Бюджет Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Бюджетная система Российской федерации.
1.1 Определение и сущность бюджетной системы государства.
1.2 Принципы бюджетной системы.
1.3 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
1.4 Проблемы функционирования бюджетной системы и бюджетной политики.
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета.
2.1 Доход бюджета.
2.2 Расходы государственного бюджета.
Повышение эффективности расходов бюджета
Бюджетный дефицит.
Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам
Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году.
2.3 История развития бюджетной системы России.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение

        Глава 1.Бюджетная система Российской федерации.

1.1 Определение и сущность бюджетной системы государства.

1.2 Принципы  бюджетной  системы.

1.3 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.

1.4 Проблемы функционирования бюджетной системы и бюджетной                            политики. 

        Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета.

2.1 Доход бюджета.

2.2 Расходы государственного бюджета.

  • Повышение эффективности расходов бюджета
  • Бюджетный дефицит.
  • Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам
  • Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году.

2.3 История развития бюджетной системы России.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и  будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение  вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Как правило, раз в год, во время утверждения  проекта бюджета разворачивается  настоящая война за бюджетные  дотации и финансирование. Эта  война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Как уже упоминалось  выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджета, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых  друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество  экономических работ. В настоящее  время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты  бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

Так же достаток бюджетных средств позволяет  государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие  бюджетных средств позволяет  государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

           Глава 1. Бюджетная система Росийской Федераци          

 1.1 Определение и сущность бюджетной системы государства

Бюджетная система  любого государства представляет собой  совокупность бюджетов государственно-территориальных  и административно-территориальных  образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством. Состав бюджетов, входящих в бюджетную  систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного или унитарного). Последнее определяет административно-территориальное  деление страны, уровни государственной  власти и соответствующие им органы государственной власти, основы разграничения  полномочий между ними.

Как и любая  система, представляющая совокупность элементов, находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система  состоит из отдельных элементов - видов бюджетов и уровней бюджетной системы.

Вид бюджета  означает форму образования и  расходования бюджетных ресурсов определенного  органа государственной власти или  органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих  определенному уровню государственной  власти или местного самоуправления, представляет уровень или звено  бюджетной системы.

Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения  полномочий между органами власти различных  уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства  можно подразделить на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство по административно-территориальному делению едино и не имеет в своем составе автономных образований. В государстве действует конституция и единые органы власти, осуществляющие централизованное управление политическими, экономическими и социальными процессами. Бюджетная система такого государства имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.

Конфедеративное (союзное) государство представляет собой союз суверенных государств, объединенных для совместного решения политических, военных и экономических задач. Бюджет союзного государства формируется из взносов каждого государственного образования, образующего конфедерацию. У государств, входящих в конфедерацию, имеются собственные бюджетные системы.

Федеративное  государство представляет собой такое административно-территориальное устройство, которое состоит из государственных образований, имеющих собственную государственность и обладающих определенной политической самостоятельностью в соответствии со своими конституциями и законами. К такому типу государственного образования относятся Российская Федерация.

Бюджетная система  Российской Федерации - совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права.

В финансовой теории и практике существуют различные  подходы к трактовке понятия  бюджет, что обусловлено многогранностью  бюджета как явления.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов РФ и местного самоуправления.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.

С точки  зрения экономического содержания категории, бюджет – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.

В контексте  этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования. Таким  образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Если  взять для примера федеральный  бюджет России, то он утверждается Государственной  думой и Федеральным собранием - высшей законодательной властью  страны. Правительство же готовит  проект бюджета и отвечает за его  исполнение. Оно организует (через  Министерство финансов и налоговую  службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлениям в размерах, установленных  в бюджете.

Важнейшая функция бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг.

Бюджет  выступает также как главный  инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в  целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население  западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных (от лат. transferre - переносить) платежей, идущих на социальные нужды.

Существенная  доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую  и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств, в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика.

Бюджет  как совокупность денежных отношений  оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики.

 

1.2 Принципы  бюджетной  системы

В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы,  соблюдение  которых  даёт  возможность правильно  составить ,  утвердить  и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

В настоящее  время в связи с принятием  Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной  системы предусмотрены общие  принципы, а именно:

-единство  бюджетной системы;

-разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы;

-самостоятельность  бюджетов;

-полнота  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

-сбалансированность  бюджетов;

-эффективность  и экономичность использования  бюджетных средств;

-общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

-гласность;

-достоверность  бюджета;

-адресность  и   целевой  характер бюджетных средств1.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой  базой ,  использованием   единой  бюджетной классификации, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, а также санкций за нарушение бюджетного законодательства, и единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ   выражается  в закреплении определенных доходов и полномочий по

осуществлению расходов за органами государственной  власти и местного самоуправления.

Самостоятельность бюджетов требует, чтобы все бюджеты, входящие в бюджетную системы, были самостоятельными, т.е. имели собственные  источники финансовых ресурсов и  право распоряжаться в соответствии с выполняемыми функциями.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

-право законодательных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

-наличие  собственных источников доходов  бюджета каждого уровня;

-законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов;

-право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов  и источники финансирования дефицитов  соответствующих бюджетов.

В соответствии с законодательством принцип самостоятельности обеспечивается для каждого органа власти наличием собственных источников доходов и правом определять объемы и направления их использования в соответствии с выполняемыми функциями. При этом важно, чтобы было соответствие доходов финансируемым расходам и была стабильность поступления денежных средств в бюджет, чтобы не было возможности изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельца, также важно обязательное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обусловленных решениями вышестоящих структур, принятыми после утверждения бюджета.

Принцип полноты  учета бюджетных доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего  объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объема средств.

Информация о работе Бюджет Российской Федерации