  уровнями населения достиг 11 раз  и продолжает возрастать) сопровождается обнищанием значительной части населения (27% населения живет ниже уровня бедности), резким снижением уровня социального обеспечения и государственных расходов на социальные гарантии.

6. Криминализация хозяйственной  деятельности, подрывающая рыночную  конкуренцию и государственное  регулирование, обусловливающая быстрое  увеличение веса теневой экономики, степени реальной монополизации  народного хозяйства. По официальным  оценкам, сфера теневой экономики  охватила 40% товарооборота и 28% услуг  населению общественного производства, под влиянием криминальных структур  находится значительная часть  предприятий финансового и торгового  секторов, сферы услуг. Криминализация  общественного производства серьезно  затрудняет создание новых предприятий, подавляет конкуренцию, сопровождается  коррупцией в органах государственной  власти. Значительный размах коррупции, в свою очередь, резко снижает  эффективность работы государственного  аппарата, в том числе и деятельности  правоохранительных органов, делает  невозможным продуктивное использование  большого арсенала методов государственного  регулирования экономики, в том  числе правовое обеспечение механизмов  рыночной конкуренции. Сращивание  госаппарата с криминальными  структурами резко осложняет  достижение целей экономической  стабилизации, активной структурной  политики и социальной защиты.

7. Галопирующая инфляция, колеблющаяся в пределах 10-25% в  месяц, крайне затрудняла долгосрочную  хозяйственную деятельность, развитие  производства, инвестиционную и  инновационную активность.

8. Угроза разрушения  транспортной и энергетической  инфраструктуры страны, повышение  вероятности аварий на энергетических  и транспортных сетях вследствие  длительного недоинвестирования  в их поддержание, обновление  и развитие.

Лишь к 2000 г. эта тенденция была преодолена. Разумеется, перечисленные проблемы, часть из которых достигла остроты, угрожающей экономической безопасности страны, взаимосвязаны и вызваны общими причинами. Эти причины делятся на две группы - обусловленные структурными диспропорциями в экономике и вызванные неадекватностью проводимой экономической и социальной политики. Если преодоление первой группы причин потребует длительного времени, то вторая группа причин может быть устранена довольно быстро, что является, в свою очередь, необходимым условием и для успешного устранения причин первой группы. Для этого необходимо проведение соответствующей активной экономической и социальной политики, направленной на решение перечисленных выше проблем и устранение обусловливающих их причин.

Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:

- достижение уровня и  качества жизни населения, соответствующего  национальным идеалам и стандартам  экономически развитых государств, в том числе - в области получения  образования, здравоохранения, чистоты  окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав  и свобод граждан, защиты от  преступности их личности и  имущества;

- обеспечение устойчивых  и высоких темпов экономического  роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции  отечественных товаропроизводителей  на внутреннем и зарубежном  рынках, восстановление положения  России в качестве одной из  ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики  в мирохозяйственные связи;

- обеспечение благоприятных  экономических условий для укрепления  суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и  обороноспособности, международного  авторитета и влияния России, в том числе в странах - бывших  союзных республиках, защита законных  прав и интересов российских  граждан и организаций за рубежом;

- развитие человеческого  потенциала, гармонизация социальных  отношений (то есть обеспечение  условий для образования системы  социальных групп и устойчивых  связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения  взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая  социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой  самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации  и предотвращение дезинтеграции  общества, чрезмерного усиления  социальной дифференциации, сдерживание  перехода противоречий интересов  между социальными группами в  антагонистическую форму.

Одной из важнейших проблем социального развития все еще остается низкий уровень жизни граждан, измерителем которого является коэффициент соотношения среднедушевого дохода с прожиточным минимумом. Если величина такого показателя у конкретного человека составляет менее единицы, то он относится к числу малообеспеченных. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума составила за три квартала 2009 года 14% против 13,4% за тот же период годом ранее. Всего за чертой бедности находилось 19,7 миллиона россиян, хотя по итогам 2008 года этот показатель составлял 18,9 миллиона человек.

В целом система социальной зашиты населения нашей страны и ее финансового обеспечения построена на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами. В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д. Основным источником формирования данных фондов является единый социальный налог, плательщиками которого в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ являются все работодатели независимо от формы собственности. Если налоговая база в расчете на каждое физическое лицо составляет до 280 тыс. руб. в год, то ставка такого налога составляет 26%, из которых 20%, зачисляется в федеральный бюджет. Оставшиеся средства но установленным пропорциям распределяются между государственными внебюджетными фондами: социального страхования — 2,9%, обязательного медицинского страхования — 3,1%, из которых 1,1% поступает в Федеральный фонд ОМС, а 2,0% — в территориальные фонды ОМС.

Информация о работе Расходы на развитие социальной политики