Валовой доход и пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Валовой доход — общая сумма дохода предприятия от всех видов деятельности в денежной, материальной или нематериальной формах.
Несомненно, выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день и представляет научный и практический интерес, так как развитие, функционирование всей организации в целом и отдельных ее элементов зависит от того, насколько правильно на предприятии формируется и используется валовой доход.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Валовой доход, экономическая сущность и значение………………. 4
1.1.Валовой доход предприятия и особенности его формирования……….…..4
1.2.Факторы, влияющие на валовой доход……………………………………...8
1.3.Способы расчета валового дохода торгового предприятия………………10
Глава 2. Исследования валового дохода на примере ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»……………………………………………………………………..13
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» ……………………………………………………….13
2.2. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового
предприятия ……………………………………………………………………16
2.3. Факторный анализ валового дохода……………………………………….19
ГЛАВА 3. Планирование валового дохода, пути и резервы его роста……...22
3.1. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»……………………………………………………………………..22
3.2. Планирование валового дохода ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» с использованием экономико-математического метода…………………….…..23
3.3. Основные пути и резервы увеличения дохода на торговом предприятии…………………………………………………………………..…30
Выводы и предложения………………………….……………………….….…34
Список литературы…………………………………………………………..….36
Приложения………………………………………………………………….…..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Нуднер СПБД 202.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

На первом этапе анализа необходимо определить тесноту связи между показателем валового дохода и влияющими на него факторами. Для этого мы находим коэффициенты корреляции между результативными и факторными показателями, и заносим их в таблицу 10.

Таблица 10. - Корреляционная связь между ВД и влияющими на него факторами

Факторы

 

Y

Валовой доход, руб.

Y

1

Время, кв.

X1

0,8221

Товарооборот, руб.

X2

0,9967

Товарные запасы, руб.

X3

0,3714

Среднесписочная численность, чел.

X4

0,7537

Торговая площадь, м2

X5

0,5965


        Данные таблицы 10 позволяют сделать вывод, что практически все значения  коэффициентов корреляции (кроме товарных запасов) между валовым доходом и факторами, на него влияющими, достаточно велики (более 0,5). Наиболее высокие значения коэффициентов наблюдаются между валовым доходом (Y) и товарооборотом (X2), валовым доходом (Y) и фактором времени (X1), а также между валовым доходом (Y) и среднесписочной численностью работников ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ». Отсюда следует, что наибольшее влияние на валовой доход оказывает фактор товарооборота (значение коэффициента корреляции в данном случае максимально приближено к единице и равно 0,9967). Несколько ниже коэффициенты корреляции между валовым доходом и факторами времени и среднесписочной численности персонала предприятия (соответственно 0,8221 и 0,7537). Данные, полученные в ходе первого этапа корреляционного анализа, свидетельствуют о том, что практически все факторы выбраны верно. Их влияние на валовой доход достаточно велико. На втором этапе корреляционного анализа рассматриваются и анализируются зависимости валового дохода и представленных факторов с помощью графиков, исходя из данных которых выбираются наиболее существенные связи величин. Из представленных ниже графиков зависимостей между рассматриваемыми факторами (рисунок 7, 8, 9), можно определить следующее: графические изображения зависимостей валового дохода от представленных факторов подтверждают результаты первого этапа корреляционного анализа о достаточно существенной тесноте связи, а, следовательно, и сильном влиянии товарооборота, фактора времени и численности предприятия на валовой доход, а также о менее показательном влиянии двух других факторов - товарных запасов и площади торговых залов [1].

    Рисунок 7 - График зависимости валового дохода от товарооборота

Из графика, представленного на рисунке 7, следует, что товарооборот - наиболее значимый фактор, от которого зависит валовой доход. Наблюдается сильная линейная зависимость между валовым доходом и товарооборотом. Все значения товарооборота подчиняются общей тенденции. Следует отметить, что нелинейной (квадратичной) зависимости между данными величинами не наблюдается. Как отмечалось выше, существенна также зависимость между валовым доходом и численностью, хотя её влияние не всегда однозначно. По рисунку 7 можно проследить, как в отдельных случаях наблюдается снижение величины валового дохода при неизменной или увеличивающейся численности персонала предприятия. Это можно объяснить тем, что данные значения приходятся на периоды сезонных отпусков.

Рисунок 8- График зависимости валового дохода от среднесписочной численности

Что касается влияния  фактора времени на валовой доход, оно достаточно велико, но неоднозначно. Это объясняется влиянием инфляции на все величины, выраженные в денежных единицах, в том числе и на валовой доход. Снижение реальной стоимость денежных единиц вызывает увеличение их количества. В такой ситуации увеличение валового дохода в динамике неизбежно.

Рисунок 9 - График зависимости валового дохода от времени

Самая слабая линейная зависимость  между валовым доходом и величиной  товарных запасов, а также между  валовым доходом и торговой площадью. Проследить какую-либо тенденцию зависимостей между этими показателями достаточно сложно, поэтому график зависимостей этих величин не отражает какой-либо тенденции и в данной работе не представлен. На следующем этапе корреляционного анализа проводится прогнозирование величины валового дохода в зависимости от влияния на него определённых факторов.  Прогнозирование проводится с помощью математической модели, которая может быть как однофакторной, если прогноз будет рассчитан с помощью одного фактора, или многофакторной, в которую может быть включено различное количество факторов, в зависимости от значимости влияния каждого на прогнозную величину валового дохода. из большого числа составленных и проанализированных моделей выбраны те, с помощью которых будут получены наиболее объективные прогнозные значения валового дохода[11].

Выбор модели осуществляется с учетом следующих критериев:

  • на основе проведенного анализа;
  • с помощью графика зависимости прогнозируемой величины от ряда факторов;
  • с учетом множественного коэффициента корреляции.

Сначала нами будет представлена модель прогнозирования величины валового дохода в зависимости от влияния одного фактора – товарооборота. Данные, полученные в ходе первых двух этапов анализа (коэффициент корреляции равен 0,9967, теснота связи, представленная на графике достаточно плотная), позволяют предположить, что прогноз на основе этой модели будет достаточно точным.

          Рисунок 10 - Фактические и прогнозные значения валового дохода по однофакторной модели.


Исследование  показало, что отклонение прогноза от реальных данных незначительное. Однофакторная модель, полученная в ходе корреляционно-регрессионного анализа, выглядит следующим образом:

Y = 88546,69 + 0,201703*X2

Коэффициент корреляции в данном случае составит 0,9967, что  говорит о высокой степени  достоверности прогноза.

Наиболее точной является многофакторная модель, в  которую включены все выбранные  для анализа факторы. Множественный  коэффициент корреляции в данном случае равен 0,99878. Он свидетельствует  о тесной связи между валовым  доходом и представленными факторами. Кроме того, график, представленный на рисунке 11, показывает, что значения валового дохода, определенные с помощью данной модели максимально приближены к фактическим значениям за 2005 – 2007 г., следовательно, последующее экстраполирование существующих зависимостей между валовым доходом и остальными факторами на 2007 год должно дать достаточно достоверный прогноз.

          Рисунок 11 - Отклонение прогнозных значений валового дохода от фактических достигнутых в 2005 – 2007 гг.

Многофакторная  модель выглядит следующим образом:

Y = - 244,74*X12 + 56546,92*X1 + 0.178*X2 + 0,421*X3 + 952,78*X44 – 66328,92*X43 – 
- 1717828,48X42 – 19610005,5*X4 + 4,36*X53 – 3545,48*X52 + 943591,96*X5 +  
+ 711968,35

Подводя итог произведенным расчетам плановой величины  валового дохода, следует отметить, что суммы, полученные в ходе корреляционно-регрессионного анализа  с помощью различных моделей планирования  не совпадают. Максимально достоверный и объективный прогноз дает пятифакторная модель, которая учитывает влияние всех значимых факторов.

Кроме того, плановые значения валового дохода могут быть определены различными методами. Плановые суммы при этих расчётах не всегда совпадают, но достаточно могут быть близки друг к другу. Это говорит о том, что каждый метод имеет свою специфику и технологию проведения, кроме того, факторы, которые учитывает один метод, могут быть не учтены при использовании другого метода. Поэтому для более объективного результата планирования величин на будущие периоды целесообразно использовать параллельно несколько методов для сравнения их результатов и выбора оптимального прогнозного значения.

3.3. Основные пути и резервы увеличении валового дохода предприятия.

Под путями понимаются возможности повышения эффективности деятельности предприятия на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.

Учитывая, что  наибольшее влияние на сумму валового дохода оказывают такие факторы, как объем реализации товаров, уровень  цены закупки товаров и уровень цены реализации товаров, в разрезе этих основных факторов на предприятиях торговли и осуществляется поиск резервов повышения доходов от торговой деятельности, обеспечивающих достижение их плановых показателей.

Основными путями и резервами повышения доходов за счет снижения уровня цен закупки товаров являются:

а) сокращение числа  посредников при закупке товаров, не требующих длительного периода хранения и оптовой подсортировки. Наиболее низкий уровень цены может быть обеспечен при закупке товаров у непосредственных производителей;

б) использование  всей системы ценовых скидок в  процессе "уторговывания" партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество или сумму закупаемых товаров, а также скидок постоянным партнерам;

в) закупка отдельных товаров за рубежом в периоды благоприятных соотношений курсов национальной и иностранных валют (снижении курсов иностранных валют);

г) осуществление  товарообменных (бартерных) операций при  благоприятном соотношении уровней  цен на обмениваемые товары на различных региональных рынках;

д) закупка партий товаров на сезонных и предпраздничных  их распродажах по существенно сниженным  ценам. Это мероприятие может  осуществляться в увязке с возможностями и стоимостью хранения таких товаров и лишь при гарантии последующей быстрой их реализации.

Основными путями и резервами повышения доходов за счет увеличения объема реализации товаров являются:

а)осуществление эффективной маркетинговой политики на предприятии;

б) диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплексность покупок;

в) предоставление потребительского кредита при реализации дорогостоящих товаров;

г) интенсификация рекламной и информационной деятельности торгового предприятия.

Основными путями повышения доходов за счет увеличения уровня цен реализации товаров являются:

а) эффективное  осуществление разработанной ценовой  политики предприятия на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях;

б) использование  благоприятной торговой конъюнктуры  на отдельных этапах планового периода, особенно при реализации сезонных товаров;

в) повышение  уровня торгового обслуживания с  соответствующим повышением уровня цен на отдельные товары.

Ценовая политика является не только одной из главных  составляющих системы управления доходами торгового предприятия, но и важнейшим  механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития.

Исследуемое торговое предприятие в настоящее время применяется метод ориентации на спрос. При этом подходе цена рассматривается с точки зрения рынка товара (то есть это цена, которую рынок готов заплатить). Она устанавливается в зависимости от спроса, наличия взаимозаменяемых вариантов и цен, назначаемых конкурентами. Подобный подход позволяет продавцам реагировать на экономическую обстановку и максимизировать продажи. Однако он также может привести к продаже в убыток.

Исходя из уровня торговой надбавки (в % к товарообороту) и оборачиваемости товарных запасов по различным товарным группам, можно определить какой вклад вносит данная товарная группа в рентабельность торгового предприятия. Это представлено в таблице 11.

Таблица 11 - Валовой доход ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» на инвестированный капитал по реализации некоторых товарных групп

           Можно сделать вывод, что наибольший доход на вложенный капитал обеспечивают такие товарные группы, как хлеб и хлебобулочные изделия, кулинария, слабоалкогольные напитки и молочные товары, а наименьший сопутствующие товары и бакалея. Возможно, следовало бы увеличить уровень торговой надбавки этих товарных групп. Тогда, при плановом товарообороте, рассчитанном на 2008 год валовой доход возрастет на             477 402,09 руб. на ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ». Это отражено в таблице 12.

Таблица 12. - Возможный рост валового дохода ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» за счет изменения торговой надбавки

Группа товаров

Увд.баз, %

Увд.план, %

Отклонение, п.п.

ТО план, руб.

Изменение ВД, руб.

бакалея

20,70

23,00

2,30

7 795 478,54 

179 296,01 

сопутств. товары

21,90

24,50

2,60

11 465 618,69 

298 106,09 

Итого

 

477 402,09 

Информация о работе Валовой доход и пути его увеличения