Распределение бюджета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование принципов построения бюджета РФ.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить сущность бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
2. Рассмотреть принципы бюджетной системы РФ;
3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
4. Охарактеризовать принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность бюджета, бюджетной системы и принципов построения 5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 10
2. Характеристика принципов построения бюджета Российской Федерации 14
2.1. Принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов 14
2.2. Принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности 19
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Принцип гласности означает:

- обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их исполнении;

- обязательную открытость  для общества процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов;

- секретные статьи могут  утверждаться только в составе федерального бюджета.

В России принцип гласности  бюджета реализуется в большей  степени декларативно, попытки обеспечить гласность сводятся обычно к фактическому отсутствию действий со стороны как федеральных органов власти, так и органов власти на местах.

Под "гласностью" бюджета зачастую понимают контроль над его исполнением, над целевым использованием средств. При этом одним из основных методов обеспечения такого принципа бюджета считается внедрение казначейской системы исполнения бюджета, так как она дает возможность органам власти проследить все входящие и исходящие финансовые потоки в режиме реального времени и тем самым предотвратить нецелевое использование средств. Но казначейское исполнение бюджета является в большей степени  средством повышения эффективности управления ресурсами для администраций различного уровня, чем инструментом повышения прозрачности бюджета для населения. Внедрение казначейского исполнения бюджета облегчит лишь задачу по подготовке полной и детальной отчетности об его исполнении.

Отсутствие должного публичного контроля над тем, как Правительство РФ, региональные или муниципальные власти расходуют бюджетные средства, объясняется тем, что детальный порядок такого контроля не определен ни Конституцией России, ни Бюджетным кодексом. Контрольные проверки исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета проводятся Счетной палатой РФ, в ходе которых проверяются объемы, структура и целевое назначение расходов, эффективность и целесообразность расходования бюджетных средств и использования государственной собственности, однако этого недостаточно.

Информация о бюджетных расходах должна быть доступна не только контрольным  органам, но и гражданам, которые  вправе знать о том, каким образом и на что расходуются бюджетные деньги. Следовательно, возникает вопрос о подотчетности органов власти населению и методах реализации данного подхода. Зарубежный опыт в этой связи показывает, что необходим подконтрольный общественности весь процесс планирования и исполнения бюджета, а также нужно обязательно информировать общественность о полученных результатах. Бюджет любого уровня должен быть информативным, чтобы можно было проследить, что планируется финансировать за счет бюджетных средств, и на что в действительности были израсходованы деньги налогоплательщиков. С этой целью бюджет должен быть открытым, достаточно детализированным и понятным. К сожалению,  на сегодняшний день это практически не реализовано в российской бюджетной практике.

Подотчетность органов  власти заключается в предоставлении населению полной информации о доходах и расходах бюджета, начиная с этапа планирования бюджета и кончая его исполнением. Важно, чтобы информация была представлена в таком виде и формате, чтобы каждый человек мог в ней разобраться и сделать собственные выводы. Однако на практике бюджетные данные или бюджет обычно публикуются в средствах массовой информации или помещаются на сайтах в Интернете в таком формате, который доступен для понимания, как правило, специалистам в бюджетной сфере17.

Недостатки с раскрытием информации об организации работы органов власти в той или иной степени присущи всем уровням власти, в результате чего страдает не только население, которое не может разобраться в бюджетном процессе, но и сотрудники администраций и ведомств, которые часто не могут получить необходимую им актуальную информацию.

Также проблема состоит  в том, что не все администрации  заинтересо-

ваны в прозрачности своих финансов. Тем не менее, следует  понимать, что в конечном итоге  прозрачность нужна и самой администрации, чтобы эффективно управлять общественными ресурсами. В идеальном варианте органы власти будут сами заинтересованы в обеспечении прозрачности и подотчетности. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы в практику работы городских, региональных администраций и ведомств вошло прохождение независимого аудита, с помощью которого можно выявлять не только нарушения, но и проблемные места в управлении, нуждающиеся в корректировке.

Необходимо подчеркнуть, что подотчетность органов власти невозможна без прозрачного бюджетного процесса, которая понимается как полное раскрытие бюджетной и финансовой информации своевременно и на систематической основе, в понятном для граждан формате. Власть должна быть ориентирована на население и потребителей тех услуг, которые она производит за счет бюджетных средств18. Не зная потребности населения в услугах, органы власти обречены на проведение непопулярной политики и неэффективное расходование бюджетных средств. В развитых странах основное внимание органов власти направлено на работу с населением. Это не только проведение бюджетных слушаний, изучение мнения населения, но работа над повышением активности населения, его заинтересованности в жизни своего города или поселка (страны в целом), осознания возможности что-то изменить, улучшить не только через обращение в органы власти, но и самостоятельно.

 

 

 

 

 

Заключение

На  основании вышеизложенного  можно сделать следующие выводы по работе.

В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления. Совокупность бюджетов различных уровней формируют бюджетную систему.

Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система основана на следующих принципах: единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ); разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ); самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ); полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ); сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ); эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ); общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ); гласности (ст. 36 БК РФ); достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ); адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

Принцип единства бюджетной  системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997 г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

Принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности  и разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы можно отнести к принципам  построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.
  4. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.
  5. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  6. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2006.
  7. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2003.
  8. Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. - 2004. - № 2.
  9. Государственные и муниципальные финансы /Под ред. И.Д. Мацкуляка. - М: РАГС, 2003.
  10. Дадашев А.З., Черник А.Г. Финансовая система Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2005.
  11. Коселев А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее реализации // Финансы. – 2003. - №7.
  12. Криволапов В.С. Реализация принципов бюджетной системы Российской Федерации в финансовом контроле // Финансы и бюджет. - 2004. - №10.
  13. Назаров Н.Н., Канкурова М.И. Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит. – 2004. - №9.
  14. Сабитова Н.М. Теоретические основы бюджетного устройства Российской Федерации // Финансы. – 2002. - № 6.
  15. Сажина М.А. Эффективность бюджетной политики государства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2005. - № 12.
  16. Трифонова Ю.П. Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации // Актуальные вопросы финансового права. – 2008. - № 1.
  17. Финансовое право РФ / Под ред. И.А. Никифорова. – М., 2006.

1 Дадашев А.З., Черник А.Г. Финансовая система Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2005.  – с. 38

2 Финансовое право РФ / Под ред. И.А. Никифорова. – М., 2006. – с. 56

3 Финансовое право РФ / Под ред. И.А. Никифорова. – М., 2006. – с. 59

4 Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: «Дашков и К», 2006. – с. 42

5 Криволапов В.С. Реализация принципов бюджетной системы Российской Федерации в финансовом контроле // Финансы и бюджет. - 2004. - №10. – С. 13

6 Криволапов В.С. Реализация принципов бюджетной системы Российской Федерации в финансовом контроле // Финансы и бюджет. - 2004. - №10.  – С. 14

7 Криволапов В.С. Реализация принципов бюджетной системы Российской Федерации в финансовом контроле // Финансы и бюджет. - 2004. - №10.  – С. 17

8 Сажина М.А. Эффективность бюджетной политики государства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2005. - № 12. – С. 11

9 Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.- с. 22

10 Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – с. 21

11 Сажина М.А. Эффективность бюджетной политики государства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2005. - № 12. – С. 14

12 Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – с. 25

13 Сажина М.А. Эффективность бюджетной политики государства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2005. - № 12. – С. 16

14 Трифонова Ю.П. Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации // Актуальные вопросы финансового права. – 2008. - № 1. – С. 7

15 Борисов А.Н. Комментарий к БК РФ (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – с. 25

16 Трифонова Ю.П. Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации // Актуальные вопросы финансового права. – 2008. - № 1. – С. 9

17 Коселев А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее реализации // Финансы. – 2003. - №7. – С. 9

18 Трифонова Ю.П. Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации // Актуальные вопросы финансового права. – 2008. - № 1. – С. 10




Информация о работе Распределение бюджета в Российской Федерации