Таким образом, покрытие государственного
бюджета требует внутренних и
внешних заимствований, что приводит
к образованию государственного
долга и к необходимости выплат
самого долга и процентов по нему.
3.Государственный
бюджет Республики Беларусь
3.1 Бюджетная система
Республики Беларусь: ее структура
и принцип формирования
Вообще, в разных странах
мира бюджетное устройство отличается
особенностями в зависимости
от государственного устройства, территориально-административного
деления, уровня развития экономики
и других специфических черт конкретного
государства.
Бюджетная система, представляющая собой
основанную на экономических отношениях
и правовых нормах совокупность бюджетов
отдельных административно-территориальных
образований каждого государства,
занимает главное место в бюджетном
устройстве. Бюджетные системы разных
стран отличаются своей структурой,
количеством отдельных видов
бюджетов, ибо во многом зависят
от их государственного устройства и
ее территориального деления.
В настоящее время бюджетная
система Республики Беларусь включает
в себя республиканский бюджет, бюджет
г. Минска и местные бюджеты. Наша
бюджетная система основывается
на принципах единства, самостоятельности
всех бюджетов, их полноты, реальности
и гласности. Принцип единства означает
сосредоточение в госбюджете всех производимых
расходов и получаемых доходов. Государство
должно иметь лишь один бюджет. Это
обеспечивает установление более эффективного
контроля за финансами со стороны
законодательных органов.
Государственный бюджет, являясь основным
финансовым планом государства, главным
средством аккумулирования финансовых
средств, дает политической власти реальную
возможность осуществления властных
полномочий, дает государству реальную
экономическую и политическую власть
[19,с.24].
Как уже отмечалось выше, с обретением
независимости госбюджет Республики
Беларусь получил новое назначение.
Также произошли изменения в
его структуре, содержании доходов
и расходов.
В целом, основные черты бюджета
РБ в переходном периоде характеризуются
следующим образом:
- бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды;
- доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц;
- расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат;
- дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к ВНП, произведенному национальному доходу, что затрудняет управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.
3.2 Динамика расходов
и доходов государственного бюджета
Республики Беларусь
Республика Беларусь - унитарное
государство, бюджетное устройство
которого представлено двумя звеньями
– республиканским и местным
бюджетами.
Сначала рассмотрим структуру
поступлений в бюджет Республики
Беларусь.
Доходы республиканского
бюджета формируются за счет:
- налоговых доходов:
- налогов на доходы и прибыль
- налогов на товары (работы, услуги): налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги и сборы на отдельные виды деятельности, сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств, регистрационные сборы, экологический налог
- налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности: таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины, вывозные таможенные пошлины, прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности, оффшорный сбор
- сборов (пошлин) и других налоговых доходов: отчисления в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления в инновационные фонды, государственная пошлина, иные налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы.
2. неналоговых
доходов:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности: проценты за пользование денежными средствами бюджетов, дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале
- доходов от осуществления приносящей доходы деятельности: доходы от сдачи в аренду земельных участков, доходы от сдачи в аренду иного имущества, административные платежи, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности, компенсации расходов государства, доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности
- штрафы, удержания: удержания из заработной платы осужденных
- прочие неналоговые доходы: возмещение потерь, вреда: возмещение потерь, вреда
3. Безвозмездные поступления:
субвенции на финансирование
мероприятий по развитию национальных
парков и Березинского биосферного
заповедника из государственных
целевых бюджетных местных фондов
охраны природы.
Также в республиканский
бюджет входят средства государственных
целевых бюджетных фондов, а именно:
республиканского фонда поддержки
производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки, республиканского фонда охраны
природы, фонда национального развития,
фонда организации сбора (заготовки)
и использования отходов в
качестве вторичного сырья, фонда универсального
обслуживания (резерва универсального
обслуживания), а также инновационных
фондов, образуемых республиканскими
органами государственного управления,
иными государственными организациями,
подчиненными Правительству Республики
Беларусь, Белорусским республиканским
союзом потребительских обществ, Национальной
академией наук Беларуси.
Местные бюджеты включают
в себя средства государственных
целевых бюджетных фондов: инновационных
фондов, образуемых областными и Минским
городским исполнительными комитетами,
и местных фондов охраны природы.
Теперь перейдем к рассмотрению
структуры расходов консолидированного
бюджета Беларуси.
Основными элементами данной
классификации в Республике Беларусь
являются:
1.общегосудартвенные расходы,
включающие расходы на:
- государственные органы общего назначения, которые в свою очередь включают расходы на государственные органы, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь, представительный и законодательный орган Республики Беларусь, органы государственного управления и другие органы исполнительной власти общего назначения, финансовые и налоговые органы, органы государственной статистики, государственные архивы, иные государственные органы и организации;
- международную деятельность: открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом, международное сотрудничество, международные культурные и информационные связи, аппараты уставных органов межгосударственной интеграции, отчисления в бюджет Союзного государства, международное научно-техническое сотрудничество и прочие вопросы, связанные с международной деятельностью;
- обеспечение проведения выборов и референдумов;
- обслуживание государственного долга Республики Беларусь, включающее обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга;
- государственный материальный резерв;
- фундаментальные научные исследования;
- прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области общегосударственной деятельности;
- резервные фонды: резервный фонд Президента Республики Беларусь, финансовая помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, фонд финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами;
- другая общегосударственная деятельность: расходы администраций свободных экономических зон, бюджетные ссуды, кредиты, займы, иные общегосударственные вопросы (государственная инвестиционная программа, возмещение юридическим лицам процентов за пользование банковскими кредитами, выданными на инвестиционные проекты на условиях конкурсного размещения, возмещение юридическим лицам 50 процентов от суммы процентных платежей по внешним государственным займам (кредитам));
- межбюджетные трансферты (трансферты бюджетам других уровней);
2.расходы на национальную
оборону состоят из расходов
на оборону и Вооруженные Силы
Республики Беларусь, обеспечение
мобилизационной подготовки и
мобилизации, а также других
вопросов, связанных с национальной
обороной;
3.расходы на судебную
власть, правоохранительную деятельность
и обеспечение безопасности, включающие
расходы на органы внутренних
дел, органы прокуратуры, органы
пограничной службы, органы и
организации уголовно-исполнительной
системы, органы государственной
безопасности, государственные нотариальные
конторы, органы судебной власти,
таможенные органы, органы и подразделения
по чрезвычайным ситуациям, предупреждение
и ликвидацию последствий чрезвычайных
ситуаций, прикладные научные исследования
в области правоохранительной
деятельности и обеспечения безопасности,
другие вопросы в области правоохранительной
деятельности и обеспечения безопасности;
4.расходы на национальную
экономику включают следующие
статьи расходов:
- общие экономические вопросы: регулирование экономической деятельности и развитие предпринимательской деятельности;
- сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность: финансируемые из бюджета сельскохозяйственные организации, развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий, Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, прочие вопросы в области сельского хозяйства;
- лесное хозяйство включает ведение лесного хозяйства, прочие вопросы, связанные с лесным хозяйством;
- промышленность, строительство и архитектура включает расходы на промышленность, строительство и архитектуру, прочие вопросы в области промышленности, строительства и архитектуры;
- транспорт автомобильный, водный, железнодорожный, воздушный и иные виды;
- дорожное хозяйство;
- связь включает в себя фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания), а также прочие вопросы в области связи;
- топливо и энергетика;
- прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой;
- другая деятельность в области национальной экономики: гидрометеорология, имущественные отношения, картография и геодезия, торговля, туризм, прочие отрасли национальной экономики.
5.расходы по охране
окружающей среды включают расходы
на:
- природоохранную деятельность;
- охрану природной среды: охрану растительного и животного мира, мониторинг окружающей среды, фонды охраны природы, охрану земель;
- прикладные научные исследования, научно-технические программы в области охраны окружающей среды;
- другую деятельность в области охраны окружающей среды: фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, прочие вопросы в области окружающей среды.
6.жилищно-коммунальные услуги
и жилищное строительство включают
расходование на:
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- благоустройство населенных пунктов;
- прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных услуг;
- другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг.
7. расходы здравоохранения
включают:
- медицинскую помощь населению;
- санитарно-эпидемиологический надзор;
- прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения;
- другие вопросы в области здравоохранения.
8. категория расходов
на физическую культуру, спорт,
культуру и средства массовой
информации включает расходы
на:
- физическая культура и спорт;
- культура и искусство, кинематография;
- средства массовой информации: телевидение и радиовещание, периодическая печать и издательства, прочие вопросы в области средств массовой информации;
- прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации;
- вопросы религии и другие вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации.