Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:15, курсовая работа
Целью работы является исследование доходной части бюджета РФ.
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи данной работы:
- рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность;
- рассмотреть доходы бюджетов разных уровней, их виды
- выявить основные направления бюджетной политики в сфере доходов;
Введение. 3
Глава 1. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1 Экономическая сущность и виды доходов бюджетов
1.2 Доходы бюджетов разных уровней 13
2. Бюджетная политика. 23
2.1. Основные направления бюджетной политики в сфере доходов. 23
2.2 Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ 27
Заключение. 33
Список используемой литературы 35
Приложение 1 36
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1 Экономическая
сущность и виды доходов
1.2 Доходы бюджетов разных уровней 13
2. Бюджетная политика. 23
2.1. Основные
направления бюджетной
2.2 Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ 27
Заключение. 33
Список используемой литературы 35
Приложение 1 36
Бюджет необходим каждому
государству для удовлетворения
его объективных потребностей в
денежном фонде, служащем выполнению экономической,
социальной и политической функций.
Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджет
– это форма образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Целью работы является исследование доходной части бюджета РФ.
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи данной работы:
- рассмотреть бюджет как
экономическую категорию, то
- рассмотреть доходы бюджетов разных уровней, их виды;
- выявить основные направления бюджетной политики в сфере доходов;
- рассмотреть проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ.
Объектом исследования является бюджет РФ.
Предметом исследования моей курсовой работы являются доходы бюджетной системы РФ.
Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взимание доходов в бюджет – не однозначный процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством.
Большое разнообразие экономических
отношений порождает
Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [4].
В соответствии со ст. 6 БК доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов [3].
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие доходы.
Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Для полного сбалансирования
бюджета могут применяться
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенции - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Субвенции подразделяются на два вида:
Нормы отчислений утверждаются
вышестоящим органом
В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные источники доходов и заемные средства.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
При недостаточности собственных источников при необходимости покрыть расходы, превышающие минимальный бюджет, а также в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета, используются заемные средства.
Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:
Структура доходов бюджета может быть представлена в таблице (прил. 1).
В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджета образуются из пяти групп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу – неналоговые доходы, третью – безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, четвертую – доходы целевых бюджетных фондов и пятую – доходы от предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности [6].
Налоговые доходы составляют основу бюджета. Налоги являются основным источником средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Прежде всего, они преобладают количественно.
Налоговые доходы считаются
уплаченными доходами соответствующего
бюджета, бюджета государственного
внебюджетного фонда с момента,
определяемого налоговым
Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества и косвенные – взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота от реализации товаров, услуг [9].
Доходы бюджета
Особая проблема – распределение налогов и других доходов бюджета по уровням бюджетной системы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные (муниципальные) бюджеты. Общий принцип такой: поступления от определенного налога либо целиком идут в один бюджет, либо они делятся между различными бюджетами. Это практически очень сложная и очень важная проблема, так как налоги далеко не равноценны для финансистов бюджетников. Есть крупные налоги с хорошей «собирательностью», а есть и мелкие налоги, от уплаты которых легко уклониться. Поэтому распределение налогов между бюджетами – актуальный и очень конфликтный вопрос. Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
В федеральный бюджет зачисляются федеральные налоги и сборы по нормативам определяемым в законе о бюджете; субсидии, передаваемые из бюджетов субъектов федеральному бюджету;
В бюджеты субъектов РФ зачисляются федеральные налоги по нормативам, установленным в федеральном законе о бюджете; региональные налоги и сборы в полном объеме, доходы от специальных налоговых режимов; субсидии, передаваемые из муниципальных бюджетов;
В местные бюджеты зачисляются отчисления от федеральных и региональных налогов и местные налоги.
Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, таможенные пошлины и сборы, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов [3].
Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ. Это налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и др.
Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (например, земельный налог).
Неналоговые доходы, равно
как и налоговые