Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 10:21, реферат
Структура современной бюджетной системы и ее основные принципы
Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).
Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.
В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 29).
Введение
Структура современной бюджетной системы и ее основные принципы
Формирование объема и структуры расходов федерального
бюджета на 2011-2013 год
Основные направления бюджетной политики
на плановый период 2011 и 2013 годы
Основные цели бюджетной политики
Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
Основные направления расходов местных бюджетов
Основные направления бюджетной политики на плановый период 2011 и 2013 годы г.
Бюджет третьего ряда г.Пушкино на 2013-2015годы
Заключение
Приложение
Список литературы
Объем полномочий, который могут выполнять муниципальные органы власти, определяется объемами ресурсов, которыми они располагают. В широком плане ресурсы административной единицы — это ее возможности по обеспечению совместно удовлетворяемых потребностей населения. К таким потребностям относится обустроенность среды обитания; обеспеченность граждан видами деятельности, приносящими доход; образование; здравоохранение; социальная помощь нетрудоспособным.
Разграничение компетенций
уровней власти в значительной степени
обусловливается разделением
При закреплении ресурсов за тем или иным уровнем власти законодательным органам следует руководствоваться двумя основными принципами. Во-первых, следует обеспечивать достаточность объема ресурсов уровня власти для обеспечения закрепленных полномочий. Во-вторых, необходимо руководствоваться критериями эффективности использования того, или иного ресурса на конкретном уровне власти. Так, природную ренту от нефти и газа целесообразно аккумулировать на федеральном уровне. Именно эта власть способна контролировать финансовые потоки при экспортных сделках. Но плату за землю рациональнее мобилизовать в муниципальных бюджетах, поскольку только органы местного самоуправления могут эффективно контролировать эти платежи.
Ресурсы территории можно условно разделить на потенциальные и реализованные. Последние в основном выражаются в финансовых ресурсах.
Сбор ряда налогов наиболее
эффективен именно на местном уровне.
В этих условиях снижаются затраты,
связанные с аккумулированием налогов,
уменьшаются возможности
В настоящее время общепризнанно, что определенный круг бюджетных расходов наиболее целесообразно осуществлять на муниципальном уровне. К таким расходам относятся: расходы, предназначенные для улучшения материального положения конкретных людей; расходы, связанные с удовлетворением совместных потребностей групп людей, проживающих на определенной территории; капитальные вложения в развитие местной инфраструктуры.
Первую группу составляют средства, выделяемые в соответствии с действующим законодательством в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионерам и другим категориям граждан. Наиболее обоснованное использование этих средств возможно лишь при их сугубо адресном распределении.
Ко второй группе относятся расходы по развитию сети образования и здравоохранения, благоустройству территории, охране окружающей среды. Осуществление этих расходов на местном уровне позволяет учесть интересы населения и одновременно оптимизировать затраты путем рациональной концентрации предоставляемых услуг, в частности, с использованием нормативов затрат, учитывающих местные условия.
В настоящее время из местных бюджетов финансируется 100% расходов на среднее образование и 85% — на здравоохранение.
Третью группу затрат составляют дорожное строительство и развитие средств связи. Осуществление этих расходов на местном уровне позволяет решать наиболее острые проблемы жизнеобеспечения населенных пунктов.
В последнее десятилетие
наблюдались как периоды
В 1990 г. доля консолидированных доходов субъектов Федерации в доходах консолидированного бюджета РФ составляла 41%; в 1993 г. — 58%; в 1998 г. — 54%; а в 2002 г. вернулась к уровню 41%. В Канаде, США и Германии этот показатель составляет от 50 до 58%, а в развивающихся странах — Бразилии, Мексике, Индии — колеблется от 25 до 33%.
Избыточная централизация финансовых ресурсов на верхних уровнях управления лишает местные власти стимулов к эффективному использованию средств и к наращиванию налогового потенциала. Однако излишняя децентрализация ресурсов не позволяет федеральным властям проводить активную региональную политику и закрепляет репрессивность недостаточно развитых регионов.
Обоснованное сочетание
полномочий высших уровней власти и
местного самоуправления определяется
текущей экономической
Избыточная концентрация ресурсов на федеральном уровне является следствием сырьевой направленности экспорта в сочетании с депрессивным состоянием импортозамещающих отраслей. В таких условиях основные финансовые ресурсы концентрируются в федеральном бюджете.
Таким образом, преодоление кризисных явлений в экономике и выход на траекторию интенсивного развития резко увеличивает возможности расширения финансовых полномочий местных органов власти.
Улучшение материального положения людей повышает их требования к таким сторонам качества жизни, как благоустройство городов и поселков, качество дорог, освещение улиц, состояние подъездов. Это также приводит к увеличению роли местных финансов — источников обеспечения хороших условий проживания и состояния окружающей среды.
Особенностью развития производительных
сил на современном этапе является
быстрый рост малых и средних
предприятий. Такие предприятия
способны эффективно использовать современные
технологии, применять достижения научно-технического
прогресса. Они обладают мобильностью
и быстро приспосабливаются к
рыночным условиям. Малые и средние
предприятия рационально
Таким образом, основные тенденции
развития современной экономики
предопределяют повышение значения
муниципальных образований, как
в аккумулировании финансовых ресурсов,
так и в осуществлении
Укрепление муниципальных финансов помимо экономических задач призвано решить важную социально-политическую задачу — развивать демократические начала в жизни общества, способствовать самоорганизации населения и росту его активности в обеспечении своих интересов.
Усиление роли финансов местного самоуправления в финансовой системе страны носит объективный характер. Однако развитие этого процесса связано с решением целого ряда политических и экономических проблем. Главные из них — разработка критериев определения полномочий местных органов власти и закрепление за ними соответствующих ресурсов.
При разработке таких критериев следует прежде всего учитывать, что в настоящее время почти 40% всех налогов собирается в 10 субъектах Федерации, на территории которых проживает около 10% населения страны. Поэтому, с одной стороны, расширение полномочий местного самоуправления ограничивается их ресурсной базой, а с другой стороны — упрочение этой базы станет возможным только после выхода экономики страны на устойчивые темпы роста.
Основным критерием, который может быть положен в основу разграничения полномочий между бюджетами различных уровней, является принцип согласования национальных (общефедеральных), региональных и местных интересов.
Исходя из этого критерия основные жизненные интересы людей в развитии инфраструктуры городов и населенных пунктов, здравоохранении, среднем образовании, социальных услугах должны обеспечиваться на уровне муниципалитетов.
Основные направления увеличения собственных доходов муниципальных бюджетов
Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления" в статье 6 определяет, что доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, поступлений от регулирующих доходов, финансовой помощи из бюджета вышестоящего уровня.
Классификация доходов РФ
(в редакции Приказа Минфина РФ
от 14.07.2000 г. № 69н) предусматривает следующие
источники доходов местных
До 1998 г. действовало 23 местных налога и сбора. При введении налога с продаж 16 из них были отменены.
Налоговым кодексом в настоящий момент установлены всего пять местных налогов:
В соответствии с федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления" к доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе:
Однако эти нормы в настоящее время не выполняются. Так, в соответствии с законами о федеральном бюджете в 2001-2002 гг. НДС полностью поступает в этот бюджет и субъекты Федерации не в состоянии выполнять нормативы по этому налогу перед местными бюджетами.
В местные бюджеты в
настоящее время поступают
За местными бюджетами также закреплены региональные налоги:
Общая сумма поступлений в местные бюджеты закрепленных за ними федеральных и региональных налогов не превышает 14%.
Помимо налогов и сборов к доходам местных бюджетов относятся:
Вопросы распределения средств,
поступающих от приватизации, регулируются
указом Президента РФ от 18 сентября 1996
г. № 1368 "О нормативах распределения
средств, поступающих от приватизации".
Однако данный закон не предусматривает
перечисление в местные бюджеты
средств от приватизации предприятий
на аукционах или по конкурсу, а
также при продаже акций
Неналоговые доходы, включая доходы от использования муниципальной собственности и ее продажи, не превышают ныне 5% совокупных доходов местных бюджетов.