Валовой доход и пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Валовой доход — общая сумма дохода предприятия от всех видов деятельности в денежной, материальной или нематериальной формах.
Несомненно, выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день и представляет научный и практический интерес, так как развитие, функционирование всей организации в целом и отдельных ее элементов зависит от того, насколько правильно на предприятии формируется и используется валовой доход.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Валовой доход, экономическая сущность и значение………………. 4
1.1.Валовой доход предприятия и особенности его формирования……….…..4
1.2.Факторы, влияющие на валовой доход……………………………………...8
1.3.Способы расчета валового дохода торгового предприятия………………10
Глава 2. Исследования валового дохода на примере ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»……………………………………………………………………..13
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» ……………………………………………………….13
2.2. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового
предприятия ……………………………………………………………………16
2.3. Факторный анализ валового дохода……………………………………….19
ГЛАВА 3. Планирование валового дохода, пути и резервы его роста……...22
3.1. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»……………………………………………………………………..22
3.2. Планирование валового дохода ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» с использованием экономико-математического метода…………………….…..23
3.3. Основные пути и резервы увеличения дохода на торговом предприятии…………………………………………………………………..…30
Выводы и предложения………………………….……………………….….…34
Список литературы…………………………………………………………..….36
Приложения………………………………………………………………….…..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Нуднер СПБД 202.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

 

Информация  о структуре валового дохода представлена в таблице 4 (Приложение 2). Наибольшую долю в объеме валового дохода занимают такие товарные группы, как сопутствующие товары (порядка 30 %), бакалея (14-16 %), кондитерские изделия (10-13 %), а также слабоалкогольные безалкогольные напитки. Наименьшую долю занимают хлеб и хлебобулочные изделия (2,5-3,5 %) и кулинария (менее 1 %). На протяжении трех лет структура валового дохода не изменялась значительно, только были введены в ассортимент винно-водочные изделия, доля которых в магазине Б. к концу 2007 года достигла 15,35 %, из-за чего заметно сократились доли сопутствующих товаров и бакалеи ( с 30,94 % в 2005 г. до 22,59 % в 2007 г. и с 19,14% в 2005 г. до 10,58 % в 2007 г. соответственно). Также периодически появлялась и исчезала такая товарная группа как кулинария.

 

 

         Рисунок 6 - Динамика структуры валового дохода Б.

 

Так как абсолютные сумму не могут в полной мере отразить изменение валового дохода, после  их изучения анализируется уровень  валового дохода и его динамика. Данные о характере изменения  уровня валового дохода ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» представлены в таблице 5 (Приложение 3).    

Уровень валового дохода Б. колебался в пределах от 19,00 % до 24,23 %, а В. – от 20,00 % до 24,54 %. Это максимальные и минимальные значения.

Таким образом, уровень валового дохода дает представление о том, как соотносятся между собой показатели валового дохода и товарооборота. Именно уровень валового дохода, а не абсолютная сумма, позволяет более объективно выявить и проследить определенные тенденции в развитии валового дохода, определить, какие изменения происходили в его структуре, носили ли они закономерный характер или случайный.

Источником данных о доходоемкости различных товарных групп также является таблица 5 (Приложение 3). Очевидно, что наиболее доходоемкими в целом являются такие товарные группы как вино-водочные изделия, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские изделия и сопутствующие товары. Кроме того, эти группы товаров занимают немалую долю в структуре товарооборота.

Наименее доходоемкими товарными группами являются молочные товары и хлеб и хлебобулочные изделия. Средний уровень торговой надбавки в % к товарообороту составляет на Б. 22,74 %, 22,09 % и 21,55 % с 2005 по 2007 год соответственно. Уровень валового дохода колеблется в динамике. Это связано с тем, что в одну товарную группу входит множество товаров с различными торговыми надбавками, и общий уровень валового дохода зависит от соотношения объемов продаж различных товарных групп с разными надбавками. Кроме того, только в конце 2006 года в ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» вышло распоряжение по предприятию, централизованно устанавливающее размеры торговых надбавок (в %  к закупочной цене) по товарным группам.

Разница в уровне валового дохода в динамике порой  составляет более 10 процентных пунктов, например, по вино-водочным изделиям во II кв. 2006 года этот показатель составлял 17,56 %, а в IV квартале того же года – уже 28,18 %. Подобное колебание можно наблюдать практически по всем товарным группам в течение 2005 – 2006 гг. В 2007 году эта разница редко когда составляет 2 процентных пункта. Это связано с вышеупомянутым централизованным регулированием уровня торговой надбавки.

2.3. Факторный анализ  валового дохода.

Важным этапом анализа  валового дохода является факторный  анализ, предполагающий изучение и  измерение влияния факторов на величину валового дохода. Без глубокого всестороннего анализа факторов невозможно сделать обоснованные выводы о результатах деятельности торгового предприятия, выявить резервы, обосновать планы и принимать верные управленческие решения[10].

Количественная оценка влияния основных факторов на валовой доход ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» будет представлена ниже. При этом будут проанализированы годовые данные за период с 2005 по 2007 год.

Валовой доход  Б. в 2007 году (в сопоставимых ценах) возрос по сравнению с 2006 годам на 646 831,22 руб. или на 41,55 %, и по сравнению с 2005 годом – на 597 775,91 руб., что составило 37,23 %. Снизился средний уровень валового дохода в 2007 г. по сравнению с 2006 и 2005 гг. соответственно на 2,44 % (0,54 процентных пункта) и на 5,25 % (1,19 п.п.). Величина валового дохода находится в прямой зависимости от изменения объема товарооборота и среднего уровня валового дохода. Влияние изменения объема продаж на сумму валового дохода рассчитывается как произведение размера отклонения товарооборота в отчетном периоде от товарооборота в базисном периоде на базисный уровень валового дохода.

  (ТОотч – ТОбаз)*Увдбаз/100%                                                                          (9)

В том числе, можно рассчитать изменение валового дохода за счет изменения цен как произведение разницы в объеме товарооборота в отчетном периоде в фактических ценах и сопоставимых на уровень валового дохода в базисном периоде.

(ТОотч - ТОотч. сопост)*Увдбаз/100%                                                                 (10)

Влияние среднего уровня на сумму валового дохода рассчитывается как произведение разницы в плановом и фактическом уровнях валового дохода на фактический (ожидаемый) объем реализации, деленное на 100%.

(Увдотч - Увдбаз)*ТОотч/100%                                                                          (11)

Результаты анализа представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Влияние изменения товарооборота и уровня валового дохода на величину валового дохода Б.

Факторы

2006 г.

2007 г.

по сравнению  с 2005 г.

по сравнению  с 2006 г.

по сравнению  с 2005 г.

Изменение V ТО

+295 158,45

+1 236 715,05

+1 568 510,39

в т.ч. за счет изменения цен

+298 101,05

+824 343,88

+848 764,54

Изменение среднего УВД

-54 689,68

-75 162,41

-166 488,98

Итого

+240 468,77

+1 161 552,64

+1 402 021,41


  В связи с увеличением объема товарооборота сумма валового дохода Б. возросла в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1 236 715,05 руб. и по сравнению с 2005 годом на 1 568 510,39 руб. Если бы не было повышения розничных цен, то валовой доход вырос бы за счет этого фактора по сравнению с 2006 годом только на 412 371,17 руб. (1 236 715,05 – 824 343,88) и по сравнению с 2005 годом – на 719745,85 руб. (1 568 510,39 – 848764,54). Снижение среднего уровня валового дохода уменьшило сумму реализованных торговых надбавок в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 75 162,41 руб. и по сравнению с 2005 г. – на 116448,98 руб. Значительное влияние на валовой доход оказывает изменение структуры товарооборота. Влияние этого фактора на уровень валового дохода определятся способом процентных чисел с применением приема разниц, это отражено в таблице 7 (Приложение 4). Как видно из представленной таблицы в структуре товарооборота Б. увеличилась доля вино-водочных изделий и слабоалкогольных напитков (товарных групп с наиболее высокой торговой надбавкой), что отчасти компенсировало отрицательное влияние резкого снижения доли сопутствующих товаров. В конечном счете изменение структуры товарооборота привело к повышению среднего уровня валового дохода на 0,5 % (50,04 : 100) или на 1503828,92 руб. (3 007 657,84 * 0,5) на Б. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что валовой доход увеличился в сумме, но уменьшился по уровню в % к товарообороту, что привело к потерям в объеме валового дохода. Увеличение валового дохода связано в первую очередь с ростом товарооборота, в том числе за счет роста розничных цен на товары. Необходимо отметить, что характер развития магазина Б.  скачкообразен.

Проведенный анализ является основой для принятия дальнейших управленческих решений по валовому доходу и поиска резервов его роста. Необходимо учесть различный характер влияния факторов на динамику валового дохода и в дальнейшем снижать отрицательное воздействие отдельных факторов.

 

3. Планирование валового дохода, пути и резервы его роста.

 

3.1. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «КОМПАНИЯ КРИСТАЛЛ»

      Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков[6,c.79]. Это выручка (товарооборот), которая необходима для того, чтобы покрыть расходы торгового предприятия. Безубыточный объем продаж, и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий.

Информация, необходимая  для определения точки безубыточности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ», представлена в таблице 8.

Таблица 8 - Исходные данные для определения точки безубыточности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» в 2007 году

Показатели

Значение

Розничный товарооборот, руб.

24 147 271,46

Валовой доход, руб.

5 866 241,38

Доля валового дохода в РТО

0,2429

Издержки обращения  постоянные, руб.

675 319,00

Издержки обращение  переменные, руб.

1 115 616,07

Доля издержек обращения перем. в РТО

0,041095


Исходя из представленных данных можно определить критический объем товарооборота ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»:

ТОкрр.ц = 675 319,00/(0,2429 - 0,041095) = 3 346 393,15 руб.

Критическую величину валовых доходов можно рассчитать по формуле:

ВДкрит.=ИОпост*100/Кп,                                                                        (12)

где Кп - коэффициент покрытия, характеризующий соотношение между величиной валовых доходов и переменными издержками:

Кп=(ВД-ИОпер)*100/ВД                                                                       (13)

Тогда, исходя из данных по ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» получаем:

Кп = (5 866 241,38 – 1 115 616,07)*100/5 866 241,38 = 80,98244%:

ВДкрит = 675 319*100/80,98244 = 833 907,96 руб.

Таким образом, при настоящем объеме издержек обращения  исследуемое торговое предприятие должно иметь товарооборот не менее

3 346 393,15 руб., прибыль предприятия при этом будет равна нулю, а валовой доход составит 833907,96 руб., и весь он будет расходоваться на покрытие издержек обращения. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что запас финансовой прочности предприятия составляет     20800878,31 руб. (что составляет 86,14%) по товарообороту и соответственно 5 032 333,42 руб.  (85,78%) по валовому доходу, что говорит о безубыточности хозяйственной деятельности ЗАО «КРИСТАЛЛ».

 

3.2. Планирование валового дохода ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» с использованием экономико-математического метода.

Планирование  величины доходов торгового предприятия  на предстоящий период осуществляется на основе анализа доходов предприятия. Обычно проводится корреляционно-регрессионный анализ для изучения влияния различных факторов на величину получаемых предприятием доходов. Данный вид анализа сводится к решению следующих основных задач:

  1. Определение степени тесноты связи между результативным и множеством факторных признаков
  2. Установление математической формы связи, что подразумевает выбор функции и определение параметров уравнения.

Корреляционно-регрессионный  анализ проводится при помощи ЭВМ, в  частности, он может проводится с  использованием специальной программы «СТАТИСТИКА», которая призвана облегчить и ускорить проведение анализа.

 

 

Исходные данные для исследования представлены в  таблице 9.

Таблица 9. - Исходные данные для проведения корреляционного анализа

Кварталы

ВД, руб.

ТО, руб.

ТЗ, руб.

Средне-списочная  численность, чел.

Торговая площадь, м2

X1

Y

X2

X3

X4

X5

1

709 810,86 

3 348 173,90 

1 057 917,23 

13

205,8

2

931 370,74 

3 960 118,75 

1 081 882,11 

13

205,8

3

788 864,23 

3 612 530,25 

885 284,95 

13

205,8

4

933 490,06 

4 152 423,90 

1 130 644,08 

15

205,8

5

988 941,87 

4 530 072,30 

900 498,50 

16

205,8

6

995 908,09 

4 597 876,00 

1 371 898,32 

17

296,5

7

924 537,32 

4 083 416,59 

1 243 891,66 

17

296,5

8

1 056 351,75 

4 720 788,28 

1 167 956,06 

18

316,8

9

964 948,79 

4 213 107,22 

1 127 944,81 

19

316,8

10

1 301 891,46 

6 026 272,65 

907 435,72 

19

316,8

11

1 565 844,04 

7 121 052,69 

976 761,84 

20

316,8

12

2 033 557,09 

9 786 838,90 

906 932,48 

20

316,8

Информация о работе Валовой доход и пути его увеличения