Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:15, курсовая работа
Целью работы является исследование доходной части бюджета РФ.
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи данной работы:
- рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность;
- рассмотреть доходы бюджетов разных уровней, их виды
- выявить основные направления бюджетной политики в сфере доходов;
Введение. 3
Глава 1. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1 Экономическая сущность и виды доходов бюджетов
1.2 Доходы бюджетов разных уровней 13
2. Бюджетная политика. 23
2.1. Основные направления бюджетной политики в сфере доходов. 23
2.2 Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ 27
Заключение. 33
Список используемой литературы 35
Приложение 1 36
Снижение ненефтегазовых
доходов федерального бюджета в
процентах к ВВП в 2013 - 2015 годах
по отношению к 2012 году связано, в
основном, с прогнозируемым уменьшением
поступлений от взимания ввозных
таможенных пошлин и вывозных таможенных
пошлин на прочие экспортные товары (за
исключением углеводородного
К 2015 году планируется рост расходов федерального бюджета в номинальном и в реальном выражении
Прогноз доходов федерального
бюджета на 2013 - 2015 годы произведен на
основе сценарных условий
Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы, представлены в таблице 1.1.
Прогноз доходов сформирован
с учетом предлагаемых к принятию
изменений в налоговое
Изменения в совокупности приведут к снижению по сравнению с действующими условиями прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2013 году на 190,3 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2014 году - на 186,4 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2015 году - на 100,0 млрд. рублей (0,1% к ВВП). При этом в результате изменения налогового законодательства поступления от отдельных видов налогов и сборов федерального бюджета увеличатся в 2013 году на 28,6 млрд. рублей, в 2014 году - на 113,9 млрд. рублей, в 2015 году - на 324,1 млрд. рублей.
Основная часть прогнозируемых доходов (более 90%) будет обеспечена поступлениями по налогу на добавленную стоимость (33 - 35%), таможенным пошлинам (32 - 33%), налогу на добычу полезных ископаемых (18%) и акцизам (5 - 6%).
Важнейшую роль в процессе распределения
и использования доходов в
любой стране играют финансово-кредитная
система, система ценообразования
и ряд других экономических инструментов.
Ведущее положение в указанном
процессе при этом занимает бюджетно-налоговая
система. Именно через государственную
бюджетную систему
Как центральное и ведущее звено финансовой системы страны, государственная бюджетная система служит в руках государства в качестве важного экономического инструмента регулирования макроэкономических пропорций путем перераспределения через нее денежных средств между отраслями экономики, производственной и непроизводственной сферами, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения и т. д. Чем выше уровень централизации доходов в государственной бюджетной системе, тем выше роль государства и государственного регулирования в экономике, социальной сфере и других сферах общественной жизни. Благодаря высокой доле участия в распределении и использовании стоимости ВВП у государства появляются большие финансовые возможности для обеспечения требуемых обязательств перед обществом и гарантий социальной защиты населения.
Необходимо отметить, что в РФ распределение стоимости ВВП и перераспределение доходов происходило и по сей день происходит не только в интересах государства, но в пользу крупных частных корпораций в лице олигархов, криминальных и полукриминальных структур. Такая ситуация, в свою очередь, предопределена тем, что, в условиях осуществления экономических реформ 90-х без государственного контроля, наряду с легально-официальной рыночной экономикой сформировалась коррупционно- теневая сфера экономики. Ее существование препятствует обеспечению справедливого распределения и использования доходов как в целом по стране, так и по ее регионам [8].
В связи с образованием профицита бюджета был образован в 2003 г. Стабилизационный фонд, реальная необходимость создания которого остается под вопросом. Стабилизационный фонд – это нефтегазовые доходы, образующиеся за счет превышения фактических цен на нефть и газ над базовыми, а также все остальные доходы, связанные с недоучетом инфляции и темпов экономического роста при планировании доходов федерального бюджета (включая остатки средств федерального бюджета). Среди перечисленных доходов при этом доминируют нефтегазовые, которые выделяются и планируются отдельно. Вместе с тем средства Стабилизационного фонда со дня его образования (2003 г.) и золотовалютные резервы Банка России были все время заморожены, т. е. не использовались для финансирования отечественной экономики, социальной и других сфер страны под предлогом угрозы инфляции. Вместо того, чтобы за счет части средств Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов ЦБ РФ формировать отдельный бюджет развития страны, обеспечивающий инновационную и инвестиционную деятельность, указанные денежные активы были размещены в долговых обязательствах (в ценных бумагах) западных стран под сравнительно низкий доходный процент, т. е. для обслуживания их экономики. Фактически в стране были упущены реальные шансы использования сверхдоходов, полученных от продажи на мировом рынке природно-сырьевых ресурсов по высоким ценам, для развития реального сектора отечественной экономики, решения острых социальных проблем, обеспечения роста производства товаров и оказания услуг, соответственно и снижения уровня инфляции [10].
Одним из базовых критериев оценки
оптимальности и справедливости
процессов распределения и
В силу неэффективности
Первопричина неэффективности госрегулирования по обеспечению оптимального и справедливого распределения доходов в современной России кроется в проводимой государством налоговой политике. Создание новой налоговой системы в условиях рыночных отношений и перестройка механизмов перераспределения доходов в пользу богатых (олигархов) создали множество экономических и социальных проблем, наиболее острой из которых, как отмечалось выше, является чрезмерное социальное расслоение общества.
Одной из негативных сторон российской налоговой системы является ее ориентация на косвенные методы налогообложения. Так, около 70% налоговых поступлений в федеральный бюджет составляют косвенные налоги в виде налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и таможенных пошлин. Эти налоги, включаемые в цены реализуемых товаров и продукции, а также в тарифы на услуги и работы, выступают в качестве ценообразующих элементов, вызывающих, в свою очередь, повышение указанных цен и усиление инфляционных процессов. Косвенные налоги выполняют в основном фискальную функцию, т. е. являются более надежными, сравнительно стабильными, не зависящими от инфляции источниками пополнения доходов государственного бюджета. Поскольку конечными плательщиками косвенных налогов выступают конечные потребители, население и государственные бюджетные учреждения, то при взимании этих налогов снижаются реальные доходы прежде всего наименее обеспеченной части населения. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает государственной казне, т. е. эти налоги регрессивные по своей сути. Не трудно также заметить, что оплата косвенных налогов приводит к сокращению платежеспособности спроса потребителей, соответственно и объемов производства, реализации и потребления товаров, работ и услуг, что в конечном счете влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, поскольку конечными плательщиками косвенных налогов по бизнесу являются также предприятия-производители, то указанные налоги отрицательно влияют на финансовое состояние этих предприятий, что часто заставляет их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которой государство не получает вообще никаких налогов. Все это говорит о том, что косвенные налоги не только не стимулируют, но и сдерживают развитие производства [6].
По этому поводу следует также
отметить, что некоторыми учеными
и специалистами предлагается отменить
НДС или снизить его основную
налоговую ставку до 16% и даже до
12% с целью повышения
Нездоровая ориентация налоговой системы РФ проявляется также в том, что доходы государственного бюджета формируются не столько за счет налогов от природных ресурсов, налогов на имущество, на прибыль, на землю, на капитал и других прямых налогов, как это имеет место в большинстве стран мира, сколько за счет налогов на потребителя и на труд.
Важной составляющей госрегулирования
процессов распределения и
Бюджет Российской Федерации является
важнейшим звеном финансовой системы
страны. Отражая содержание процессов
производства и распределения общественного
продукта и национального дохода,
бюджет представляет собой экономическую
форму образования и
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Доходы бюджета создают
не только материальную основу существования
самого государства, но и базу покрытия
потребностей в средствах для
выполнения основной части возложенных
на государство функций. Доходы бюджета
необходимо рассматривать, прежде всего,
как фактор, влияющий на совокупное
потребление путем оказания влияния
на уровень доходности социальных групп
и виды деятельности. Взимание доходов
позволяет оказывать
Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.
Доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие
в процессе формирования основного
общегосударственного фонда денежных
средств между государством, предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами
и имеют специфическое
Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.