Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 21:53, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение роли государственного бюджета, как финансовой базы социально-экономического развития общества.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСБЮДЖЕТА……………………………………………………………….....5
1.1. Госбюджет и его функции…………………………………………….....5
1.2. Основные виды расходов и доходов госбюджета……………………………………………………………....13
2.ГОСБЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………………………..………………………………...........18
2.1Значение бюджета в макроэкономическом регулировании страны…18
2.2Расходы на развитие социальной политики. ………….........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...
Исходя из решаемых социально-экономических задач органы власти должны формировать государственные задания (заказы) на предоставление населению услуг по социальному обслуживанию. Они вправе и на конкурсной основе размещать такие заказы в организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на оказание такого рода услуг. При этом осуществляется переход от финансирования деятельности учреждения к финансированию бюджетных услуг, оказываемых организацией — победителем конкурса. Стоимость каждой услуги регулируется тарифами, утверждаемыми нормативными правовыми актами субъектов РФ. Качество каждой услуги должно соответствовать определенным стандартам, информация о которых должна быть доступна обслуживаемому населению.
Контроль государства за предоставлением населению бюджетных услуг осуществляется через систему сбалансированных показателей, увязывающих их объем и качество со степенью достижения поставленных целей. В Амурской области в число таких показателей, в частности, включены: снижение заболеваемости, увеличение числа социально-адаптированных граждан пожилого возраста и другие показатели.
Организация — исполнитель социальных услуг получает средства бюджета исходя из расчета, основанного на:• утвержденном тарифе (нормативе стоимости) каждой услуги;
• количественном объеме предоставляемых услуг;
•численности населения, имеющего право на такие услуги па бесплатной основе за счет бюджета. Как правило, к этой категории относятся граждане, чей доход ниже установленного государством уровня, например величины прожиточного минимума;
•численности населения, которому государство предоставляет социальное обслуживание на частично платной основе. Категории этого населения также могут быть выбраны исходя из их среднедушевого дохода, повышенной социальной уязвимости либо значимости, например многодетные семьи.
Под мерами социальной поддержки понимается комплексная адресная социальная помощь, предоставляемая при определенных условиях отдельным категориям населения для повышения их социальной защищенности. Порядок ее оказания рассмотрим на примере предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг как наиболее массового вида социальной поддержки. Жилищным кодексом РФ определено, что получателями такой субсидии могут являться граждане — пользователи, наниматели, собственники жилого помещения, члены жилищного или жилищно-строительного кооператив. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев.
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий: максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Общий порядок исчисления совокупного дохода семьи установлен Законом РФ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов семей на оплату жилья и коммунальных услуг составляет 22%, причём субъекты РФ могут установить более низкие стандарты.
В соответствии с российским законодательством допускается делегирование полномочий по социальному обслуживанию и социальной защите населения органам местного самоуправления с предоставлением субвенций из вышестоящих бюджетов на финансовое обеспечение этих полномочий. Объем субвенции определяется исходя из норматива расходов, рассчитанного в соответствии с методикой, утвержденной Законом о наделении органа местного самоуправления государственным полномочием, и численностью населения, которому предоставляется социальное обслуживание или меры социальной поддержки, и утверждается Законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
Рассмотрим сведения об использовании Министерством труда и социального развития на примере Омской области, территориальными органами Министерства и учреждениями, находящимися в ведении Министерства, бюджетных средств по состоянию на 1 октября 2011 года ( 12.)
Расходы Министерства как главного распорядителя средств областного бюджета можно разделить на два основных направления: обеспечение функционирования подведомственных учреждений и реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Исполнение бюджета по состоянию на 1 октября 2011 года составило 6 628,6 млн. рублей, или 69,4 процента от утвержденных годовых бюджетных ассигнований, в том числе за счет средств областного бюджета – 5 438,6 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета – 1 190,0 млн. рублей.
Около 70 процентов расходов отрасли составили расходы на обеспечение мер социальной поддержки населения Омской области. В 2011 году объем бюджетных ассигнований на меры социальной поддержки составляет 6 441,9 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 1 875,0 млн. рублей.
По состоянию на 1 октября 2011 года исполнение бюджета по мерам социальной поддержки составило 4 496,6 млн. рублей, или 69,8 процента от годовых ассигнований по мерам, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 1 190,0 млн. рублей.
Основные направления расходования средств по состоянию на 1 октября 2011 года:
- предоставление ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, ветеранам Омской области, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, лицам, имеющим удостоверение "Почетный донор Омской области", – 459,4 млн. рублей;
- выплаты лицам, награжденным знаками "Почетный донор СССР", "Почетный донор России", – 87,1 млн. рублей;
- выплаты
ежемесячного пособия на
- пособие
беременной жене
- выплаты
единовременных пособий при
- предоставление
мер социальной поддержки по
оплате жилищно-коммунальных
- возмещение затрат, связанных с предоставлением адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг – 212,6 млн. рублей;
- оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам и материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, – 70,0 млн. рублей;
- возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду в общественном транспорте – 564,9 млн. рублей;
- меры
социальной защиты инвалидов
и отдельных категорий граждан
из числа ветеранов в части
обеспечения техническими
Кроме того, на дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан Омской области направлено 145,3 млн. рублей, в том числе:
- на
ежемесячные доплаты к пенсии
отдельным категориям граждан
и прочие компенсационные
- на услуги банка и почты по доставке социальных выплат – 40,0 млн. рублей.
В ведении Министерства находятся 145 подведомственных учреждений Омской области (в том числе территориальные органы Министерства) и 3 автономных учреждения. В 2011 году финансовое обеспечение бюджетных учреждений социального обслуживания осуществляется на основании государственного задания, что обеспечивает эффективное расходование бюджетных средств. На оказание государственных услуг подведомственными учреждениями социального обслуживания в расходных обязательствах Министерства на 2011 год утверждено 2 435,2 млн. рублей (за исключением автономных учреждений), кассовое исполнение по состоянию на 1 октября 2011 года составило 1 722,9 млн. рублей, или 70,7 процента от утвержденных годовых лимитов бюджетных обязательств.
Так, расходы областного бюджета на содержание подведомственных бюджетных учреждений социального обслуживания по состоянию на 1 октября 2011 года за счет средств областного бюджета и средств, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, составили 1 947,6 млн. рублей, в том числе:
- средства
областного бюджета на
- средства от платных услуг и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений – 224,7 млн. рублей.
В целях организации социального обслуживания семей с детьми в Омской области создана сеть учреждений различного типа: центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексные центры социального обслуживания населения.
В городе Омске и в 7 муниципальных районах Омской области – Большереченском, Калачинском, Любинском, Москаленском, Павлоградском, Полтавском и Седельниковском – осуществляют свою деятельность центры социальной помощи семье и детям.
Центры являются многопрофильными учреждениями и осуществляют комплексное обслуживание семей и детей по месту жительства путем предоставления реабилитационных услуг и консультативной помощи различных видов:
- социально-экономических
(оказание содействия в
- социально-медицинских
(профилактика вредных
- социально-психологических (консультирование психолога, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, в т.ч. по вопросам адаптации детей к школе, общения со сверстниками, детско-родительских отношений, привлечения к участию в клубах общения; экстренная психологическая помощь по телефону и др.);
- социально-правовых
(консультирование по
- социально-педагогических
(педагогическая коррекция, оказание
помощи родителям в воспитании
детей и преодолении
- социально-бытовых
(предоставление транспорта
Перечисленная социальная помощь оказывается детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, бесплатно.
Семьям с детьми, желающим получить дополнительные социальные услуги (за плату), могут быть предоставлены следующие услуги: няни на дому, сиделки детям и подросткам с ограниченными возможностями на дому, занятия по развитию навыков компьютерной грамотности детей, подростков и др.
На базе центра социальной помощи семье и детям, расположенного в г. Омске по адресу: Комсомольский городок, 15, в круглосуточном режиме осуществляет свою деятельность социальная гостиница для семей с детьми (на 25 койко-мест). В социальную гостиницу помещаются семьи, пострадавшие от жестокого обращения со стороны родственников, потерявшие в результате стихийных бедствий жилье, нуждающиеся в восстановлении социального статуса. Временный приют может быть определен для семьи от 1 до 2 месяцев. Во время пребывания в гостинице клиенты получают комплекс услуг: помощь в восстановлении документов, содействие в трудоустройстве, реабилитационные услуги, консультативную психологическую и правовую помощь.
Получить необходимые услуги дети и их законные представители могут при личном обращении в учреждения.
Таким образом, формы и методы планирования и финансирования расходов на реализацию социальной политики зависят от целого комплекса факторов, включая виды расходных обязательств, источники их финансирования, систему межбюджетных отношений. Социальная политика должна быть эффективной, отвечать принципу адресности, равенства, что предполагает поддержание установленных стандартов, включает в себя помощь малообеспеченным, социальную интеграцию. Важнейшая роль в финансовом обеспечении мероприятий социальной политики отведена федеральному и региональным бюджетам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания данной курсовой работы пришла к следующим выводам: