Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:56, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Современный состав Архивного фонда Российской Федерации и его классификации» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Современный состав Архивного фонда Российской Федерации и его классификации»;
2. Сказать об актуальности проблемы «Современный состав Архивного фонда Российской Федерации и его классификации» в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики «Современный состав Архивного фонда Российской Федерации и его классификации»;
4. Обозначить тенденции развития тематики «Современный состав Архивного фонда Российской Федерации и его классификации».
Введение……………………………………………………………………………3
Глава первая. Организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации
1.1 Понятия «архивный документ» и «архив»…………………………………6
1.2 Понятие об Архивном фонде Российской Федерации..……………………8
1.3 Организация документов и дел в пределах Архивного фонда Российской Федерации..9
Глава вторая. Комплектование и экспертиза ценности документов
2.1 Комплектование Архивного фонда Российской Федерации……………16
2.2 Экспертиза ценности документов……………………………………………25
Глава третья. Учет и обеспечение сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации
3.1 Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации………38
3.2 Составление учетных документов в архиве. Обеспечение сохранности документов архива…………………40
Заключение…………………………………………………………47
Библиографический список литературы………………...…………48
Как видно из приведенной классификации, в основе современной организации документов и дел лежит деление Архивного фонда РФ на государственную и негосударственную части, что было закреплено в Федеральном законе РФ № ФЗ-125 от 01 октября 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации».
Государственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы:
Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности:
Для документов государственной и негосударственной частей Архивного фонда РФ могут применяться разные категории сроков хранения: постоянное, временное, постоянное в собственности государства, депозитарное.
Постоянное хранение – это бессрочное хранение документов в архивном учреждении, государственном музее, библиотеке или же в архиве негосударственного учреждения.
Временное хранение – это хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение в учреждения Росархива, которое осуществляют ведомственные архивы органов государственной власти и управления государственных учреждений, организаций и предприятий, а также государственные отраслевые фонды. Муниципальные (районные и городские) архивы могут осуществлять временное хранение документов в учреждениях Росархива (это архивы с переменным составом документов); наконец, учреждения Росархива, государственные музеи и библиотеки могут осуществлять временное хранение документов негосударственной части Архивного фонда РФ по договору с их собственником. Обычно временное хранение осуществляется в интересах учреждений и ведомств, пока документы нужны для информационного обеспечения работы данного учреждения. Сроки передачи документов на постоянное хранение строго ограничены законом.
Хранение в собственности государства – это хранение документов, находящихся в частной собственности, собственности общественных организаций, корпораций, акционерных обществ и т.д., которые на законном основании переданы в собственность учреждений Росархива, государственного музея и библиотеки. Этим основанием, скорее всего, может быть договор дарения или купли-продажи, заключенный между собственником и государственным архивом, музеем или библиотекой, а также приобретение документов Росархива на аукционе или у торгово-посреднической фирмы, организации, в том числе за рубежом; передача государству так называемых бесхозных материалов в том случае, если при ликвидации учреждения или организации у архива не оказалось законных «наследников».
Депозитарное хранение документов – это временное хранение документов Архивного фонда РФ в отраслевых архивных фондах в течение срока и на условиях, оговоренных в договоре с собственником документов. По истечении срока депозита, установленного в договоре, совсем не обязательно следует передача документов на постоянное хранение: это зависит от воли их собственника. Услуги по депозиту, как правило, оказываются государственными архивами за плату.
Возникает вопрос: откуда взялись отраслевые фонды, ведь в законе об архивах ясно сказано: «государственное хранение – государственным архивам, а также государственным музеям и библиотекам»? Отраслевые фонды, по сути, представляют собой исторические архивы, сложившиеся при ведомствах, которые имеют право временного (в том числе депозитарного) хранения документов государственной части Архивного фонда РФ. При этом сроки, условия хранения документов в ведомстве закрепляются специальным соглашением между Росархивом и ведомством.
Глава вторая
Комплектование и экспертиза ценности документов
Комплектование – это систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем.
Под профилем архива следует понимать установленный для архива состав документов, который определяется признаками классификации документов Архивного фонда РФ.
Главной целью комплектования является наиболее полная концентрация документов, относящихся к профилю каждого архива.
Работа по комплектованию архивов состоит из нескольких этапов:
Определение источников комплектования
Источники комплектования – это учреждения или лица, непосредственно передающие документы в государственные или ведомственные архивы.
Источниками комплектования могут быть как государственные, так и негосударственные учреждения.
Научно обоснованные критерии определения источников комплектования государственных архивов сложились к 1960-м годам. К концу 1980-х годов они были развиты и дифференцированы. Однако в середине 1990-х годов, в связи с изменениями в общественно-политической и экономической жизни страны, архивисты вновь вынуждены были их переоценить.
В 1960-1980-е годы сложились следующие критерии определения источников комплектования государственных архивов:
На основе этих критериев утверждались списки источников комплектования3, в основе которых лежало разделение потенциальных источников комплектования на несколько групп:
Под выборочным приемом подразумевается, что из многих фондов однотипных учреждений, действовавших на одной территории, в государственные архивы поступали на хранение один или несколько фондов (как правило, «лучший», «худший» и «средний»). Это так называемый групповой выборочный прием.
Повидовой выборочный прием предполагает, что в государственный архив поступают отдельные виды и разновидности создаваемых источниками комплектования ценных документов.
Таким образом, повидовой и групповой выборочные приемы отличаются друг от друга по следующему принципу: все от избранных (групповой), немногое ото всех (повидовой).
Особого внимания требует отбор на государственное хранение документов о подготовке и проведении массовых политических кампаний (референдумов, выборов). Кроме того, весьма усилилась роль учреждений и организаций социально-культурной сферы, общественных организаций и творческих союзов. После пересмотра списков многие из этих учреждений стали самостоятельными источниками комплектования.
Такова система критериев и методика комплектования государственных архивов, которая сложилась к началу 1990-х годов и вполне может быть использована при комплектовании архивов документами, созданными до 1991 года. Однако изменения в государственном аппарате, общественно-политической жизни страны, экономическом развитии привели к тому, что в комплектовании появился целый ряд новых проблем.
Во-первых, после распада СССР бывшие союзные республики, ставшие независимыми государствами, приняли собственное архивное законодательство, в связи с чем возникла проблема, связанная с претензиями бывших союзных республик на материалы, которые уже поступили на государственное хранение. Однако в соответствии с основным научным принципом архивоведения – недробимости архивных фондов и комплексов фондов – было принято решение – не перемещать материалы.
Во-вторых, с изменениями статуса архивных фондов (объекты федеральной собственности и собственности субъектов РФ, муниципалитетов) уточняется профиль комплектования архивов: архивы федерального уровня, архивы субъектов федерации; муниципальные архивы. Архивисты предлагают способ решения этой проблемы на основе принципа территориальности комплектования, т.е. где родился (архивный фонд), там и пригодился (принят на государственное хранение независимо от формы собственности и подчинения).
В-третьих, в связи с распадом централизованной ведомственной системы во всех отраслях управления пересматриваются критерии определения источников комплектования. Так, например, особое внимание архивистов обращено на критерий места учреждения в отраслевой системе, поскольку уровень подчиненности учреждения уже не отражает реального значения его деятельности. Рост самостоятельности государственных учреждений приводит к тому, что все меньше их документации поступает на хранение в фонды вышестоящих органов. В связи с этим растет число государственных учреждений – самостоятельных источников комплектования.
В условиях реформирования экономики архивисты столкнулись также с неотложной проблемой приема на государственное хранение документов ликвидированных учреждений, которые не имеют правопреемников. Это создает для архивов «девятый вал» внепланового приема документов, вследствие чего они «тонут», не успевая обрабатывать поступающие документы временного и постоянного хранения. Особое внимание в данной ситуации следует обратить на документы по личному составу, срок хранения которых 75 лет; иногда они могут быть отданы на постоянное хранение. Сведения из этих документов порой могут решить судьбу человека. Прием этих документов в государственный архив в составе фондов ликвидированных учреждений – это один путь решения проблемы, другой – создание специальных межведомственных архивов по личному составу, особенно на районном и городском уровнях. Эти «промежуточные» архивы могли бы освободить Росархив от большого количества социально-правовых запросов.
В-четвертых, в 1990-е годы наблюдается
устойчивая тенденция к «разгосударствлени
Информация о работе Современный состав архивного фонда Российской федерации и его классификации