Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:15, курсовая работа
Целью работы является исследование доходной части бюджета РФ.
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие задачи данной работы:
- рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность;
- рассмотреть доходы бюджетов разных уровней, их виды
- выявить основные направления бюджетной политики в сфере доходов;
Введение. 3
Глава 1. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1 Экономическая сущность и виды доходов бюджетов
1.2 Доходы бюджетов разных уровней 13
2. Бюджетная политика. 23
2.1. Основные направления бюджетной политики в сфере доходов. 23
2.2 Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ 27
Заключение. 33
Список используемой литературы 35
Приложение 1 36
В соответствии с Бюджетным кодексом к неналоговым доходам бюджетов относятся:
Основной доход в составе неналоговых платежей – это доход от государственного имущества или от деятельности государственных организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Возможно, их доля в ближайшее время несколько повысится, если продолжающаяся приватизация будет организованна на более выгодных для государства началах, а также в случае повышения эффективности текущей эксплуатации государственного имущества.
Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год.
Объемы неналоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объеме доходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой в аренду собственности, от объема собственности планируемой к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики [9].
Резервы пополнения неналоговых
доходов связаны в основном с
повышением эффективности использования
собственности через
Безвозмездные поступления
(ст. 41 БК РФ) связаны обычно с движением
средств между бюджетом и внебюджетными
и бюджетными целевыми фондами, между
разными видами бюджетов внутри бюджетной
системы, с использованием резерва
средств, не включаемого в бюджет.
Могут быть и поступления денег
от отдельных экономических
К безвозмездным и безвозвратным
перечислениям относятся
- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
- субвенций из Федерального фонда и (или) из региональных фондов компенсаций;
- субвенций из местных бюджетов других уровней;
- иных безвозмездных
- безвозмездных перечислений
из бюджетов государственных
(или) территориальных
- безвозмездных перечислений
от физических лиц и
В целом эта статья доходов в консолидированном бюджете составляет менее процента общей величины доходов.
По источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от:
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам, и др.
Итак, главный источник доходов государства – это налоги, они многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Налог может устанавливаться либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог.
К регулирующим доходам бюджета
относятся федеральные и
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня [8]
Так, например, налог на вмененный доход распределяется по нормативам:
Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. В таких случаях вышестоящий бюджет предоставляет нижестоящему финансовую помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий или бюджетных ссуд. Кратко охарактеризуем каждую форму помощи.
Дотации - бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма была основной до 1994 года.
Трансферт (нормативно-долевая дотация) – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации. Методика расчета нормативно-долевой дотации направлена на осуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок, в случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению, суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена.
Субсидия - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Эти методы несовершенны, лишены
стимулирующих свойств и
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Бюджетные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня. [11]
В доходы федерального бюджета
зачисляются собственные
Так в соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются:
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
Неналоговые доходы федерального бюджета включают:
Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ [4].
Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в БК РФ. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.