Бизнес-планирование в структуре внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение построения схемы по которым начинает действовать предприятие. Особенностью темы курсовой работы является методика составления бизнес плана как основы внутрифирменного планирования.
Не все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо. А ведь формальное планирование сулит целый ряд выгод. Тут и системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и проч. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности и росту прибыли.

Содержание работы

Введение. ……………………………………………………………………….4
Глава 1. Особенности и этапы внутрифирменного планирования.
Стратегическое планирование. Основные функции и задачи………….5
Прогнозирование в системе планирования……………………………...8

Глава 2. Бизнес план как основа внутрифирменного планирования .
2.1. Сущность и задачи бизнес планирования………………………………11
2.1 Структура разделов бизнес плана………………………………………..21

Глава 3. Практическая часть
3.1. Цели и задачи предпринимательской сделки……………………….…..22
3.2. Характеристика продукции………………………………………….…..23
3.3. Оценка рынка сбыта ……………………………………………………..24
3.4. Анализ рынка и конкуренты……………………………………..……….25
3.5. План маркетинга…………………………………………...……….…26-27
3.6. План производства…………………………………………………….….28
3.7. Организационный план……………………………………………..…29-30
3.8. Юридический план…………………………………………………….….31
3.9. Финансовый план……………………………………………………….…31
3.10. Стратегия финансирования……………………………………………32

Заключение…………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая (2).docx

— 137.87 Кб (Скачать файл)

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все эти этапы производственного процесса другим методом без помощи  планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели  на основе сбалансированности  и последовательности выполнения всех производственных операций.

 

 

 

 

Цели, которые преследует бизнес-план:

  1. Убедить инициатора или себя в эффективности проекта.
  2. Аргументировать инвестору эффективность данного проекта.

     Цель разработки  бизнес-плана – спланировать  хозяйственную деятельность фирмы  на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Главное достоинство бизнес планирования заключается в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств. Бизнес-план – документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности,  даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана  способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело.

 

Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.

 

 В характеристике  предприятия и продукции указываются  следующие сведения:

- полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты

- размер уставного капитала

- учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале

- характеристики менеджеров высшего звена управления – директора, главного бухгалтера

- основной вид деятельности предприятия

- формулировка миссии предприятия                                                             

     - оценка сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.

 

2.1 Структура разделов бизнес-плана

 




Бизнес-план состоит из следующих разделов:  
Раздел 1. «Возможности фирмы (резюме)».  
Раздел 2. «Общее описание компании».  
Раздел 3. «Виды товаров (услуг)».  
Раздел 4. «Рынки сбыта товаров (услуг)».  
Раздел 5. «Конкуренция на рынках сбыта».  
Раздел 6. «Производственный план». 
Раздел 7. «План маркетинга».  
Раздел 8. «Юридический план»  
Раздел 9. «Организационный план».  
Раздел 10. «Оценка риска и страхование».  
Раздел 11. «Финансовый план».  
Раздел 12. «Стратегия финансирования». 

 

Раздел 1. «Возможности фирмы (резюме)»

Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и неспециалисту — предельная простота и минимум специальных терминов. Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.  
В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на два вопроса: «Что они получат при успешной реализации данного плана?» и «Каков риск потери ими денег?». Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.  
В разделе «Возможности фирмы (резюме)» определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

 

 

 

 

 

Раздел 2. «Общее описание компании»

Собственно бизнес-план начинается с общего описания компании. Его объем не должен превышать нескольких страниц. В описании следует отразить основные виды деятельности и характер компании. Не нужно вдаваться в детали, поскольку их можно изложить в других разделах.  
В данном разделе следует ответить на следующие вопросы. Является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг? Что и как она намерена предоставлять своим клиентам? Где она расположена? В каких географических пределах она намерена развивать свой бизнес (в своей местности, в масштабах страны, в международных масштабах)?  
Следует предоставить также некоторые сведения относительно того, какой стадии развития достигла компания. Находится ли ее бизнес на начальной стадии, когда она еще не имеет полностью разработанный ассортимент продукции? Имеет ли она разработанный ассортимент товаров, но еще не начала маркетинг? Или же она уже ведет маркетинг своих продуктов и стремится расширить масштабы деятельности? Т.е. доказать возможность выполнения проекта.  
Очень важно сформулировать цели бизнеса. Возможно, компания стремится выйти на определенный объем продаж или в определенные географические районы. Или, может быть, она надеется стать открытой компанией либо привлекательным кандидатом на поглощение другой фирмой. Изложение таких целей важно для рецензента и может способствовать возникновению у него значительного интереса к предложениям. Конечно, эти цели должны выглядеть реалистичными и достижимыми.

 

 

 

Раздел 3. «Виды товаров (услуг)»

В этом разделе бизнес–плана описываются все товары и услуги, которые производит фирма. Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы. В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:  
1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.  
2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).  
3. Название товара.  
4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?  
5. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?  
6. Дорогие ли эти товары (услуги)?  
7. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?  
8. На каких рынках и каким образом они продаются?  
9. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?  
10. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров или технологии их производства представления?  
11. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара?  
12. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?  
13. Имеет ли данный товар фирменную марку?  
14. Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?

Раздел 4. «Рынки сбыта товаров (услуг)»

Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.  
Вначале предпринимателю необходимо найти ответ на следующие вопросы:  
1. На каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой? 
2. Какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?  
3. Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям?  
4. Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?  
5. Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?  
6. Как предполагается реагировать на эти изменения?  
7. Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?  
8. Какова общая и импортная емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы?  
9. Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков?  
10. Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?  
11. Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?  
После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес–плана необходимо представить:  
• Оценку потенциальной емкости рынка.  
• Оценку потенциального объема продаж.  
• Оценку реального объема продаж. 

 

Раздел 5. «Конкуренция на рынках сбыта»

Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).  
Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений. Для каждого из целевых рынков надо сравнить позиции фирмы с позициями конкурентов по таким критериям, как реклама, размещение, продукция, услуги, цены и имидж.  
Ранг фирмы и главных конкурентов указывается по 5-ти или 10-ти балльной системе. Для каждого из целевых рынков надо сравнить транспортные затраты с затратами у конкурентов, качество продуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен, а также иметь представление о рекламной кампании и имидже фирм.

 

 

 

Раздел 6. «Производственный план»

План производства является одним из основных разделов бизнес-плана, в котором рассматриваются основные производственные показатели и объемы реализации продукции, переменные и постоянные издержки, план по персоналу, затраты на амортизацию основных производственных фондов, требования к организации производственного процесса и основные технико-экономические характеристики производства, специализированного оборудования и используемых технологий.  
В данном разделе подробно описывается путь, с помощью которого планируется наладить производство и реализацию продукции с указанием проблемных и узких мест, на которые необходимо обратить особое внимание и средств (методов) их преодоления.

Раздел 7. «План маркетинга»

Основная цель маркетингового плана заключается в том, чтобы показать потенциальному инвестору (стратегическому партнеру) элементы маркетинговой программы претендента, стратегии и тактики его поведения на рынке. Кроме того, в рамках маркетингового плана часто оценивается объективность анализа конкуренции на конкретном целевом рынке и концентрация внимания руководства компании на наращивании ключевых конкурентных преимуществ.  
Маркетинговый план имеет крайне важное значение в структуре бизнес-плана, поскольку он определяет оптимальную стратегию компании на рынке и во взаимоотношениях с внешними партнерами и конкурентами, а потому от его объективности и проработанности во многом зависит успех рыночной деятельности компании.

 

 

 

Раздел 8. «Юридический план»

В этом разделе, который особенно важен для новых предприятий и фирм, указывается та форма, в которой намечается вести дела. Практически, речь идет о форме собственности и правовом статусе организации: частная фирма, кооператив, государственное предприятие, СП и так далее. 

Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые тоже могут повлиять на успех проекта, и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.  
Конкретное наполнение раздела соответственно зависит от выбранной правовой формы организации. Западные инвесторы предпочитают иметь дело с предпринимателями, вкладывающими в дело свои собственные средства. Малое предприятие – наиболее короткий путь к успеху для начинающего предпринимателя, особенно, в сфере перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Эффективность малых предприятий состоит в том, что они способны активизировать структурную перестройку экономики, дать широкую основу выбора потенциальным потребителям и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

 

 

 

 

 

 

Раздел 9. «Организационный план»

В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалификационные требования, где указывается:  
а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;  
б) на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты));  
в) есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;  
г) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные: 
– квалификация;  
– прежний опыт работы и его полезность для предприятия.  
Также в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает:  
а) кто и чем будет заниматься;  
б) взаимодействие всех служб друг с другом;  
в) координацию и контроль их деятельности.  
Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования.

 

 

 

 

 

 

Раздел 10. «Оценка риска и страхования»

Раздел разбит на две части. В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.  
Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:  
1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.  
2. Приводится программа страхования от рисков.  
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.

Информация о работе Бизнес-планирование в структуре внутрифирменного планирования