Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа
Валовой доход — общая сумма дохода предприятия от всех видов деятельности в денежной, материальной или нематериальной формах.
Несомненно, выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день и представляет научный и практический интерес, так как развитие, функционирование всей организации в целом и отдельных ее элементов зависит от того, насколько правильно на предприятии формируется и используется валовой доход.
Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Валовой доход, экономическая сущность и значение………………. 4
1.1.Валовой доход предприятия и особенности его формирования……….…..4
1.2.Факторы, влияющие на валовой доход……………………………………...8
1.3.Способы расчета валового дохода торгового предприятия………………10
Глава 2. Исследования валового дохода на примере ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»……………………………………………………………………..13
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» ……………………………………………………….13
2.2. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового
предприятия ……………………………………………………………………16
2.3. Факторный анализ валового дохода……………………………………….19
ГЛАВА 3. Планирование валового дохода, пути и резервы его роста……...22
3.1. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»……………………………………………………………………..22
3.2. Планирование валового дохода ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» с использованием экономико-математического метода…………………….…..23
3.3. Основные пути и резервы увеличения дохода на торговом предприятии…………………………………………………………………..…30
Выводы и предложения………………………….……………………….….…34
Список литературы…………………………………………………………..….36
Приложения………………………………………………………………….…..37
Информация о структуре валового дохода представлена в таблице 4 (Приложение 2). Наибольшую долю в объеме валового дохода занимают такие товарные группы, как сопутствующие товары (порядка 30 %), бакалея (14-16 %), кондитерские изделия (10-13 %), а также слабоалкогольные безалкогольные напитки. Наименьшую долю занимают хлеб и хлебобулочные изделия (2,5-3,5 %) и кулинария (менее 1 %). На протяжении трех лет структура валового дохода не изменялась значительно, только были введены в ассортимент винно-водочные изделия, доля которых в магазине Б. к концу 2007 года достигла 15,35 %, из-за чего заметно сократились доли сопутствующих товаров и бакалеи ( с 30,94 % в 2005 г. до 22,59 % в 2007 г. и с 19,14% в 2005 г. до 10,58 % в 2007 г. соответственно). Также периодически появлялась и исчезала такая товарная группа как кулинария.
Рисунок 6 - Динамика структуры валового дохода Б.
Так как абсолютные сумму не могут в полной мере отразить изменение валового дохода, после их изучения анализируется уровень валового дохода и его динамика. Данные о характере изменения уровня валового дохода ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» представлены в таблице 5 (Приложение 3).
Уровень валового дохода Б. колебался в пределах от 19,00 % до 24,23 %, а В. – от 20,00 % до 24,54 %. Это максимальные и минимальные значения.
Таким образом, уровень валового дохода дает представление о том, как соотносятся между собой показатели валового дохода и товарооборота. Именно уровень валового дохода, а не абсолютная сумма, позволяет более объективно выявить и проследить определенные тенденции в развитии валового дохода, определить, какие изменения происходили в его структуре, носили ли они закономерный характер или случайный.
Источником данных о доходоемкости различных товарных групп также является таблица 5 (Приложение 3). Очевидно, что наиболее доходоемкими в целом являются такие товарные группы как вино-водочные изделия, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские изделия и сопутствующие товары. Кроме того, эти группы товаров занимают немалую долю в структуре товарооборота.
Наименее доходоемкими товарными группами являются молочные товары и хлеб и хлебобулочные изделия. Средний уровень торговой надбавки в % к товарообороту составляет на Б. 22,74 %, 22,09 % и 21,55 % с 2005 по 2007 год соответственно. Уровень валового дохода колеблется в динамике. Это связано с тем, что в одну товарную группу входит множество товаров с различными торговыми надбавками, и общий уровень валового дохода зависит от соотношения объемов продаж различных товарных групп с разными надбавками. Кроме того, только в конце 2006 года в ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» вышло распоряжение по предприятию, централизованно устанавливающее размеры торговых надбавок (в % к закупочной цене) по товарным группам.
Разница в уровне валового дохода в динамике порой составляет более 10 процентных пунктов, например, по вино-водочным изделиям во II кв. 2006 года этот показатель составлял 17,56 %, а в IV квартале того же года – уже 28,18 %. Подобное колебание можно наблюдать практически по всем товарным группам в течение 2005 – 2006 гг. В 2007 году эта разница редко когда составляет 2 процентных пункта. Это связано с вышеупомянутым централизованным регулированием уровня торговой надбавки.
2.3. Факторный анализ валового дохода.
Важным этапом анализа валового дохода является факторный анализ, предполагающий изучение и измерение влияния факторов на величину валового дохода. Без глубокого всестороннего анализа факторов невозможно сделать обоснованные выводы о результатах деятельности торгового предприятия, выявить резервы, обосновать планы и принимать верные управленческие решения[10].
Количественная оценка влияния основных факторов на валовой доход ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» будет представлена ниже. При этом будут проанализированы годовые данные за период с 2005 по 2007 год.
Валовой доход Б. в 2007 году (в сопоставимых ценах) возрос по сравнению с 2006 годам на 646 831,22 руб. или на 41,55 %, и по сравнению с 2005 годом – на 597 775,91 руб., что составило 37,23 %. Снизился средний уровень валового дохода в 2007 г. по сравнению с 2006 и 2005 гг. соответственно на 2,44 % (0,54 процентных пункта) и на 5,25 % (1,19 п.п.). Величина валового дохода находится в прямой зависимости от изменения объема товарооборота и среднего уровня валового дохода. Влияние изменения объема продаж на сумму валового дохода рассчитывается как произведение размера отклонения товарооборота в отчетном периоде от товарооборота в базисном периоде на базисный уровень валового дохода.
(ТОотч – ТОбаз)*Увдбаз/100%
В том числе, можно рассчитать изменение валового дохода за счет изменения цен как произведение разницы в объеме товарооборота в отчетном периоде в фактических ценах и сопоставимых на уровень валового дохода в базисном периоде.
(ТОотч
- ТОотч. сопост)*Увдбаз/100%
Влияние среднего уровня на сумму валового дохода рассчитывается как произведение разницы в плановом и фактическом уровнях валового дохода на фактический (ожидаемый) объем реализации, деленное на 100%.
(Увдотч - Увдбаз)*ТОотч/100%
Результаты анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Влияние изменения товарооборота и уровня валового дохода на величину валового дохода Б.
Факторы |
2006 г. |
2007 г. | |
по сравнению с 2005 г. |
по сравнению с 2006 г. |
по сравнению с 2005 г. | |
Изменение V ТО |
+295 158,45 |
+1 236 715,05 |
+1 568 510,39 |
в т.ч. за счет изменения цен |
+298 101,05 |
+824 343,88 |
+848 764,54 |
Изменение среднего УВД |
-54 689,68 |
-75 162,41 |
-166 488,98 |
Итого |
+240 468,77 |
+1 161 552,64 |
+1 402 021,41 |
В связи с увеличением объема товарооборота сумма валового дохода Б. возросла в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1 236 715,05 руб. и по сравнению с 2005 годом на 1 568 510,39 руб. Если бы не было повышения розничных цен, то валовой доход вырос бы за счет этого фактора по сравнению с 2006 годом только на 412 371,17 руб. (1 236 715,05 – 824 343,88) и по сравнению с 2005 годом – на 719745,85 руб. (1 568 510,39 – 848764,54). Снижение среднего уровня валового дохода уменьшило сумму реализованных торговых надбавок в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 75 162,41 руб. и по сравнению с 2005 г. – на 116448,98 руб. Значительное влияние на валовой доход оказывает изменение структуры товарооборота. Влияние этого фактора на уровень валового дохода определятся способом процентных чисел с применением приема разниц, это отражено в таблице 7 (Приложение 4). Как видно из представленной таблицы в структуре товарооборота Б. увеличилась доля вино-водочных изделий и слабоалкогольных напитков (товарных групп с наиболее высокой торговой надбавкой), что отчасти компенсировало отрицательное влияние резкого снижения доли сопутствующих товаров. В конечном счете изменение структуры товарооборота привело к повышению среднего уровня валового дохода на 0,5 % (50,04 : 100) или на 1503828,92 руб. (3 007 657,84 * 0,5) на Б. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что валовой доход увеличился в сумме, но уменьшился по уровню в % к товарообороту, что привело к потерям в объеме валового дохода. Увеличение валового дохода связано в первую очередь с ростом товарооборота, в том числе за счет роста розничных цен на товары. Необходимо отметить, что характер развития магазина Б. скачкообразен.
Проведенный анализ является основой для принятия дальнейших управленческих решений по валовому доходу и поиска резервов его роста. Необходимо учесть различный характер влияния факторов на динамику валового дохода и в дальнейшем снижать отрицательное воздействие отдельных факторов.
3. Планирование валового дохода, пути и резервы его роста.
3.1. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «КОМПАНИЯ КРИСТАЛЛ»
Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков[6,c.79]. Это выручка (товарооборот), которая необходима для того, чтобы покрыть расходы торгового предприятия. Безубыточный объем продаж, и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий.
Информация, необходимая
для определения точки
Таблица 8 - Исходные данные для определения точки безубыточности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» в 2007 году
Показатели |
Значение |
Розничный товарооборот, руб. |
24 147 271,46 |
Валовой доход, руб. |
5 866 241,38 |
Доля валового дохода в РТО |
0,2429 |
Издержки обращения постоянные, руб. |
675 319,00 |
Издержки обращение переменные, руб. |
1 115 616,07 |
Доля издержек обращения перем. в РТО |
0,041095 |
Исходя из представленных данных можно определить критический объем товарооборота ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»:
ТОкрр.ц = 675 319,00/(0,2429 - 0,041095) = 3 346 393,15 руб.
Критическую величину
валовых доходов можно
ВДкрит.=ИОпост*100/Кп,
где Кп - коэффициент покрытия, характеризующий соотношение между величиной валовых доходов и переменными издержками:
Кп=(ВД-ИОпер)*100/ВД
Тогда, исходя из данных по ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» получаем:
Кп = (5 866 241,38 – 1 115 616,07)*100/5 866 241,38 = 80,98244%:
ВДкрит = 675 319*100/80,98244 = 833 907,96 руб.
Таким образом, при настоящем объеме издержек обращения исследуемое торговое предприятие должно иметь товарооборот не менее
3 346 393,15 руб., прибыль предприятия при этом будет равна нулю, а валовой доход составит 833907,96 руб., и весь он будет расходоваться на покрытие издержек обращения. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что запас финансовой прочности предприятия составляет 20800878,31 руб. (что составляет 86,14%) по товарообороту и соответственно 5 032 333,42 руб. (85,78%) по валовому доходу, что говорит о безубыточности хозяйственной деятельности ЗАО «КРИСТАЛЛ».
3.2. Планирование валового дохода ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» с использованием экономико-математического метода.
Планирование величины доходов торгового предприятия на предстоящий период осуществляется на основе анализа доходов предприятия. Обычно проводится корреляционно-регрессионный анализ для изучения влияния различных факторов на величину получаемых предприятием доходов. Данный вид анализа сводится к решению следующих основных задач:
Корреляционно-регрессионный анализ проводится при помощи ЭВМ, в частности, он может проводится с использованием специальной программы «СТАТИСТИКА», которая призвана облегчить и ускорить проведение анализа.
Исходные данные для исследования представлены в таблице 9.
Таблица 9. - Исходные данные для проведения корреляционного анализа
Кварталы |
ВД, руб. |
ТО, руб. |
ТЗ, руб. |
Средне-списочная численность, чел. |
Торговая площадь, м2 |
X1 |
Y |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
1 |
709 810,86 |
3 348 173,90 |
1 057 917,23 |
13 |
205,8 |
2 |
931 370,74 |
3 960 118,75 |
1 081 882,11 |
13 |
205,8 |
3 |
788 864,23 |
3 612 530,25 |
885 284,95 |
13 |
205,8 |
4 |
933 490,06 |
4 152 423,90 |
1 130 644,08 |
15 |
205,8 |
5 |
988 941,87 |
4 530 072,30 |
900 498,50 |
16 |
205,8 |
6 |
995 908,09 |
4 597 876,00 |
1 371 898,32 |
17 |
296,5 |
7 |
924 537,32 |
4 083 416,59 |
1 243 891,66 |
17 |
296,5 |
8 |
1 056 351,75 |
4 720 788,28 |
1 167 956,06 |
18 |
316,8 |
9 |
964 948,79 |
4 213 107,22 |
1 127 944,81 |
19 |
316,8 |
10 |
1 301 891,46 |
6 026 272,65 |
907 435,72 |
19 |
316,8 |
11 |
1 565 844,04 |
7 121 052,69 |
976 761,84 |
20 |
316,8 |
12 |
2 033 557,09 |
9 786 838,90 |
906 932,48 |
20 |
316,8 |