Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:30, курсовая работа
Цель дипломной работы — дать характеристику внутрифирменного планирования и сформировать бизнес-план предприятий.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
сформулировать понятие финансового планирования на предприятиях
сформулировать цели, задачи и принципы бизнес-планирвоания;
показать процесс бизнес-планирования и последовательность разработки бизнес-плана;
оценить структуру и содержание разделов бизнес-плана;
разработать бизнес-план развития предприятия;
охарактеризовать риски и проблемы внедрения инвестиционных проектов
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Сущность финансового планирования на предприятии 5
1.2 Система финансового планирования на предприятии и роль в ней бизнес-плана 12
1.3 Методика составления разделов бизнес-плана 28
2 БИЗНЕС – ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 43
2.1 Характеристика предприятия и инвестиционного проекта 43
2.2 План маркетинга 50
2.3 План производства 66
2.4 Финансовый план 69
2.5 Показатели эффективности и надежности инвестиций 73
3 РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 75
3.1 Понятие рисков инвестирования 75
3.2 Постадийная оценка рисков 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 99
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально - экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых
Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-пана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея - форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил - желаний, потребностей интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и др. элементов общества (рис. 2 и 3).
Рис. 2. Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане3.
Рис. 3. Основные субъективные факторы возникновения предпринимательских идей4
Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем - в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определенным действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируются у предпринимателя с учетом ценностей (представления о значимости различных явлений, о целях жизни и средствах их достижения) и ценностных ориентации (устойчивого отношения к системе материальных и духовных благ и идеалов, которых человек стремиться достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).
Предпринимательские ценности возникают на основе общефилософских и ценностных ориентации общества, собственников (учредителей), акционеров и партнеров предприятия (рис. 4).
Рис. 4. Основные источники предпринимательских ценностей
Наконец, вся совокупность факторов превращается в замысел и план действий. Далее следует волеизъявление - практическое осуществление бизнес-плана и заложенных в него идей.
Деятельность предпринимателя
по отбору и реализации бизнес-идей
технологически проходит в общем 4 укрупненных
фазы (таблица 2).
Таблица 25.
Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане
№ |
Наименование фазы |
Основное содержание |
1. |
Поиск новой идеи и факторы ее возникновения |
Мотивы, состояние рынка, достижения науки и техники, не осознанный и неудовлетворенный спрос и т.п. |
2. |
Анализ потенциальной и |
Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель). |
3. |
Оценка риска |
Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь. |
4. |
Разработка бизнес-плана |
План действий по реализации цели: выбор техники технологии, обеспечения ресурсами, управление процессом и тд. |
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени (рис. 5):
Рис. 5. Детализация этапов6
На первом этапе подготовки
бизнес-плана определяется
Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:
производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка;
- социальная организация, в
- конкурент другим
- социальная единица, учитывающая интересы всего общества;
- часть рыночной многоукладной экономики.
Миссия коммерческих организаций в России обычно формируется очень просто и весьма прямолинейно - максимум прибыли! Подробно на этой проблеме останавливаться не будем.
Миссия фирмы во многом определяется также ее ценностными ориентациями, которые существенно влияют на стратегическое поведение руководителей и всех сотрудников.
Рис. 6. Назначение и содержание миссии предприятия в рыночной среде7
В теории и практике выделяют шесть видов ценностных ориентации (таблица 3).
Таблица 3
Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями [27, с. 266]
Вид ориентации |
Категории ценностей |
Типы предполагаемых организациями целей |
Теоретические |
- Истина - Знания - Рациональное мышление |
Долгосрочные исследования и разработки |
Экономические |
- Практичность - Полезность - Накопление богатства |
- Рост - Прибыльность - Результаты |
Политические |
- Власть - Признание |
- Общий объем капитала, продаж, - Количество работников |
Социальные |
- Хорошие отношения - Привязанность - Отсутствие конфликтов |
- Преобладание социальной - Косвенная конкуренция - Благоприятная атмосфера в организации |
Эстетические |
- Художественная гармония - Форма и симметрия - Состав |
- Дизайн изделия - Качество - Привлекательность даже с |
Религиозные |
Согласие со вселенной ' |
- Этика - Моральные проблемы |
Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, и во внутренней - интегративный эффект в результате комплиментарного поведения сотрудников, координации всех подразделений фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом и обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.
Второй этап - определение целей разработки бизнес-плана. Цель - это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В США до 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
- инициативы - сопоставление
существующего и желаемого
- критерия принятия
решения - оценки информации и
выбора альтернатив,
- инструмента управления - руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса;
- координации
- обеспечение бесконфликтных
- контроля - сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия.
Любое предприятие, как сложная социально - экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Структуризация целей может быть осуществлена по различным признакам.
Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме (рис. 7).
Рис. 7. Требования к формулированию целей предприятия8
Процесс формирования целей проходит в несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом ~ собственником предприятия (группой лиц), включающей владельцев, менеджеров, работников с учетом совместимости их частных интересов (рис. 8).
Рис. 8. Процесс постановки и изменения целей предприятия [20, с. 22]
При постановке нескольких целей а организации важное значение приобретает всесторонний учет горизонтальных и вертикальных связей и взаимодействия между ними (рис. 9, 10).
Рис. 9. Связи между целями предприятия9
Рис. 10. Разрешение конфликта целей и их изменение (пересмотр)
Для упорядочения целей предприятия
и его структурных
Рис. 11. Дерево целей предприятия10
Структуризация целей предприятия может быть произведена по различным критериям, в том числе:
- по уровню декомпозиции или обобщения;
- по видам деятельности и функциям (менеджмент, маркетинг и т.д.);
- по стратегическим
- по внутреннему содержанию и назначению.
Цели предприятия в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены в бизнес-плане примерно следующим образом:
- предоставление
необходимых (соответствующих)
- достижение передовых позиций в отрасли, на рынке;
- накопление
необходимых средств для
- увеличение доли рынка на _, _ %;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- сокращение
нормативных сроков
- выход на новые рынки сбыта к ____;
- снижение затрат на единицу товара на _ %.
На основе общей
цели предприятия формируются
Цели достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовые состояния должников. Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, различные диспропорции. Поэтому в процессе разработки миссии предприятия, целей и задач его развития необходимо оценить многочисленные факторы которые будут влиять на его деятельность (рис. 12).
Из рис. 12 следует,
что эффективность
Спрос
- внешние факторы ---- - внутренние факторы
Рис. 12. Факторы, влияющие на деятельность предприятия11
Одним из существенных факторов является представление о конкуренции и конкурентах.
Рис. 13. Основные факторы развития предприятия
Сопоставление в рамках треугольника конкуренции (рис. 14) емкости рынка, возможности его сегментации, выгод, предлагаемых
Информация о работе Бизнес-план инвестиционного проекта «Пиццерия»