Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:30, курсовая работа
Цель дипломной работы — дать характеристику внутрифирменного планирования и сформировать бизнес-план предприятий.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
сформулировать понятие финансового планирования на предприятиях
сформулировать цели, задачи и принципы бизнес-планирвоания;
показать процесс бизнес-планирования и последовательность разработки бизнес-плана;
оценить структуру и содержание разделов бизнес-плана;
разработать бизнес-план развития предприятия;
охарактеризовать риски и проблемы внедрения инвестиционных проектов
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Сущность финансового планирования на предприятии 5
1.2 Система финансового планирования на предприятии и роль в ней бизнес-плана 12
1.3 Методика составления разделов бизнес-плана 28
2 БИЗНЕС – ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 43
2.1 Характеристика предприятия и инвестиционного проекта 43
2.2 План маркетинга 50
2.3 План производства 66
2.4 Финансовый план 69
2.5 Показатели эффективности и надежности инвестиций 73
3 РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 75
3.1 Понятие рисков инвестирования 75
3.2 Постадийная оценка рисков 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 99
В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продут: а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным образом.
1.4. Характеристика предприятия (фирмы)
Полный перечень сведений о компании
кроме краткой экономико-
занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период), размера уставного капитала и распределения капитала между учредителями включает в себя следующие данные:
1. Идентификационный номер, код ИНН.
2. Полное и сокращенное
3. Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.
4. Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс; республика. область, автономный округ и т. д.. код ОКАТО.
5. Подчиненность предприятия - вышестоящий орган, код ОКО-ГУ.
6. Вид деятельности (основной), код ОКОНХ.
7. Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ.
8. Форма собственности, код ОКФС:
- доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %.
9. Включено или нет в
- республиканский;
- региональный;
10. Банковские реквизиты.
11. Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие.
12. Организационная структура
13. Ф. И. О., телефоны, факсы администрации предприятия.
14. Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия (возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности, срок работы на предприятии) (рис. 20).
Необходимые сведения могут быть получены следующим образом:
1. Пункты 1,2,4, 6, 7 заполняются в соответствии с учредительными документами предприятия, зарегистрированными в установленном порядке. В данных пунктах, а также в пунктах 5 и 8 указываются коды ОКПО. ОКАТО. ОКОНХ, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ, присвоенные предприятию органом государственной статистики.
Рис. 20. Предприятие как производственная система
2. Пункт 3 заполняется в соответствии
со свидетельством о
3. Пункт 9 заполняется на основании справки, полученной от Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства или его территориальных органов.
4. В пункте 10 приводится номер расчетного счета предприятия, ИНН, наименование, корреспондентский счет, БИК, почтовый и юридический адрес банка, обслуживающего данное предприятие, ОКОНХ. ОКПО.
5. В пункте 11 указывается наименование и адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие. Здесь же приводится дата и номер регистрации предприятия в налоговой инспекции.
6. Пункт 12 содержит наименование всех структурных подразделений и дочерних компаний предприятия. Организационная структура предприятия приводится в виде схемы.
7. В пунктах 13. 14 приводятся следующие сведения о должностных лицах предприятия:
- фамилия, имя, отчество:
- номер телефона, факса:
- возраст, в годах;
- образование и квалификация, с указанием учреждения, выдавшего диплом;
- предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности:
- срок работы на данном
Кроме того, указываются крупные акционеры, имеющие более 10% акций (для АО).
Информация о предприятии
История и способ возникновения компании может многое сказать инвестору о ее положении в деловом мире, устойчивости хозяйственных связей, если она уже имеет опыт работы или возникла на базе ранее существовавшего предприятия. В современных условиях предприятия в России может быть создано различными способами, в том числе:
- по решению
собственника имущества или
- в результате
реорганизации существующего
Рис. 21. Основные методы создания предприятия.
При создании нового предприятия важное значение имеет правильный выбор его организационно-правовой формы (ОПФ), который зависит от многих факторов: наличия у предпринимателя стартового капитала и материальных ресурсов, личного опыта и организационных способностей, сферы деятельности, масштабов проекта и условий рынка (рис 22).
Рис. 22. Общая модель выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности17
Наибольшее влияние на поведение учредителей при выборе ОПФ оказывают уровень и объем их ответственности за деятельность создаваемого предприятия. Чаще всего предпочитают не полную ответственность всем своим имуществом, как это имеет место в товариществах, а ограниченную - только вложенный частью капитала.
Особого внимания заслуживают народные предприятия, введенные в хозяйственный оборот с 1 октября 1998г. законом РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ (работников народных предприятий)». Они могут быть созданы путем преобразования любой коммерческой организации за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых АО.
1.5. Выбор вида деятельности (товара, услуги, работы)
Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара [услуги). Необходимо дать не только общее представление о товаре, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность на рынке, спрос на него и т.д. Идея нового продукта обычно проходит несколько стадий отбора (рис 23).
Рис. 23. Процесс разработки товара
Любой товар в реальном исполнении имеет ряд характеристик: качество, набор свойств, название, внешнее оформление, упаковка и др., которые надо подробно описать в бизнес-плане (рис. 24).
Рис. 24. Качественные уровни продукции (услуги) как товара
Прежде всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:
- какую именно потребность он удовлетворяет;
- как реализуется этот товар или оказывается услуга;
- уровень цены и группа
- характеристика спроса на
- каким образом товар продается;
- слабые стороны товара;
- каковы постоянные издержки, связанные с производством товара;
- кто должен освоить
- преимущества товара;
- предполагаемый срок
- возможности и необходимости модернизации товара;
- предполагаемые направления
- перспектива смены данного товара другим.
В описание продукта входят такие сведения, как тип, размер, вес, срок службы, патентная ситуация. Сведения о патентной ситуации содержат ответы на следующие патентно-правовые вопросы:
- защищен ли товар (изобретение) в стране пребывания лицензиара;
- защищен ли товар (изобретение)
- защищен ли товар (изобретение)
- каков объем прав по патентам лицензиара;
- касаются ли пункты формулы изобретения всего объекта или его части;
- защищена ли конкурентная
- могут ли конкуренты
Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции, а, следовательно, и расчетов в этом разделе бизнес-плана, является определение жизненного цикла предлагаемого товара. Жизненный цикл любого товара подчиняется определенным закономерностям и включает в себя ряд стадий (демонстрация, рост, распространение, насыщение, падение) (рис. 25).
Рис. 25. Жизненный цикл товаров и услуг
Скорость прохождения товара по данным фазам цикла зависит от многих обстоятельств, которые одновременно влияют на рыночную конъюнктуру.
Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой Продуктом стадии. Инструменты, которыми предприниматель должен владеть для своевременного упреждения и преодоления падения спроса на товар, многообразны: цены, методы распространения товара, его реклама, маневрирование объектами производства и продвижение товаров на рынке, что влияет на уровень и объем продаж, а следовательно, и финансовые итоги реализации предпринимательского проекта.
Условия производства товара должны показать, какие изменения должны произойти в фирме, чтобы освоить производство данного товара:
- как меняются требования к квалификации работников, следует ли менять людей, где можно найти работников нужной квалификации:
- сколько сотрудников надо
- меняются ли используемые
- как меняется технология и потребуется ли новое оборудование и приспособление;
- какова потребность в новых
научных и конструкторских
Результатом этого анализа является вывод о целесообразности освоения нового товара (услуги) и потребности финансирования.
2.6. План маркетинга
Для организации эффективной предпринимательской деятельности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков (рис. 26, 27, 28, 29 )18.
Рис. 26. Основные направления исследования рыночных условий
|
Количество и размеры фирм |
Характер продукции |
Условия выхода на рынок и ухода с него |
Доступность информации |
Чистая конкуренция |
Множество мелких фирм |
Однородная продукция |
Никаких затруднений |
Равный доступ ко всем видам информации |
Монополистическая конкуренция |
Множество мелких фирм |
Разнородная продукция |
Никаких затруднений |
Некоторые затруднения |
Олигополия |
Число фирм невелико, есть крупные фирмы |
Разнородная или однородная продукция |
Возможны отдельные препятствия |
Некоторые ограничения |
Монополия |
Одна или несколько крупных фирм |
Уникальная продукция |
Практически непреодолимые барьеры на входе |
Некоторые ограничения |
Рис. 27. Характеристика основных типов рынка
Рынок продавца и рынок покупателя можно представить следующим образом:
«Рынок продавца» - это такой тип рынка, где спрос на товар (С) превосходит его предложение (П): С>П
Характерные черты «рынка продавца":
• Наличие дефицита
• Недостаточное качество товара
• Высокие цены
«Рынок покупателя" - это такой тип рынка, на котором спрос на товар ниже предложения: С<П
Характерные черты «рынка покупателя»:
• Отсутствие дефицита
• Тенденция улучшения качества товара
• Тенденция стабильности или снижения цен
Рис. 28. Классификация потребительских рынков
Рис. 29. Виды и характеристики рынков предприятий
Далее составляются и анализируются: производственная программа; организационная структура предприятия; финансовый план и бюджет предприятия; анализ рисков; организационный план. К сожалению, рассмотреть и проанализировать их полностью не представляется возможным из-за ограниченности размеров данного исследования, поэтому, то, что в методологическом аспекте пропущено, будет более детально рассмотрено во второй и третьей части настоящего исследования.
Выводы.
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
- инициирование - активизация, стимулирование
и мотивация намечаемых
- прогнозирование - предвидение
и обоснование желаемого
- оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
- координация и интеграция - учет
взаимосвязи и
- безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий:
- упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности:
- контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
- воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках:
- документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий.
Информация о работе Бизнес-план инвестиционного проекта «Пиццерия»