Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:14, курсовая работа
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды
Введение ………………………..………………………….……………...………2
1. Формирование доходов бюджетов.
1.1 Принципы формирования доходов бюджетов……………….….….……4
1.2 Налоговые доходы бюджета…………………….…………….….……11
1.3 Неналоговые доходы бюджета ……..…………………………………15
бюджета………………………………………………………….……………22
Заключение…………………………………………………………..………….28
Литература……………………
Налоговый кодекс разделяет
бюджетные доходы по уровням государственной
структуры и устанавливает
В соответствии с первой частью Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Такое разделение налогов связано с федеративным устройством России и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.
Федеральные налоги - основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.
Порядок принятия подзаконных актов, уточняющих и детализирующих налоговые законы, регламентируется Постановлением Правительства РФ. Правилами предусмотрено, что к нормативным правовым актам относятся: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Они подлежат внесению в Государственный реестр нормативных актов, который ведется Министерством юстиции РФ, и соответственно имеют свой индивидуальный номер и дату государственной регистрации. Также подлежат регистрации все вносимые изменения и дополнения. При нарушении указанных требований нормативные документы как не вступившие в силу применяться не могут.
В состав федеральных налогов и сборов входят:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- государственная пошлина;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
- водный налог.
Федеральные налоги и сборы
вводятся в обязательном порядке
и должны взиматься на всей территории
Российской Федерации. Вместе с тем
в отношении этих налогов определенные
права предоставлены не только федеральным
органам, но и субъектам Федерации.
Это касается регулирующих налогов.
Однако компетенция субъектов
Большинство федеральных
налогов и сборов являются регулирующими
бюджетными доходами. Порядок бюджетного
регулирования может быть установлен
непосредственно в налоговых
законах, специальным законодательством
и путем установления нормативных
отчислений от регулирующих доходов
по каждому субъекту Федерации при
утверждении федерального бюджета.
Кроме того, в соответствии с отдельными
соглашениями между федеральным
центром и регионами для
Между федеральным и региональными бюджетами распределяются:
- налог на прибыль организаций;
- налог на добавленную стоимость;
- подоходный налог с физических лиц.
Региональные налога и сборы обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области, АО) собственными источниками финансирования своих расходов. Региональными налогами и сборами являются:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог;
Региональные налоги и
сборы устанавливаются
Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.
В Российской Федерации поступление местных налогов и сборов в доходную часть бюджетов городов и районов не одинаково и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития.
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 12 Налоговым Кодексом РФ региональные и местные налоги не могут устанавливаться сверх данного перечня. Вместе с тем представительные органы местного самоуправления обладают в отношении местных налогов и сборов теми же правами, что и представительные органы власти субъектов РФ в отношении региональных налогов и сборов.
Неналоговые доходы являются составной
частью доходов бюджетов разных уровней
бюджетной системы Российской Федерации,
устанавливаются высшими
В настоящее время состав неналоговых доходов определяется статьей 41 Бюджетного кодекса РФ.
Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:
- порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;
- для неналоговых доходов не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
- для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа, чем по налоговым платежам;
- неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Всех их объединяет тот факт, что все они не являются налогами.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
- таможенных пошлин и таможенных сборов;
- платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
- платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- консульских сборов.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:
- доходов от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или от деятельности субъекта РФ.
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного Кодекса РФ за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
2
В соответствии с БК РФ бюджетный процесс - «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением», включающий в себя четыре стадии.
Исполнение бюджета является отдельным этапом бюджетного цикла, который включает в себя два взаимосвязанных процесса: исполнение бюджета по доходам и расходам. Изучением проблем исполнения бюджета занимаются такие авторы, как Романовский В.М., Поляк Г.Б., Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. и другие. Они обращают внимание на все сложности проведения и многоаспектность работ, связанных с его осуществлением. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса является неотъемлемым этапом эффективного управления финансовыми ресурсами государства. Именно на этом временном интервале путем повышения оперативности анализа исполнения, достоверности бюджета при помощи методов экономического анализа возможно выявить, устранить или скорректировать негативный эффект факторов, влияющих на исполнение бюджетных статей, сохранить или даже повысить положительную динамику их значений, а также определить те факторы, которые имеют длительный, среднесрочный или краткосрочный характер действия.
Исполнение бюджета по доходам включает в себя несколько аспектов, реализация которых направлена на оптимизацию всего бюджетного процесса в целом. Из них исполнение по налоговым доходам имеет приоритетное значение, так как их доля в доходах бюджета субъекта РФ составляет наибольшее значение. В целом же в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации исполнение бюджета по доходам содержит четыре стадии (ст.218 БК РФ):
«- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
Содержание же исполнения бюджета по налоговым доходам в БК РФ не раскрывается. Но его можно представить как процесс по мобилизации, учету и распределению налогов и сборов в федеральный, региональные и местные бюджеты в соответствии с действующим законодательством РФ. Схематично место третьей стадии бюджетного процесса в бюджетном цикле можно представить в виде рисунка 1 .
Особенно большую роль играет исполнение бюджета субъекта РФ по налоговым доходам, так как именно на него ложится решение проблем социальной защищенности населения и основных экономических задач в соответствии с проводимой бюджетной политикой. Необходимо обратить внимание на то, что этот процесс во многом зависит от решений, принятых законодательными и исполнительными органами власти, имеющими социальное, экономическое и политическое значение. Так, распределение налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы напрямую зависит от решений вышестоящих органов власти. Фактически это подтверждается данными, представленными на рисунке 2.
Так, если
в 2001 году поступления в
детельствует о негативных для консолидированного бюджета тенденциях, сложившихся при формировании соответствующих бюджетов. Так, норматив распределения НДПИ по добыче углеводородного сырья составляет 80% в федеральный бюджет и 20% - в консолидированный. По налогу на прибыль ставка федерального бюджета за период с 2003 по 2005 годы увеличилась с 6% в 2003 году до 6,5 % в 2005 год, а по консолидированному бюджету субъекта РФ уменьшилась соответственно с 18% до 17,5%. Аналогичные принципы заложены в нормативах распределения практически всех значимых налогов.
Информация о работе Совершенствования управления налоговыми доходами бюджета