Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:19, курсовая работа
Целью данной работы является углубленное изучение государственного бюджета, его функций, а так же рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь. Задачами данной работы является:
1) изучить содержание понятия «государственный бюджет»;
2) определить функции государственного бюджета, его структуру;
3) оценить роль государственного бюджета Республики Беларусь в развитии экономики, выявить пути совершенствования бюджетной политики, позволяющей эффективно воздействовать на экономическую активность, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность государственного бюджета…...…………………...…………...……..5
1.1 Понятие государственного бюджета, его роль и функции………………..…..5
1.2 Бюджетное устройство стран с рыночной экономикой………..…………..….7
2 Структура государственного бюджета………………………………………….11
2.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании….11
2.2Расходы государственного бюджета, их планирование и финансирование...12
2.3 Дефицит госбюджета и основные источники его покрытия……………......14
3 Государственный бюджет Республики ………………………………………...19
3.1 Бюджетная система Республики Беларусь: ее структура и принципы построения ……………………………………………..…………………….……..19
3.2 Динамика расходов и доходов государственного бюджета Республики Беларусь………………………………………………………………………..…....20
3.3 Особенности государственного бюджета Республики Беларусь и пути повышения его качественного уровня на современном этапе……………….….27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...34
9. расходы на образование
включают расходы на все
10.расходы на социальную политику включают расходы на:
Приоритетными направлениями государственного финансирования являются социальная политика и национальная экономика.
Если проанализировать структуру доходов и расходов за период с 2000 по 2009 год, можно отметить, что только в 2004, 2006, 2007 и 2008 годах государственный бюджет был сведен с профицитом, в остальные годы бюджет был дефицитным [Приложение А].
Если рассмотреть исполнение бюджета на 2010 год, то можно отметить, что в январе-июне 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 22,1 трлн. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-июне 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, – на 1,5%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в январе-июне 2009 года до 31,8% в январе-июне текущего года.
Основными доходными источниками
остаются налог на добавленную стоимость,
доходы от внешнеэкономической
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,2%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 13,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности [табл. 1].
Таблица 1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
за январь-июнь 2009-2010 гг., %
Показатели |
2009 год |
2010 год |
1. Налоговые доходы - всего |
90,3 |
91,5 |
в том числе: |
||
|
21,6 |
23,4 |
в т.ч. - подоходный налог |
10,3 |
10,4 |
|
3,8 |
3,8 |
|
44,9 |
45,5 |
в т.ч. - НДС |
27,4 |
31,8 |
- акцизы |
7,7 |
8,8 |
|
15,1 |
13,3 |
2. Неналоговые доходы |
9,7 |
8,3 |
3. Безвозмездные поступления |
0,2 | |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2010 года профинансированы в сумме 24,3 трлн. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 3,6%.
Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 22,3%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 16%), «Здравоохранение» - 7,1%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 10,7%.
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За шесть месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-июне 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 1,4 процентных пункта.
В расходах консолидированного бюджета
за январь-июнь 2010 года в разрезе
экономической классификации
Удельный вес средств
В январе-июне 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,2 трлн. рублей, или 3,2% к ВВП (в январе-июне 2009 года дефицит составлял 1,6 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП).
Расходы консолидированного
бюджета в январе-июне текущего года
сложились на 46,6% из расходов республиканского
бюджета и 53,4% - расходов местных
бюджетов. Удельный вес доходов республиканского
бюджета в доходах
Доходы республиканского бюджета составили 13,8 трлн. руб., или 99,2% (в реальном выражении) к уровню января-июня 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 15,5 трлн. руб., что на 8,1% больше, чем в январе-июне 2009 года.
Более трети (36,3%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-июнем 2009 года его объем увеличился на 22,1% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-июне 2010 года увеличился на 17%, составив 10,6% всех доходов республиканского бюджета. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности сократились на 10,8%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 21,3%.
В январе-июне текущего года финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-июня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 16% по сравнению с январем-июнем прошлого года.
В январе-июне 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 1,7 трлн. рублей, или 2,1% ВВП.
В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
3.3 Особенности государственного
бюджета Республики Беларусь
и пути повышения его
На современном этапе важную роль в экономическом и социальном развитии Республики Беларусь играют территориальные органы власти. Таким образом, повышение самостоятельности местных бюджетов является приоритетным направлением, которое требует детального рассмотрения.
В Беларуси все местные
бюджеты сбалансированы, что достигается
посредством действующего в настоящее
время механизма формирования доходов
местных бюджетов. Ежегодно законом
о бюджете утверждается перечень
доходов, полностью зачисляемых
в бюджеты регионов (закрепленных
доходов), дифференцированные нормативы
отчислений в местные бюджеты
от республиканских доходов и
налогов (регулирующих доходов), размеры
финансовой помощи в виде целевых
поступлений — субсидий и субвенций.
Кроме того, утверждаются объемы дотаций
из фонда финансовой поддержки административно-
В такой ситуации местным органам управления достаточно сложно изыскивать дополнительные доходы в необходимом объеме. Для привлечения дополнительных доходов местные Советы используют предоставленное им право увеличивать ставки по закрепленным налогам: на недвижимость, на землю, за пользование природными ресурсами. Однако не все в полной мере используют это право. Кроме того, они предоставляют отдельным плательщикам льготы. В итоге эти взаимоисключающие меры существенного прироста доходов не дают. В такой ситуации рациональным решением может быть ориентация на зарубежный опыт, на разнообразие систем межбюджетных отношений.
В виду того, что доходы республики растут медленнее, чем расходы, то необходимо совершенствовать структуру и доходной части бюджета, и расходной.
Важное значение для социальной сферы имеет изыскание дополнительных (внебюджетных) источников финансирования, в первую очередь, расширение платных услуг, которые оказывают учреждения и организации. Например, в сфере образования широко распространено репетиторство. Но средства от него идут репетиторам-частникам, минуя учреждения. Правительству следует продумать механизм, как легализовать эти средства.
Формирование доходной части бюджета прямо зависит от результатов деятельности предприятий и организаций. И государство заинтересовано в повышении эффективности предприятий, повышении конкурентоспособности продукции. Снижение ставок налогообложения позволяет сохранять у себя часть средств, которые могут быть инвестированы в развитие производства.
Весьма сложной представляется система по взиманию налогов на добавленную стоимость, на прибыль, экологического и подоходного налогов, госпошлины, арендной платы за землю. Не первый год ведется работа по снижению налогового бремени. Некоторые виды налогов будут отменены с 1 января 2011 года. Запланирована отмена местного сбора на развитие территорий. В настоящее время он составляет 3%. Будут исключены из состава экологического налога отдельные виды платежей, отменены авансовые платежи по НДС. Ожидается отмена и других видов платежей [15].
Перед налоговыми органами поставлена задача по упрощению системы налогообложения, снижению налоговой нагрузки, объединению платежей, имеющих сходные налоговые базы, оптимизации размеров налоговых ставок и конкретизации условий исчисления налогов. Все это будет способствовать повышению рейтинга страны, который определяет Всемирный банк в ежегодном отчете по ведению бизнеса.
В 2011 году в Беларуси будет расширен перечень видов деятельности индивидуальных предпринимателей, по которым будет уплачиваться единый налог. Также предлагается снизить с 10% до 8% налоговую ставку, установленную для доплаты единого налога в зависимости от выручки.
С вступлением Беларуси в Таможенный союз, серьезных изменений для субъектов хозяйствования в налогообложении не предвидится.
В первом полугодии 2010 года увеличение ставки НДС с 18% до 20% практически не повлекло увеличения налоговой нагрузки на предприятия.
В проекте бюджета на 2011
год предусматривается
1) налога на прибыль,
уплачиваемого организациями,
Информация о работе Сущность и роль государственного бюджета