Система доходов бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование доходной части бюджета РФ.
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи данной работы:
- рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность;
- рассмотреть доходы бюджетов разных уровней, их виды
- выявить основные направления бюджетной политики в сфере доходов;

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1 Экономическая сущность и виды доходов бюджетов
1.2 Доходы бюджетов разных уровней 13
2. Бюджетная политика. 23
2.1. Основные направления бюджетной политики в сфере доходов. 23
2.2 Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ 27
Заключение. 33
Список используемой литературы 35
Приложение 1 36

Файлы: 1 файл

на сайт.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации 4

1.1 Экономическая  сущность и виды доходов бюджетов 4

1.2 Доходы  бюджетов разных уровней 13

2. Бюджетная  политика. 23

2.1. Основные  направления бюджетной политики  в сфере доходов. 23

2.2 Проблемы  распределения и использования  доходов бюджета в РФ 27

Заключение. 33

Список используемой литературы 35

Приложение 1 36

 

 

Введение.

Бюджет необходим каждому  государству для удовлетворения его объективных потребностей в  денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления. Данная тема актуальна в настоящее время, так как централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Целью работы является исследование доходной части бюджета РФ.

Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи данной работы:

- рассмотреть бюджет как  экономическую категорию, то есть  дать его определение, сущность;

- рассмотреть доходы бюджетов  разных уровней, их виды;

- выявить основные направления  бюджетной политики в сфере  доходов;

- рассмотреть проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ.

Объектом исследования является бюджет РФ.

Предметом исследования моей курсовой работы являются доходы бюджетной  системы РФ.

 

Глава 1. Формирование доходов  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1.1 Экономическая сущность и  виды доходов бюджетов

Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взимание доходов в бюджет – не однозначный  процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает  существенное влияние на состояние  производства, на социальную атмосферу  в стране, во многом определяет отношения  между членами общества и государством.

Большое разнообразие экономических  отношений порождает множественность  видов доходов в хозяйстве, а  отсюда следует и необходимость  иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных  доходов существенно различаются  по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической  значимости [5].

Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [4].

В соответствии со ст. 6 БК доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов [3].

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны  с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые  в бюджеты других уровней бюджетной  системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные  перечисления. В составе доходов  бюджетов обособленно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

В зависимости от порядка  зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие доходы.

Закрепленные доходы бюджетной  системы - это доходы, которые в  соответствии с законодательством  полностью или в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной или  долговременной основе поступают в  соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются  нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или  местные бюджеты на очередной  финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который  передает регулирующие доходы, либо законом  о бюджете того уровня бюджетной  системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Для полного сбалансирования  бюджета могут применяться дотация  и субвенция.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ или  юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах на осуществление  определенных целевых расходов [3].

 

Субвенции подразделяются на два вида:

  • текущие, к которым относятся субвенции, направленные на фи­нансирование текущих расходов;
  • инвестиционные - направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством.

Нормы отчислений утверждаются вышестоящим органом представительной власти ежегодно по бюджетам разных уровней. Они могут быть едиными для  бюджетов определенного уровня или  дифференцированными в зависимости  от объема закрепленных доходов и  предстоящих расходов. [9].

В средствах бюджета в  зависимости от права собственности  на них законодательство выделяет собственные  источники доходов и заемные  средства.

К собственным источникам доходов бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  • неналоговые доходы, указанные в п. 4 ст. 41 БК РФ;
  • иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

При недостаточности собственных  источников при необходимости покрыть  расходы, превышающие минимальный  бюджет, а также в случаях временных  финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета, используются заемные  средства.

Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:

  • получение органами исполнительной власти бюджетных ссуд;
  • выпуск государственных или муниципальных займов (передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа);
  • банковский кредит.

Структура доходов бюджета  может быть представлена в таблице (прил. 1).

В соответствии с бюджетной  классификацией доходы бюджета образуются из пяти групп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу –  неналоговые доходы, третью – безвозмездные  перечисления от бюджетов других уровней, четвертую – доходы целевых бюджетных  фондов и пятую – доходы от предпринимательской  и другой приносящей доходы деятельности [6].

Налоговые доходы составляют основу бюджета. Налоги являются основным источником средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Прежде всего, они преобладают количественно.

Налоговые доходы считаются  уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством  РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации  о перечислении денежных средств  в бюджет соответствующего уровня при  наличии средств на счете плательщика [9].

Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно  с доходов или имущества и  косвенные – взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота  от реализации товаров, услуг [9].

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и  формам их мобилизации – на налоговые  и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

  1. в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
  2. по социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
  3. в зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
  4. по признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  5. по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Особая проблема – распределение  налогов и других доходов бюджета  по уровням бюджетной системы: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные (муниципальные) бюджеты. Общий  принцип такой: поступления от определенного  налога либо целиком идут в один бюджет, либо они делятся между  различными бюджетами. Это практически  очень сложная и очень важная проблема, так как налоги далеко не равноценны для финансистов бюджетников. Есть крупные налоги с хорошей  «собирательностью», а есть и мелкие налоги, от уплаты которых легко  уклониться. Поэтому распределение  налогов между бюджетами –  актуальный и очень конфликтный  вопрос. Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим  законодательством.

В федеральный бюджет зачисляются  федеральные налоги и сборы по нормативам определяемым в законе о  бюджете; субсидии, передаваемые из бюджетов субъектов федеральному бюджету;

В бюджеты субъектов РФ зачисляются федеральные налоги по нормативам, установленным в федеральном  законе о бюджете; региональные налоги и сборы в полном объеме, доходы от специальных налоговых режимов; субсидии, передаваемые из муниципальных  бюджетов;

В местные бюджеты зачисляются  отчисления от федеральных и региональных налогов и местные налоги.

Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, таможенные пошлины и сборы, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов [3].

Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ. Это налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и др.

Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (например, земельный налог).

Неналоговые доходы, равно  как и налоговые устанавливаются  органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых  доходов един для бюджетов всех уровней  и устанавливается законом о  бюджетной классификации. Виды неналоговых  доходов определяются Бюджетным  кодексом РФ.

Информация о работе Система доходов бюджетной системы РФ