Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:19, курсовая работа
Целью данной работы является углубленное изучение государственного бюджета, его функций, а так же рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь. Задачами данной работы является:
1) изучить содержание понятия «государственный бюджет»;
2) определить функции государственного бюджета, его структуру;
3) оценить роль государственного бюджета Республики Беларусь в развитии экономики, выявить пути совершенствования бюджетной политики, позволяющей эффективно воздействовать на экономическую активность, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность государственного бюджета…...…………………...…………...……..5
1.1 Понятие государственного бюджета, его роль и функции………………..…..5
1.2 Бюджетное устройство стран с рыночной экономикой………..…………..….7
2 Структура государственного бюджета………………………………………….11
2.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании….11
2.2Расходы государственного бюджета, их планирование и финансирование...12
2.3 Дефицит госбюджета и основные источники его покрытия……………......14
3 Государственный бюджет Республики ………………………………………...19
3.1 Бюджетная система Республики Беларусь: ее структура и принципы построения ……………………………………………..…………………….……..19
3.2 Динамика расходов и доходов государственного бюджета Республики Беларусь………………………………………………………………………..…....20
3.3 Особенности государственного бюджета Республики Беларусь и пути повышения его качественного уровня на современном этапе……………….….27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...34
В каждой стране структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и других факторов.
США
Организационное устройство государства - федеративное. Федеральный бюджет устроен по принципу “полного” бюджета и состоит из двух частей: собственно правительственного бюджета (федеральных фондов) и доверительных фондов.
Собственно правительственный
бюджет охватывает и финансирует
общенародные программы, которые связаны
с политическими, экономическими и
социальными функциями
Доходная часть бюджета в основном формируется за счёт налогов.
Федеральные фонды составляют около 70 процентов всего федерального бюджета. На них приходится вся сумма бюджетного дефицита.[27,с.86].
Вторая часть федерального бюджета - доверительные фонды, которые носят целевой характер. Их деятельность связана с отдельными видами государственной производственной инфраструктуры (содержание и строительство автодорог, железных дорог, портов, аэропортов, электростанций и др.). Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования, которые охватывают различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.
Фонды социального страхования в частном секторе создаются за счёт взносов работающих и предпринимателей, а для государственных служащих - из взносов самих служащих и федерального правительства.
Объём доверительных фондов систематически возрастает. Эти фонды, как правило, имеют положительное сальдо. За счёт этого остатка дефицит федерального бюджета обычно показывается в заниженном размере [27,с.99].
Великобритания
Государственный бюджет состоит из двух частей: из обычного бюджета и национального фонда займов.
Обычный бюджет предназначен для финансирования текущих затрат государства. Его расходы подразделяются на расходы, ежегодно утверждённые парламентом, и консолидированный фонд постоянных затрат [27,с.54].
К ежегодно утверждённым относят затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, помощь развивающимся странам, на управление.
Расходы консолидированного фонда не рассматриваются парламентом, к ним относят: выплаты по государственному долгу (они передаются в фонд займов и выплачиваются из него), взносы в бюджет и другие фонды ЕЭС, расходы по “цивилизованному листу” (содержание королевы и двора) [26,с.78].
Доходная часть бюджета
в основном формируется за счёт налоговых
поступлений (свыше 90 %). Удельный вес
прямых и косвенных налогов примерно
равный. Обычные бюджеты чаще всего
дефицитны и “покрываются”
Национальный фонда займов представляет собой бюджет капиталовложений. Из него осуществляются платежи по государственному долгу, выдаются долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.
Доходы формируются за счёт следующих поступлений: процентов по долгосрочным кредитам, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии, а также средств, поступивших из обычного бюджета при образовании положительного сальдо.
Франция
Во Франции центральный
бюджет содержит три части: обычный
общий (государственный) бюджет, присоединённые
бюджеты различных
Центральный бюджет подразделяется на два вида операций: на операции окончательного характера - безотзывное финансирование, на которое приходится около 90 % всех бюджетных средств, и взаимного характера - кредиты.
На долю общего бюджета
приходится более 70 % средств центрального
бюджета. Общий бюджет в своей
расходной части делится на функциональный
и институционный (ведомственный).
Первый группирует расходы по их функциям
(содержание административных служб, обслуживание
государственного долга, капиталовложения,
затраты, сопутствующие капитальным
вложениям, трансферты и расходы
подразделяются на текущие и капитальные).
Институционный бюджет группирует расходы
по ведомствам, исполняющим бюджет,
и направляет их на оборону, уплату
процентов и погашение
Основными видами доходов
общего бюджета являются прямые и
косвенные налоги и поступления
от предпринимательской
Присоединённые бюджеты введены для организаций, не имеющих статуса юридического лица, но осуществляющих торгово-промышленную деятельность и обладающих финансовой автономией (бюджеты почты, телеграфа, телефона, национальной типографии, монетного двора и т. д.).
Специальные счета казначейства охватывают различные фонды (инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства).
Центральный бюджет хронически дефицитен, однако значительная часть дефицита приходится на присоединённые бюджеты и специальные счета казначейства [16,с.167].
В разных государствах начало бюджетного года различно. Так, во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии оно совпадает с календарным годом. В Великобритании, Японии, Канаде бюджетный год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта, в Швеции, Норвегии - с 1 июля по 30 июня, в США - с 1 октября по 30 сентября. Это объясняется историческими причинами, традициями, связанными со сроками созыва сессий законодательных органов.
Льготный срок - время, предоставляемое для завершения финансирования отдельных объектов, закрытия финансовых счетов.
Этот период колеблется по
странам от одного до пяти месяцев.
В течение этого времени
2. Структура государственного бюджета
2.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании
Организационное построение бюджетной системы страны непосредственно зависит от формы государственного устройства.
Так, бюджетная система унитарного государства (например, Беларуси) включает только два уровня – республиканский и местный. Поэтому выделяются республиканские и местные бюджеты. В рамках государственной финансовой системы складываются межбюджетные отношения (центр - регион) по поводу формирования и использования финансовых средств, выводится консолидированный бюджет [1,с.342].
Консолидированный бюджет не
подлежит законодательному утверждению
и не является правовым актом. Составление
консолидированного бюджета имеет
исключительно технический
Республиканский бюджет – это баланс доходов и расходов республики как субъекта финансовых отношений. Основным предназначением республиканского бюджета выступает удовлетворение финансовых потребностей центрального правительства. За счет средств республиканского бюджета финансируются общенациональные нужды.
В республиканском бюджете выделяется доходная и расходная часть. Бюджетные доходы понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.
Доходы бюджета - экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.
Форма проявления этих экономических отношений - различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, методы хозяйствования, а также экономические и социальные задачи, решаемые обществом, влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет [5,с.258].
Основным материальным источником
формирования доходов бюджета является
национальный доход. Когда национального
дохода не хватает для покрытия финансовых
нужд, государство привлекает национальное
богатство. Основными методами, используемыми
государством для перераспределения
национального дохода и образования
бюджетных доходов, являются налоги,
займы и эмиссия денег. Соотношение
между ними различно, определяется
экономической ситуацией в
Налоги - главный метод
перераспределения
Налоги, поступающие в
соответствующие бюджеты, называются
закрепленными доходами. Кроме того,
нижестоящему бюджету для покрытия
его расходов из вышестоящего бюджета
могут перечисляться
К доходам бюджета относят государственные займы, к которым государство прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов и выплата по ним процентов осуществляются за счет дополнительных налоговых платежей либо выпускаемых займов.
Третий метод самый
непопулярный: к нему прибегают при
чрезвычайных обстоятельствах, применяя
эмиссию бумажных денег. Начинается
инфляция, которая может привести
к тяжелым социально-
Также к источникам формирования
доходов бюджета относят
2.2 Расходы государственного бюджета, их планирование и финансирование
Так как все общественное
производство можно разделить на
две части, то и расходы государственного
бюджета подразделяются на две части:
одна связана с развитием
Капитальные затраты - это денежные средства, вложенные в основной капитал и прирост запасов. К ним относят капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты [20,с.283].
В соответствии с общественным назначением расходы бюджета подразделяются на несколько наружных групп. Как правило, выделяются группы расходов, направленные на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, внешнеэкономической деятельности, на создание резервных фондов, на расходы по обслуживанию государственного долга и прочие.
Каждая из вышеперечисленных групп расходов делится по ведомственному и целевому признакам.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования, а именно [10,с.285]:
1) принцип получения
Информация о работе Сущность и роль государственного бюджета