Валовой доход и пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Валовой доход — общая сумма дохода предприятия от всех видов деятельности в денежной, материальной или нематериальной формах.
Несомненно, выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день и представляет научный и практический интерес, так как развитие, функционирование всей организации в целом и отдельных ее элементов зависит от того, насколько правильно на предприятии формируется и используется валовой доход.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Валовой доход, экономическая сущность и значение………………. 4
1.1.Валовой доход предприятия и особенности его формирования……….…..4
1.2.Факторы, влияющие на валовой доход……………………………………...8
1.3.Способы расчета валового дохода торгового предприятия………………10
Глава 2. Исследования валового дохода на примере ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»……………………………………………………………………..13
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» ……………………………………………………….13
2.2. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового
предприятия ……………………………………………………………………16
2.3. Факторный анализ валового дохода……………………………………….19
ГЛАВА 3. Планирование валового дохода, пути и резервы его роста……...22
3.1. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»……………………………………………………………………..22
3.2. Планирование валового дохода ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» с использованием экономико-математического метода…………………….…..23
3.3. Основные пути и резервы увеличения дохода на торговом предприятии…………………………………………………………………..…30
Выводы и предложения………………………….……………………….….…34
Список литературы…………………………………………………………..….36
Приложения………………………………………………………………….…..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Нуднер СПБД 202.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

1.3. Способы расчета валового дохода торгового предприятия

Валовые доходы от реализации товаров в процессе управления ими выражаются следующими основными показателями:

1. Абсолютной  суммой валовых доходов от  реализации товаров - она характеризует  общий размер торговых надбавок, полученных в процессе реализации  товаров в определенном периоде.

  1. Уровнем валовых доходов от реализации товаров. Только показатель абсолютной суммы доходов не может дать объективной картины функционирования торгового предприятия. Поэтому на практике используют относительный показатель, в состав которого входит абсолютная сумма валовых доходов. Он определяется по формуле:

Увд = (ВД/ТО)*100                                                                                   (3)

где Увд - уровень доходов от реализации товаров, в %,

ВД - общая сумма доходов от реализации товаров в определенном периоде;

ТО - общий объем реализации товаров в этом же периоде (в розничной торговле это объем розничного товарооборота, в оптовой торговле - объем оптового товарооборота (складского и транзитного с участием в расчетах), в общественном питании - весь товарооборот в продажных ценах (валовому).

Существует несколько способов расчета валового дохода, основными из них  являются:

  1. по общему товарообороту;
  2. по ассортименту товарооборота;
  3. по среднему проценту;

Расчет  валового дохода по товарообороту.

При способе  расчета по товарообороту валовой  доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:

ВД = ТО*РН / 100,                                                                                    (4)

где ТО - общий товарооборот,

РН - расчетная торговая надбавка.

В свою очередь:

РН = ТН / (100 + ТН),                                                                                 (5)

где ТН - торговая надбавка, %.

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяется одинаковый процент  торговой надбавки. Если ее размер в течение отчетного периода изменялся, следует определить  объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.

Расчет валового дохода по ассортименту товарооборота.

Валовой доход по ассортименту товарооборота определяется по формуле:

ВД = (ТО1*РН1 + ТО2*РН2 + ... +ТОn*РНn) / 100,                                    (6)

где ТОi - товарооборот по группам товаров,

РНi - расчетная торговая надбавка по группам товаров.

Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если для различных групп товаров применяются разные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой[13].

Расчет валового дохода по среднему проценту.

Валовой доход по среднему проценту рассчитывается по формуле:

ВД = ТО*П / 100,                                                                                       (7)

где П - средний процент валового дохода.

В свою очередь:

П = (ТНн + ТНп - ТНв) / (ТО + ОК)*100                                                   (8)

где ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;

ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;

ТНв - торговая надбавка на выбывшие товары. Под выбытием товаров в данном случае понимается так называемый документальный расход (возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров и другое).

ОК - остаток товаров на конец отчетного периода.

Этот способ расчета валового дохода по среднему проценту наиболее прост и может  применяться в любой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследования валового дохода на примере ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ»

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» .

Объектом нашего исследования является ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ», которое было зарегистрировано 24 марта 1996 года. В соответствии с Учредительными документами в 1996 году  оформлена лицензия на право деятельности и организации розничной торговли.  ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» является юридическим лицом  и создано без ограничения срока действия. Основной  его целью является  получение прибыли.

 На сегодняшний  день оно имеет один магазин,  который был открыт на пр. Больничном (далее – магазин Б.),  это продовольственный универсальный магазин, реализующий также большое количество сопутствующих товаров.  Магазин работает с 9:00 до 23:00, раньше он работал до 20:00, а сейчас руководство планирует увеличить время работы до 24:00.

 Форма продажи  – самообслуживание, что предполагает  свободный доступ покупателей  к товарам. Он находится в  спальном районе, где также располагается  большое количество мелких продовольственных  магазинчиков, которые не являются  серьезными конкурентами из-за крайне узкого ассортимента, они не предлагают покупателям сопутствующих товаров и реализуют продукцию только через прилавок.

Магазин Б. занимает цокольный этаж жилого дома (полуподвальное помещение). Имеет 4 небольших зала, что связано с конструкцией дома, и единый расчетный узел (одна касса). Площадь магазина  составляет 264,70 м2, в том числе торговая площадь – 222 м2. Двенадцать лет существует данный магазин и достаточно уверенно. В перспективе предполагается реконструкция в соответствии с требованием архитектурного обновления   снаружи и внутри.

ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» почти не пользуется кредитами. Товары берут по условиям договоров на реализацию. Задолженности перед бюджетом, внебюджетными органами нет, заработная плата выдается вовремя.

Данные о розничном товарообороте и валовом доходе ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» за 3 года представлены в таблице 1 (Приложение 1). Более наглядно эти данные показаны на рисунке  5.

Очевидна общая  тенденция валового дохода к росту  за три года. Наиболее высокие абсолютные показатели в сопоставимых ценах отмечены в IV квартале 2007 г., а наиболее низкие – в I квартале 2007 г. Также из рисунков видно, что в III квартале каждого года валовой доход и товарооборот снижаются, а в IV квартале – повышаются, что является общей тенденцией для торговых предприятий: летом это связано с периодом отпусков, когда население выезжает из города на отдых, а в IV квартале наблюдается всплеск покупательской активности и существенный рост продаж, связанный с предпраздничным периодом. Информация об основных фондах предприятия представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Информация об основных фондах предприятия

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

на нач.

на кон.

на нач.

на кон.

на нач.

на кон.

Основные фонды

           

стоимость, руб.

68794,30 

60384,30 

60384,30 

186337,25 

186337,25

370893,45 

Ф среднегодовой(ср.)

64 589,30 

123 360,78 

278 615,35 

ТО

15 073 246,80 

17 932 153,17 

27 147 271,46 

ТО в сопост. ценах

15 073 246,80 

15 119 859,30 

23 585 813,61 

Ч ср.сп.

15

18

20

Чср.сп.топ

6

9

10

Фондоотдача

233,37

145,36

97,44

Фондоемкость

0,0043

0,0069

0,0103

Фотд. c учетом I цен

233,37

122,57

84,65

Фемк. c учетом I цен

0,0043

0,0082

0,0118

Фондооснащенность

4 305,95 

6 853,38 

13 930,77 

Фондовооруженность

10 764,88

13 706,75 

27 861,54 


 

ЗАО "Компания КРИСТАЛЛ" является закрытым акционерным обществом, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться.

 Компания имеет линейно-функциональную организационную структуру. Организационная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними. Подготовка и обслуживание решений производится коллегиально, а принятие решений и ответственность – первым руководителем единолично. Уровни управления и взаимосвязь между ними представлены на рисунке 4.

Директор



Зам .директора по торговле

   

Гл. бухгалтер

 

Начальник планово-экономического отдела



Начальник торгового  отдела

 

Бухгалтерия

 

Планово-экономический  отдел


 

Отдел кадров

 

Юрист консульт


Рисунок 4 - Уровни управления.

Более подробная  информация о составе и численности  предприятия представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Информация о численности предприятия

 

2005г.

2006г.

2007г.

 

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Численность ср.сп.

15

100

18

100

20

100

в  т.ч.

   

управленческий персонал

6

40

6

33,3

7

38,9

основной персонал

6

40

9

50,0

10

55,6

вспомогательный песронал

3

20

3

16,7

3

16,7

Число прибывших

9

 

13

 

19

 

Число выбывших

9

 

10

 

18

 

 

2.2. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового 
предприятия.

В ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ» единственным источником доходов являются реализованные торговые надбавки, соответственно единственным видом доходов на анализируемом предприятии является валовой доход от реализации.

Торговая надбавка в ЗАО  «Компания КРИСТАЛЛ» устанавливается с учетом произведенных затрат, звенности товародвижения, спроса населения, уровня цен на предприятиях конкурентах. Торговая надбавка колеблется в пределах от 15 % до 40 % в зависимости от товарной группы. Наименьшая торговая надбавка  (15%) устанавливается на товары первой необходимости такие как хлеб, молочные товары. Наибольшая надбавка (30, 35, 40 %) установлена на кондитерские изделия, винно-водочные товары и на основную массу  сопутствующих товаров. Кроме того, торговая надбавка может варьироваться внутри товарной группы, а также в зависимости от сезона (например, торговая надбавка на мороженое обычно составляет 25 %, а в июле она повышается до 30%). Поэтому уровень валового дохода по товарным группам не совпадает с уровнем расчетной торговой надбавки.

При анализе  динамики товарооборота и валового дохода, представленных в таблице 1 (Приложение 1) розничный товарооборот (далее по тексту РТО) в сопоставимых ценах и валовой доход (далее по тексту ВД) в сопоставимых ценах за 2005 год использованы данные за  IV квартал 2001 г. ЗАО «Компания КРИСТАЛЛ».

Рисунок 5 - Динамика РТО и ВД магазина Б.

        Наибольший рост валового дохода наблюдается в IV квартале 2007 года (таблица 3), когда он вырос на 43 % по сравнению с III кварталом, наибольшее снижение валового дохода приходится на I квартал 2007 г. (ВД составил лишь 78,3 % от ВД I кв. и, соответственно, уменьшился на 21,7 %). Такую же тенденцию можно отметить при анализе базисных темпов роста. За три года валовой доход увеличился на 146,2 %, причем такой рост достигнут именно за счет 2-ух последних кварталов 2007 года. При анализе таблицы 3, мы наблюдаем скачкообразное развитие магазина ЗАО «Компания ФРАКАСС». Резкий упадок ВД в I квартале 2007 года был связан с проблемами в аппарате управления торговым предприятием. Но, начиная с II квартала 2007 г., когда сменился состав управленческого персонала, магазин начал работать более эффективно.

Таблица 3 - Темпы роста валового дохода Б. в сопоставимых ценах I кв. 2005г.

2005г.

2006г.

2007г.

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

-

1,37

0,864

1,095

0,855

1,079

0,879

1,179

0,783

1,307

1,357

1,43

-

1,37

1,184

1,296

1,108

1,196

1,051

1,24

0,97

1,268

1,722

2,462

Информация о работе Валовой доход и пути его увеличения